Федерализм

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФЕДЕРАЛИЗМ
1) система государственного устройства на принципах федерации, на федеративных началах; 2) политическое течение, движение за установление такого строя.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Федерализм (бюджетный)
законодательно принимаемая норма равноправных (партнерских) отношений между федеральным центром и субъектами РФ при формировании доходов бюджетов всех уровней за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит

федерализм
Принцип государственного или общественного устройства, при котором федеральные единицы (например, земли, штаты, кантоны, республики, национальные общественные организации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы, регулирующие решение вопросов, относимых к компетенции данного уровня. Наряду с этим принцип федерализма предусматривает наличие единых органов федеральной власти, единого гражданства, единой денежной системы на территории всех субъектов федерации.

Источник: Социальное рыночное хозяйство словарь терминов.

Федерализм
1) Форма государственного управления, основанная на разделении полномочий, бюджета и избирательных процедур между центральной (общенациональной) властью и властями территориальных частей государства (т.н. субъектов федерации). Этот принцип иногда называют вертикальным разделением властей (в отличие от горизонтального – на законодательную, исполнительную и судебную власти). Как правило, центральным органам власти передается ограниченный круг полномочий, исполнение которых на региональном уровне затруднительно или невозможно (внешняя политика, вооруженные силы, денежная эмиссия и т.п.). Все остальные полномочия считаются закрепленными за субъектами федерации, которые осуществляют эти полномочия по своему усмотрению, без вмешательства центральной власти, но без противоречия общенациональной конституции. Региональные власти принимают участие и в управлении государством через своих представителей в одной из палат двухпалатного парламента. Ф. допускает значительное разнообразие политических форм, если незыблемыми остаются его основные принципы: автономия региональных властей, участие субъектов в общенациональном законодательстве (верхняя палата) и достаточно четкое юридическое оформление принципов Ф. в Основном законе государства. Иногда Ф. ошибочно понимают как способ организации многонациональных государств; исторический опыт показывает, что это ведет, чаще всего, к распаду государства. 2) Учение о политической организации общества, основанное на принципах равенства и независимости не только граждан, но и территориальных частей государства, и трактующее государство как добровольное объединение таких частей, сохраняющих автономию в регулировании общественной жизни в своих территориальных пределах. Вслед за принципами верховенства гражданина над государством, Ф. исходит из того, что части государства первичны, а государство вторично, поскольку оно существует только с общего согласия этих частей. В своем современном виде идея Ф. зародилась в XV-XVI вв. в европейском протестантизме как моральный завет и затем обрела политическую форму как способ охраны общества от насилия слишком сильного централизованного государства. Центральным принципом Ф. является признание разнообразия как достоинства страны, а не как угрозы для целостности государства. Он отражен в латинском девизе «e pluribus unum» – «в многообразии единство» (девиз на гербе США). Разнообразие понимается как залог единства, т.к. разные части дополняют друг друга и не могут друг без друга обойтись. 3) Политическое движение в централизованных государствах, ратующее за внедрение федеративных принципов в управление страной, за автономию ее частей. Зачастую Ф. служит прикрытием националистических, по сути, движений, нацеленных на территориальную автономию этнических меньшинств или на их сепаратизм. Л.В. Смирнягин

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
218.39 кб

Бюджетный федерализм в России: сценарии развития

Казаков В. В.
Обсуждаются проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации и возможные сценарии его развития с учетом международного опыта и проецированием его в российскую действительность.
Читать PDF
576.31 кб

Эндогенная (де)централизация и российский федерализм

Либман Александр Михайлович
Статья посвящена эконометрическому исследованию факторов распределения налогового дохода между уровнями власти в Российской Федерации на основе теории эндогенной (де)централизации.
Читать PDF
162.96 кб

Бюджетный федерализм как основа региональной экономической политики в современной России

Колодина Елена Алексеевна
Рассматриваются тенденции развития федеративных отношений и местного самоуправления в современной России. Исследуются причины дотационности большинства российских регионов и муниципалитетов.
Читать PDF
343.60 кб

Бюджетный федерализм и трансфертная система как инструменты региональной политики

Пшиканокова Нуриет Ибрагимовна
Основное внимание уделено теоретическим аспектам функционирования региональной экономики оценке ее финансового потенциала, принципам бюджетного федерализма в России, разработке региональных управленческих решений и их информационн
Читать PDF
179.67 кб

Федерализм и децентрализация / под ред. А. В. Гайды, В. Н. Руденко. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 416

Рой О. М.
Читать PDF
201.26 кб

Игнатов В. Г. Российский федерализм и пути его совершенствования. Ростов н/д: Изд-во СКАГС, 2010. –

Овсепян Жанна Иосифовна
Читать PDF
108.03 кб

\ актуальная тема \ унитарный федерализм

Трушин Александр
Читать PDF
102.82 кб

Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения

Арыкбаев Равиль Каримович, Набиев Рамазан Абдулмуминович
Раскрыта сущность бюджетного федерализма, показаны различные подходы к выравниванию бюджетных систем. Рассмотрены децентрализованная и кооперативная модели бюджетного федерализма.
Читать PDF
165.57 кб

Региональная экономическая политика и бюджетный федерализм в современной России

Колодина Елена Алексеевна
Рассматривается система бюджетного федерализма как основа формирования региональной экономической политики России. Исследуются причины дотационности большинства российских регионов и муниципалитетов.
Читать PDF
1,000.31 кб

Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы развития на современном этапе

Алешин Валерий Алексеевич, Овчинников Виктор Николаевич, Челышева Эльвира Александровна
В условиях финансовой нестабильности особую актуальность приобретает необходимость совершенствования бюджетно-налогового механизма распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней.
Читать PDF
417.89 кб

Эффективная инвестиционная политика как важнейшее условие соблюдения принципов бюджетного федерализм

Шишкова Ирина Сергеевна
Статья посвящена вопросам эффективной реализации в условиях антикризисного развития инвестиционной политики, играющей определяющую роль в сохранении социально-экономической стабильности Российской Федерации и ее субъектов.
Читать PDF
171.03 кб

Обзор журнала «Федерализм»

Богатырёва Людмила Вячеславовна

Похожие термины:

  • Бюджетный федерализм

    отношения между бюджетами разных уровней
  • ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

    принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на приоритете федерации.
  • Принцип бюджетного федерализма

    разделение задач и источников финансирования между бюджетами разных уровней, при котором минимизируется вмешательство вышестоящих государственных органов в процессы формирования и исполнения
  • Принцип фискального федерализма

    означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы, при котором правительство обеспечивает общенациональные цели (оборону, охрану окружающей среды, управление и т.д.), а