ФАШИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Найдено 1 определение
ФАШИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
буржуазные концепции, сущность к-рых заключается в теоретич. оправдании экономич. политики фашистских гос-в; составная часть идеологии фашизма.
Фашистские теоретики не создали собств. направления в бурж. политич. экономии. Сильное влияние на формирование Ф. э. т. оказали идеи Ф. Листа (Германия) и представителей исторической школы, концепция солидаризма Л. Дюги (Франция), согласно к-рой сущность, функции и цели бурж. права и гос-ва основываются на принципе солидарности всех членов общества, а также расовая и геополитич. доктрины фашизма. В значит. степени содержание Ф. э. т. ограничивалось описанием экономической политики фашистских государств с точки зрения указанных концепций.
Все Ф. э. т. независимо от страны происхождения имеют ряд общих черт: антимарксизм, экономии. национализм, апология экономич. и политич. экспансии, подавления рабочего движения, социальная демагогия. Элементом Ф. э. т. является концепция «корпоративного гос-ва».
Наиболее ярко эти черты выступают в экономич. концепции герм. фашизма (национал-социализма). Антимарксистский характер этой концепции выражается прежде всего в теории «третьего пути» (Г. Федер, К. Бринкман, П. Кранхальс, X. Бакке и др.). Согласно последней, «преобладающий путь мирового экономического и политического развития лежит между капитализмом и социализмом» (Brinkmann С., Weltpolitik und Weltwirtschaft der neuesten Zeit, B., 1936, S. 93—94). Движение по «третьему пути» определяется единой целью нации, имеющей неэкономич. содержание, напр. идеей нац. суверенитета (т. е. стремлением пересмотреть Версальский договор) и т. п. Наличие общенац. цели якобы ликвидирует социальные противоречия внутри хоз. системы национал-социализма, построенной по расовому признаку. Обеспечение экономич. единства герм. нации возлагалось на систему террора, устранение из экономич. жизни страны представителей т. н. неарийских рас, тотальное распространение фашистской идеологии, резкое усиление экономич. функций гос-ва и герм. разновидность корпоративизма. В рамках союзов предпринимателей крупнейшие капиталисты должны были играть роль «естеств. лидеров», или фюреров. По мнению идеологов герм. фашизма, отсутствие социальных конфликтов (т. е. подавление их фашистским гос-вом) внутри нац. х-ва создавало возможность для мировых геополитич. изменений. В центре герм. фашистской концепции мировой экономики находился принцип экономич. национализма, гарантирующего экономич. самообеспечение Германии (автаркию). Экономич. национализм противопоставлялся сложившейся системе междунар. капиталистич. разделения труда. Последняя рассматривалась фашистскими экономистами как «английская форма мировой экономии,, экспансии». Будущее развитие мировой экономики понималось ими как насильств. формирование замкнутых хоз. блоков (пространств), окружённых протекционистскими барьерами и характеризующихся расовой однородностью населения. Экономические блоки должны были создаваться по принципу концентрации сырьевых и продовольств. зон вокруг мощной индустриальной державы с полным обеспечением пром. центра необходимыми производств. ресурсами (внутризональная автаркия). Тогда «место мировой экономики займет экономика больших пространств, которые характеризуются объединением народов равных и родственных рас...» (BackeH. Um die Nahrungsfreiheit Europas. Weltwirtschaft oder Grossraum, Lpz., 1942, S. 216).
Обязат. элементами экономич. концепции герм. фашизма были демагогия, утверждения о необходимости борьбы против «процентного рабства», «засилья плутократии» и т. п. Экономич. теория герм. фашизма несостоятельна в науч. отношении и имеет крайне реакц. характер. Факты показывают, что в годы гитлеровской диктатуры (1933—45) происходила реприватизация собственности, усиление экономич. и политич. позиций герм. монополистич. капитала, усиление диспропорций капиталистич. воспроиз-ва вследствие широкомасштабной милитаризации экономики и др. процессы, присущие капитализму. На практике получилось не развитие по «третьему пути», а изменение формы капиталистич. производств. отношений, превращение их в фашистский вариант военно-гос. монополистич. капитализма. Доктрина мировой экономики герм. фашизма служила теоретич. обоснованием экономич. и политич. экспансии герм. империализма, его стремления к экономич. и территориальному переделу мира. Демагогия, заявления идеологов герм. фашизма предназначались для маскировки истинных целей их экономич. политики, вытекавших из интересов монополистич. капитала Германии, оправдания «ариезации» собственности, психология, обработки нем. народа.
Официальной экономич. доктриной итал. фашизма являлась концепция «корпоративного гос-ва». В соответствии с ней реализацию общенац. целей призвано осуществлять фашистское гос-во, опирающееся на систему корпораций, пронизывающую всю обществ. жизнь страны. Корпорация, действующая в сфере экономики, по мнению фашистских экономистов, должна была обладать след. свойствами: отраслевая структура, предполагающая одноврем. участие трудящихся и предпринимателей; руководство каждой корпорацией со стороны представителей фашистской партии, гос-ва, ассоциаций предпринимателей и верхушки фашистских профсоюзов; нац. координация деятельности корпораций посредством Центр. корпоративного совета, возглавлявшегося «вождём нации» («дуче»); принудит. всеобщее участие в корпорациях. Идеологи итал. фашизма (Г. Бартолотти, А. Пенначпо, А. Симончелли идр.) считали, что корпорации — «единые организации всех производительных сил» способны обеспечить развитие экономики в соответствии с общенац. целями и гос. решениями. По их мнению, фактор, объединяющий итал. общество (национализм), преобладал над разъединяющим фактором (социальные различия в экономич. и политич. интересах членов корпораций). Концепция «корпоративного гос-ва» была направлена в первую очередь против интересов трудящихся. Она предусматривала ликвидацию демократия, профсоюзного движения, экономич. и политич. завоеваний рабочего класса. В период диктатуры Б. Муссолини забастовки были официально объявлены «уголовным преступлением». Реальное воплощение концепции «корпоративного гос-ва» усилило внеэкономич. принуждение и эксплуатацию трудящихся, содействовало милитаризации итал. экономики.
Экономич. концепция исп. фашизма (фалангизма) получила название «нац. синдикализма». Хотя представители этой концепции рассматривали «корпоративное гос-во» итал. типа лишь как отправной момент своей теории, между двумя концепциями не существует принципиальных различий. Теоретики исп. фашизма (Р. Ледесма Рамос, О. Редондо Ортега, X. А. Примо де Ривера, С. Мерино и др.) ставили развитие экономики в зависимость от нац. целей, определяемых «общей судьбой» нации. Промежуточными элементами между «общей судьбой» и экономикой, по их мнению, являлась политика фашистского гос-ва и нац. синдикаты. Согласно этой концепции, нац. синдикаты должны были создаваться в принудит. порядке и контролироваться гос-вом. Исп. вариант «корпоративного гос-ва» характеризовался тремя осн. особенностями. Во-первых, нац. синдикаты имели не только отраслевую, но и социальную структуру: в них включались только трудящиеся. Во-вторых, вертикальное строение синдикатов было более глубоким, чем в итал. корпорациях. Исп. синдикаты должны были охватывать весь экономич. процесс: от добычи сырья до реализации готовой продукции. В-третьих, поле деятельности синдикатов предполагалось более узким, чем у итал. корпораций. Оно было ограничено экономич. областью, управление к-рой не входило в прямые функции гос-ва и церкви. В сферу прямого гос. контроля, обеспечивающего «единство нации», входили внеш. торговля, междунар. платёжные отношения, часть кредитной системы и др. области нац. х-ва.
Экономич. концепция португ. фашизма («салазаризма») мало отличалась от концепций итал. «корпоративного гос-ва» и исп. «нац. синдикализма». Характерные её черты — сильное воздействие клерикализма на определение «общей судьбы» нации и относительно меньшая (по сравнению с «нац. синдикализмом») сфера экономич. деятельности гос-ва. В 50—60-х гг. в эту теорию были включены нек-рые элементы долгосрочного программирования экономики.
После 2-й мировой войны 1939—45 экономич. концепции итал. и герм. фашизма получили развитие в экономич. взглядах идеологов неофашизма. Неофашисты выступают с яростными нападками на марксизм, призывают к созданию «тотального гос-ва», способного якобы объединить экономич. интересы всех социальных групп капиталистич. общества. В частности, западногерм. неонацисты, изображая «тотальное гос-во» как воплощение «нац. духа», представляют его в виде органа, обеспечивающего «социальное партнёрство» профсоюзов и ассоциаций предпринимателей па национал истич. основе. Пытаясь добиться политич. влияния, неофашисты прибегают к безудержной социальной демагогии. На словах они выступают за ограничение «крупномасштабной, антисоциальной и разрушительной конкуренции», за снижение цен и налогов и т. п. Такие утверждения противоречат их же призывам к усилению милитаризации экономики и наращиванию воен. бюджета — необходимым элементам реваншистской доктрины. Экономич. концепция западногерм. неофашистов отличается также сильным влиянием автаркия. идей. Идеологи неонацизма выдвинули ряд принципов экономич. национализма: сокращение импорта, резкое уменьшение размеров помощи развивающимся странам, ограничение притока иностр. капитала, принятие законов, в соответствии с к-рыми доля западногерм. капитала в акц. капитале любого предприятия должна превышать 50%.
Экономич. взгляды неофашистов основываются на принципах, характерных для старых Ф. э. т. Идеологи неофашизма пытаются приспособить эти антинаучные и крайне реакционные концепции к изменившимся экономич. и политич. условиям современности.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.