Федерализм
ФЕДЕРАЛИЗМ
1) система государственного устройства на принципах федерации, на федеративных началах; 2) политическое течение, движение за установление такого строя.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Федерализм (бюджетный)
законодательно принимаемая норма равноправных (партнерских) отношений между федеральным центром и субъектами РФ при формировании доходов бюджетов всех уровней за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.
Источник: Терминологический словарь: финансы, денежное обращение и кредит
федерализм
Принцип государственного или общественного устройства, при котором федеральные единицы (например, земли, штаты, кантоны, республики, национальные общественные организации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы, регулирующие решение вопросов, относимых к компетенции данного уровня. Наряду с этим принцип федерализма предусматривает наличие единых органов федеральной власти, единого гражданства, единой денежной системы на территории всех субъектов федерации.
Федерализм
1) Форма государственного управления, основанная на разделении полномочий, бюджета и избирательных процедур между центральной (общенациональной) властью и властями территориальных частей государства (т.н. субъектов федерации). Этот принцип иногда называют вертикальным разделением властей (в отличие от горизонтального – на законодательную, исполнительную и судебную власти). Как правило, центральным органам власти передается ограниченный круг полномочий, исполнение которых на региональном уровне затруднительно или невозможно (внешняя политика, вооруженные силы, денежная эмиссия и т.п.). Все остальные полномочия считаются закрепленными за субъектами федерации, которые осуществляют эти полномочия по своему усмотрению, без вмешательства центральной власти, но без противоречия общенациональной конституции. Региональные власти принимают участие и в управлении государством через своих представителей в одной из палат двухпалатного парламента. Ф. допускает значительное разнообразие политических форм, если незыблемыми остаются его основные принципы: автономия региональных властей, участие субъектов в общенациональном законодательстве (верхняя палата) и достаточно четкое юридическое оформление принципов Ф. в Основном законе государства. Иногда Ф. ошибочно понимают как способ организации многонациональных государств; исторический опыт показывает, что это ведет, чаще всего, к распаду государства. 2) Учение о политической организации общества, основанное на принципах равенства и независимости не только граждан, но и территориальных частей государства, и трактующее государство как добровольное объединение таких частей, сохраняющих автономию в регулировании общественной жизни в своих территориальных пределах. Вслед за принципами верховенства гражданина над государством, Ф. исходит из того, что части государства первичны, а государство вторично, поскольку оно существует только с общего согласия этих частей. В своем современном виде идея Ф. зародилась в XV-XVI вв. в европейском протестантизме как моральный завет и затем обрела политическую форму как способ охраны общества от насилия слишком сильного централизованного государства. Центральным принципом Ф. является признание разнообразия как достоинства страны, а не как угрозы для целостности государства. Он отражен в латинском девизе «e pluribus unum» – «в многообразии единство» (девиз на гербе США). Разнообразие понимается как залог единства, т.к. разные части дополняют друг друга и не могут друг без друга обойтись. 3) Политическое движение в централизованных государствах, ратующее за внедрение федеративных принципов в управление страной, за автономию ее частей. Зачастую Ф. служит прикрытием националистических, по сути, движений, нацеленных на территориальную автономию этнических меньшинств или на их сепаратизм. Л.В. Смирнягин
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.