Европейской экономическое сообщество
Источник: Международный менеджмент ключевые дефиниции.-Иркутск Издательство АДИС 2016
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Источник: Словарь по экономической теории
Источник: Школьный экономический словарь. 1999 г.
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
Решение о подготовке договора, предусматривающего расширение сферы экономической интеграции, было принято в июне 1955 г. в Мессине министрами иностранных дел 6 государств — учредителей ЕЭС (ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга). Подготовка договора велась Комитетом экспертов, получившим название «Комитет Спаака» по имени его председателя. Переговоры о подписании договора проходили в Брюсселе с июня 1956 г. Договор об учреждении ЕЭС был подписан в Риме (Римский договор) 25 марта 1957 г. и официально вступил в силу 1 января 1958 г. (одновременно с договором о создании «Евратома») после его ратификации парламентами всех шести стран учредителей. В Римском договоре, учредившем Сообщество, предусматривалось в качестве первоочередной задачи создание «Общего рынка» путем ликвидации национальных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов, а также постепенный переход к проведению единой политики в различных областях экономической и социальной жизни стран участниц (сельское хозяйство, конкуренция, транспорт, налоги и т.д.).
Расширения состава ЕЭС были оформлены специальными договорами. Присоединение к ЕЭС новых стран не отразилось на основных условиях и целях Римского договора. Новые члены полностью взяли на себя все обязательства, вытекающие из договора об учреждении ЕЭС, ЕОУС и «Евратома», а также всех решений, принятых на их основе органами трех сообществ за истекшие годы. Организационная структура. Основными органами ЕЭС являлись Совет, Комиссия, Ассамблея (с 1962 г. принято название Парламент или Европейский парламент), Суд, Экономический и социальный комитет. В 1958—1969 гг. (так называемый переходный период) мероприятия Сообщества были в основном направлены на устранение барьеров, препятствовавших созданию «Общего рынка». Таможенные пошлины во взаимной торговле стран участниц после постепенного снижения в период 1959—1968 гг. были в основном упразднены к 1 июля 1968 г. Боvльшая часть количественных ограничений была отменена уже в 1962 г., а остальные — к концу переходного периода. Одновременно проходил процесс замены национальных таможенных тарифов стран участниц единым тарифом, ограждающим территорию Сообщества в торговле со странами, не входящими в ЕЭС. В полном объеме участники ЕЭС начали применять единый тариф с 1 июля 1968 г., одновременно с упразднением таможенных пошлин внутри «Общего рынка».
Важным элементом деятельности «Общего рынка» в 60 е гг. была единая сельскохозяйственная политика. В течение переходного периода были введены в действие единые цены и правила регулирования рынков по всем основным сельскохозяйственным товарам, а также создан протекционистский механизм, применяемый в торговле с «третьими» странами. К 1968 г. были в основном реализованы положения Римского договора о свободном движении рабочей силы внутри «Общего рынка». В принципе выходцы из одной страны ЕЭС приравнивались по условиям найма, заработной платы и социального обеспечения к национальным рабочим другой страны. В 70 е и в начале 80 х гг. перед участниками ЕЭС встала задача развития интеграции путем формирования экономического союза, предполагающего выработку и проведение совместной политики по основным направлениям экономической и социальной жизни, что в ряде случаев не предусматривалось положениями Римского договора.
В 1971 г. страны ЕЭС приняли план создания валютно экономического союза («план Вернера»), предусматривавший переход его участников к единой валюте, общим золотовалютным резервам и единой политике в области международных расчетов, т.е. передачу под национальный контроль основных рычагов управления экономикой стран участниц. Реализация этого плана свелась к созданию в 1972 г. механизма поддержания взаимных курсов валют этих стран («европейская валютная змея»). План, принятый в декабре 1979 г. по инициативе ФРГ и Франции, ставил перед странами ЕЭС значительно более скромные задачи. Речь шла в нем уже не о валютно экономическом союзе, а о создании в рамках «Общего рынка» Европейской валютной системы (ЕВС).
В основу ЕВС был положен принцип «фиксированных, но гибких паритетов» национальных валют стран участниц, официально привязанных к специально созданной европейской валютной единице — ЭКЮ. Система вступила в силу в марте 1979 г. В ней согласились участвовать восемь стран ЕЭС: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Ирландия и Люксембург. Великобритания временно воздержалась от присоединения к ЕВС. Вместе с тем она зарезервировала за собой возможность при определенных условиях присоединиться к ней в будущем. Одной из важнейших сторон деятельности ЕЭС являлось установление взаимоотношений с ЕЭС с «третьими» странами и международными организациями (ГАТТ, ОЭСР, ЕЭК и другими специализированными организациями ООН). К началу 1982 г. ЕЭС установило договорные отношения в разной форме почти со 100 государствами. В Западной Европе ЕЭС заключило в 1972—1973 гг. серию соглашений со странами ЕАСТ (Австрией, Швецией, Швейцарией, Исландией, Португалией, Норвегией, а также Финляндией, ассоциированной с ЕАСТ). В соответствии с этими соглашениями в период с 1973 по 1977 г. во взаимной торговле стран ЕЭС со странами ЕАСТ были отменены количественные ограничения и таможенные пошлины на промышленные товары. В 1975 и 1979 гг. между ЕЭС и большой группой стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана (страны АКТ) были заключены соглашения о торгово экономических отношениях (I и II Ломейские конвенции). В 1976—1977 гг. ЕЭС заключило соглашения с Алжиром, Тунисом, Марокко, АРЕ, Сирией, Иорданией и Ливаном (в полном объеме вступили в силу в 1978 г.).
Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения
(EUROPEAN ECONOMIC COMMUNITY). Общий рынок, единое торговое пространство; в соответствии с Римским договором от 25 марта 1957 г. - экон. союз, образующий Общий рынок Бельгии, Люксембурга, Франции, Германии, Италии и Нидерландов. В 1952 г. первые шесть стран - членов Европейского Сообщества (ЕС) создали Европейское сообщество по угольной и сталелитейной промышленности (ЕСУС), а в 1958 г. - Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ). В 1953 г. к шести странам присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, к-рые ранее были членами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). 1 января 1981 г. в ЕС вступила Греция, а позднее - Испания и Португалия9 мая 1950 г. министр ин. дел Франции Роберт Шуман выдвинул план выхода Европы из послевоенного кризиса. В качестве первого шага на пути к тому идеалу единой Европы, к-рый в прошлом пытались достичь только насильственно, он предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность европейских стран. В настоящее время разрабатываются планы обеспечения к 31 декабря 1992 г. свободной торговли и промышленного сотрудничества между странами. (Уже реализованы. - Прим. науч. ред.)В 1967 г. ЕСУС, ЕЭС и ЕВРАТОМ осуществили слияние своих исполнительных органов, добавив к Парламенту и Международному суду единую комиссию и единый совет в качестве органов ЕС. Комиссия ЕС (исполнительный орган) в составе 13 комиссаров со штаб-квартирой в Брюсселе осуществляет управление деятельностью ЕС. Основным органом ЕС, принимающим решения, является состоящий из 12 членов (по одному от каждой страны) Совет министров. Фин. и контрольные полномочия Европейского парламента, заседающего в Люксембурге и Страсбурге, ограничены. Международный суд также находится в Люксембурге; каждое входящее в ЕС гос-во представлено в нем одним членом. Суд обеспечивает соответствие политики ЕС и ее реализации законодательству.Европейская валютная система (ЕВС) была создана в марте 1979 г. и включала 8 членов. Ее принципы разработаны в соответствии с принципами МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА (МВФ) и направлены на сокращение краткосрочных колебаний курсов валют ЕС. Европейская валютная единица (ЭКЮ), определяемая на основе `корзины` валют стран - членов ЕС, используется в международных расчетах гос-в ЕС и поддерживается обязательной валютной интервенцией.Первые прямые выборы в Парламент состоялись 7 и 10 июня 1979 г. 410 членов Парламента (некоторые из них были видными политическими деятелями) должны были обеспечить более активное участие этого органа в разработке политики ЕС.Общая с.-х. политика, осуществление к-рой началось в 1962 г., была направлена на обеспечение гарантий в области поставок продовольствия по стабильным и разумным ценам и повышение эффективности с. х. Она привела к возникновению излишков ряда продуктов и установлению внустановлению внутренних цен существенно выше мирового уровня. Субсидированный экспорт с.-х. продукции из стран ЕС неоднократно вызывал озабоченность в США.ЕС заключало рамочные соглашения со многими развивающимися странами. В 1975 г. ЕС и более чем 50 бывших колоний Африки, Карибского бассейна и Тихого океана подписали Ломейское соглашение, обеспечивающее беспошлинные поставки в страны ЕС многих видов продукции, а также фин. и техническое содействие. В июне 1979 г. завершились переговоры по Второму Ломейскому соглашению (Третья Ломейская конвенция подписана в 1984 г., четвертая - в 1989 г. - Прим. науч. ред.).ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК (учреждение ЕС) предоставляет кредиты на осуществление гос. и частных инвестиционных проектов, помогающих менее развитым регионам Сообщества осуществлять модернизацию промышленности, внедрять новые технологии, обеспечивать поддержку энергетики, совершенствовать средства связи, а также осуществлять охрану окружающей среды. Банк находится в Люксембурге.ЕС стремится к дальнейшему развитию социального аспекта Общего рынка. Им разрабатываются меры, направленные на повышение жизненного уровня и условий труда иммигрантов, инвалидов и безработных. Страны - члены ЕС решили предпринимать усилия по сглаживанию различий между регионами Сообщества. Для увеличения инвестиций и создания рабочих мест в менее развитых регионах в 1975 г. был создан Европейский фонд регионального развития. Политика ЕС в области охраны окружающей среды привела к разработке программ мероприятий, направленных на защиту природных ресурсов Европы. ЕС также разработало меры в области здравоохранения и безопасности, защиты потребителей, развития культуры и спорта.Сообщество разработало также единую энергетическую политику, задачами к-рой являются устранение зависимости между экон. ростом и спросом на энергоносители, а также последовательное сокращение потребления нефти. ЕС стимулирует более активное использование альтернативных форм энергии (солнечной, ветряной, геотермальной, гидроэлектроэнергии) и обеспечивает средства для их развития. ЕС содействует разработке и проведению единой транспортной политики, особенно в области грузовых автомобильных и ж.-д. перевозок, внутреннего каботажа, установления норм безопасности движения. Направленная на развитие конкуренции политика ЕС не допускает нездоровой конкуренции, обеспечивая режим наибольшего благоприятствования некоторым предприятиям, и не допускает раздела рынков отдельными фирмами путем установления новых барьеров в торговле. Договор ЕС содержит положения об антитрестовской политике и гос. помощи; в др. соглашении установлены специальные правила для угольной и сталелитейной промышленности. Правила ЕС запрещают заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, также все формы злоупотребления своим положением на рынке - напр., введение фиксированных цен или ограничений на выпуск продукции, на рынки или техническое развитие. Договоры ЕС запрещают предоставление нац. субсидий (гос. помощи) отдельным фирмам или отраслям промышленности, чтобы не допустить несправедливого получения выгод, либо ставят эти дотации под контроль Сообщества. ЕС приняло меры для содействия структурной перестройке традиционных отраслей промышленности - таких, как сталелитейная, текстильная и кораблестроительная - в связи с усилением конкуренции и сокращением спроса на их продукцию. ЕС поставило своей целью создание динамичной среды для развития частного бизнеса путем устранения нац. барьеров на пути свободного движения товаров и услуг, а также обновления научно-технической базы европейских гос-в.Цель Сообщества - достижение единства по взаимному согласию на основе свободно принятой совокупности правовых норм. Движение к этой цели было медленным и трудным. Правительствам нелегко расстаться со своими полномочиями, прерогативами и традициями.Население двенадцати стран Сообщества составляет 321 млн чел., что примерно на 80 млн больше, чем в США, и на 50 млн больше, чем в (бывшем. - Прим. науч. ред.) СССР. Его доля в мировой торговле составляет 22%. В 1987 г. Сообщество руководствовалось более чем 60 многосторонними соглашениями и более чем 250 двусторонними соглашениями.Кризис бюджета и общей с.-х. политики в 1986 г. создал угрозу Сообществу. Эти проблемы были частично решены в последующие годы. На пути к единству перед ЕЭС стоит множество проблем, однако у него большое будущее.Комиссия ЕС сыграла важнейшую роль в Токийском раунде многосторонних торговых переговоров.США последовательно поддерживали концепцию европейской интеграции. Представители ЕС проводят регулярные встречи с высокопоставленными руководителями США в Брюсселе и Вашингтоне по таким вопросам, как энергетика, торговля, экон. политика и отношения с развивающимися странами. Миссия США в ЕС в Брюсселе и делегация ЕС в Вашингтоне решают оперативные вопросы, а их руководители часто пересекают Атлантический океан для обсуждения конкретных и узкоспециальных вопросов. Кроме того, дважды в год проводятся встречи между делегациями Конгресса США и Европейского Парламента.Пакт 1991 г. расширил границы Общего рынка ЕЭС, включив в него несколько соседних стран Западной Европы - членов ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЕАСТ). Членами ЕАСТ являются Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Швеция и Швейцария. Задача пакта состояла в том, чтобы привести ЕАСТ в соответствие с планом Общего рынка ЕЭС. Обе организации должны были остаться самостоятельными структурами. Пакт расширил географические границы рынка ЕЭС более чем на 50%. Население стран - членов ЕАСТ, составляющее 31 млн чел., меньше населения Испании. Пакт открыл дорогу созданию самого большого и взаимосвязанного Общего рынка, включающего почти 400 млн потребителей. Его целью было устранение многих барьеров на пути движения товаров, людей, услуг в Западной Европе. Для вступления в силу с 1 января 1993 г. соглашение должно было быть ратифицировано всеми членами АСТ и Европейским Парламентом, состоящим из 518 членов. Считается, что для многих стран этот пакт является первым шагом на пути к полному членству в ЕЭС. Несколько стран - членов ЕАСТ уже обратились с просьбой о членстве в ЕЭС.В 1992 г. в Дании и Франции прошли выборы, к-рые могли определить будущее Европы. В обеих странах был проведен референдум по вопросу о Маастрихтском договоре. В данном договоре выдвинуто предложение об институциональной организации 12 стран - членов ЕЭС. В нем обрисован план создания единого ЕЭС, в основе к-рого лежит модель интервенционистской нации-гос-ва. Интеграция должна охватывать только те страны, к-рые готовы передать часть суверенитета наднациональным структурам. Экон. интеграция должна быть дополнена перераспределением дохода в пользу менее богатых членов сообщества. Результаты референдума в Дании были отрицательными. Франция одобрила выдвигаемые идеи незначительным большинством.См. ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ.БИБЛИОГРАФИЯ:BOREMAN, G. F. `Dropping the Barriers`. Canadian Banker, November/December, 1988.Journal of Common Market Studies.METZGER, A. `Charting a Steady Course`. Transportation and Distribution, February, 1989.`1992: Towards a Single Market`. Euromoney. September, 1988.PHILLIPS, B. J. `1992: Gearing Up For the New Europe`. Institutional Investor, July, 1988.RAMM, U. `The Next Step on the Road To a United Europe (monetary union)`. Euromoney, September, 1988.ROSENBAUM, A. `Fortress - Or Facade?` Industry Week, February, 1989.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Основой «Общего рынка» является таможенный союз. Однако как по охвату отраслей нар. х-ва и сфер экономич. деятельности, так и по характеру связей между странами-участницами, «Общий рынок» значительно шире таможенного Союза и по существу представляет собой экономич. союз. Логическим дополнением такого союза, по мысли его инициаторов, должен стать политич. союз, а в конечном счёте - единое гос-во федерального или конфедерального типа.
Образование ЕЭС - новое явление, возникшее в условиях третьего этапа общего кризиса капитализма, оно отражает присущую монополистич. стадии капитализма объективную тенденцию к интернационализации хоз. отношений и капитала, к ликвидации узких нац. границ (интеграция). На эту тенденцию указывал ещё В. И. Ленин. Он подчёркивал, что капитализм «... связывает все страны мира в единое хозяйственное целое», ибо «...капиталистическое предприятие неизбежно перерастает границы общины, местного рынка, области, а затем и государства» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 57).
«Общий рынок» означает, по существу, межправительств. соглашение наиболее могущественных монополистич. групп 6 зап.-европ. гос-в, направленное на их объединение в одно экономич. целое. Крупные монополии рассчитывают, что с помощью такого объединения им удастся расширить рынки сбыта для своих товаров, добиться гармоничного и бескризисного развития экономики стран сообщества, сохранив в своих руках все вытекающие отсюда экономич. и политич. выгоды. Создатели «Общего рынка» преследовали, однако, не только экономич., но и политич. цели. Одна из важнейших политич. задач ЕЭС состоит в том, чтобы укрепить НАТО, объединить силы зап.-европ. империализма против мирового коммунистич. движения и стран социалисту. лагеря, а также против экономически слаборазвитых стран, борющихся за свою нац. независимость. С другой стороны, в учреждении ЕЭС нашло отражение стремление определ. монополистич. кругов «шестёрки» консолидировать свои усилия в конкурентной борьбе с монополиями др. империалистич. гос-в, в т. ч. США. Создание ЕЭС, однако, не устраняет острейших противоречий между монополиями стран-участниц и между самими странами.
Начальным этапом в создании ЕЭС послужило учреждение в 1951 Европ. объединения угля и стали - отраслевой орг-ции 6 стран - нынешних участников ЕЭС. В дек. 1954 Ассамблея ЕОУС высказалась за более тесное экономич. сотрудничество между странами-участницами, а в начале 1955 Бельгия, Нидерланды и Люксембург выступили с меморандумом, содержащим осн. черты будущего «Общего рынка». Обсуждение меморандума привело к созыву в июне 1955 в Мессине (Италия) конференции министров стран ЕОУС, к-рая положила начало новой серии переговоров между шестью странами. Договор об учреждении ЕЭС был подписан 25 марта 1957 в Риме и вступил в силу 1 янв. 1958. Одновременно с ним был подписан договор о создании Евратома.
Договор предусматривает также участие в ЕЭС экономически менее развитых стран (колоний или быв. колоний стран-участниц). В июле 1963 в Яунде (Камерун) подписана конвенция сроком на 5 лет о присоединении к ЕЭС на правах «ассоциированных» (присоединившихся) членов 18 афр. стран - быв. колоний европ. империалисту, стран (Берег Слоновой Кости, Бурунди, Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Заир, Камерун, Мавритания, Малави, Мали, Нар. Республика Конго, Нигер, Руанда, Сенегал, Сомали, Того, Центральноафр. Республика, Чад). (См. также «Ассоциация Африкано-Малагасийских государств с Европейским экономическим сообществом».) В 1969 срок действия конвенции был продлён до 1975. В 1961 - 63 к ЕЭС присоединились Греция и Турция, условия ассоциации к-рых предусматривают более длит. сроки снижения таможенных пошлин между ними и «шестёркой» (напр., для Греции макс. срок установлен в 22 года). Помимо указанных стран ЕЭС были заключены соглашения о преференциальном режиме с целым рядом др. развивающихся стран (Кенией, Угандой, Танзанией и др.). Присоединение к ЕЭС менее развитых в экономич. отношении стран создаёт предпосылки для экономич. закабаления их более сильными европ. партнёрами. Общими руководящими органами ЕЭС, ЕОУС и Евратома являются Совет (Совет министров), Комиссия, Ассамблея (Европ. парламент), Суд. В задачи высшего органа европ. сообществ - Совета, состав к-рого формируется из представителей всех стран-участниц (обычно министров экономики, финансов или торговли) - по одному от каждой, - входит «координация общих принципов экономической политики» сообщества, утверждение бюджета, установление окладов руководящему персоналу ЕЭС и т. д. В зависимости от важности разбираемого вопроса решения в Совете могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством голосов. Если для принятия решения требуется квалифицированное большинство, то при голосовании для стран-участниц устанавливается следующее число голосов: Италия, Франция и ФРГ - по 4, Бельгия и Нидерланды - по 2, Люксембург - 1. Решение считается принятым, если за него подано 12 голосов, причём в ряде случаев требуется также, чтобы эти голоса принадлежали не менее чем 4 странам. Договором предусматривается, что в течение переходного периода принцип единогласия будет постепенно заменён принципом простого или квалифицированного большинства (за исключением особо важных случаев). Решения по ряду вопросов, не имеющих особой важности, принимаются большинством голосов.
Гл. исполнит, орган сообщества - Комиссия - состоит из 9 членов, назначаемых пр-вами стран-участниц. Комиссия разрабатывает предложения по вопросам политики ЕЭС, наблюдает за выполнением условий Римского договора и постановлений отд. органов и учреждений сообществ. Она правомочна выносить решения и давать рекомендации или заключения по вопросам, затрагиваемым в договоре. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов и могут быть отменены или изменены лишь единогласным решением Совета. Комиссия подразделяется на «генеральные директораты», построенные по типу министерств или департаментов (внеш. сношений, экономики и финансов, внутр. рынка, конкуренции, социальной политики, с. х-ва, транспорта, заморских стран и территорий, административный). Директивы, издаваемые Комиссией, так же как и постановления Совета, имеют обязат. силу для всех стран-участниц. Со времени учреждения ЕЭС до июля 1967, когда исполнит, органы европейских сообществ были слиты в единый орган, пост пред. Комиссии занимал В. Халыптейн (ФРГ). В июле 1967 его сменил Ж. Рей (Бельгия), в июле 1970 - Ф. М. Мальфатти (Италия). Аппарат Комиссии размещается в Брюсселе.
Ассамблея («Европейский парламент») призвана контролировать работу сообществ и состоит из представителей, назначаемых парламентами стран-участниц. Её решения носят характер рекомендаций и обязат. силы не имеют. Функции арбитражного органа выполняет Суд, который решает вопросы правомерности выполнения и толкования договора, разбирает жалобы стран-участниц и т. д. Кроме названных органов, в рамках ЕЭС действуют спец. консультативные органы, занимающиеся исследованием тех или иных проблем, напр. экономич. и социальный к-т, валютный к-т и др. Создан и функционирует также ряд кредитных учреждений, в задачи к-рых входит финансирование отд. мероприятий, связанных с проведением общей экономич. и социальной политики, - Европ. инвестиционный банк (участие в развитии экономически отсталых р-нов стран-участниц, напр. Юга Италии, Юго-Запада Франции), Европейский фонд развития (оказание финанс. «помощи» слаборазвитым странам, ассоциированным с ЕЭС), Фонд ориентации и гарантии с. х-ва (предоставление субсидий х.-с. производителям, к-рые вследствие создания «Общего рынка» оказались в тяжёлом положении), Европейский социальный фонд (участие в финансировании расходов стран-участниц, связанных с переобучением рабочих и трудоустройством безработных). Средства фондов образуются за счёт взносов стран-участниц, а средства банка, кроме того, за счёт займов, размещаемых в тех или иных странах сообщества. Общая сумма займов и кредитов, выданных банком, на 31 дек. 1971 составила 2315 млн. долл. Большую часть этой суммы получили Италия, Франция, ФРГ, Бельгия, Люксембург.
История существования ЕЭС полностью подтвердила марксистско-ленинский вывод о том, что с помощью гос.-монополистич. объединений невозможно добиться создания бесконфликтной, гармоничной Европы. «Международные государственно-монополистические организации, - говорится в Программе КПСС, - возникающие под лозунгом „объединения“, смягчения проблемы рынка, на деле представляют собой новые формы передела мирового капиталистического рынка, превращаются в очаги острых трений и конфликтов» (1971, с. 32). Наименее трудными с точки зрения практич. осуществления договора оказались его постановления, касающиеся торговли. С 1 июля 1968 таможенные пошлины во взаимной торговле стран-участниц были полностью упразднены и с нек-рыми оговорками введён единый таможенный тариф в торговле с третьими странами. Снижение таможенных пошлин внутри ЕЭС привело к быстрому росту товарооборота между шестью странами и заметной переориентации стран-участниц на торговлю со своими партнёрами - за счёт торговой дискриминации третьих стран. К началу 1971 торговля внутри ЕЭС возросла более чем на 530% по сравнению с уровнем 1958. За тот же период торговля с третьими странами увеличилась только на 183%. В процентном выражении доля ЕЭС в экспорте отдельных стран-участниц в 1970 составляла (в скобках данные на 1958): ФРГ 40 (27), Франции 49 (22), Италии 43 (24), Голландии 61 (41), Бельгии 68 (45). Немаловажную роль при этом сыграло и то, что начальный период функционирования ЕЭС совпал с фазой циклич. подъёма в странах-участницах.
Однако, несмотря на отдельные успехи, экономич. объединение шести стран проходит крайне неравномерно и противоречиво. Сообщество сталкивается с многочисл. трудностями. Установление тех или иных единых правил внутри сообщества, связанное обычно с отказом стран-участниц от соответствующих нац. правил в пользу «наднационального» регулирования, происходит относительно беспрепятственно лишь в том случае, если речь идёт о малозначительных, несущественных или частично устаревших нац. правилах и обычаях. Постановления же, затрагивающие сферу экономич. суверенитета или вызывающие неблагоприятные последствия для х-ва тех или иных стран-участниц, вызывают ожесточённую борьбу между партнёрами, к-рая задерживает или даже делает невозможным их принятие. Неоднократно откладывалось, напр., решение об общей с.-х. политике, затягивалось осуществление мероприятий в области валюты и финансов и т. д. Задачи, поставленные перед ЕЭС Римским договором, в течение переходного периода, завершившегося в 1969, оказались выполненными лишь частично. Основным итогом этих лет явилось лишь создание в рамках Сообщества более или менее законченного таможенного союза.
Состоявшаяся в дек. 1969 в Гааге конференция глав пр-в стран-участниц приняла решение о необходимости более тесного экономич. объединения шести стран («Гаагская декларация»), в соответствии с к-рым группой экспертов был подготовлен доклад, предусматривающий образование в течение 1971 - 80 экономич. и валютного союза «шестёрки» (т. н. «план Вернера»). Реализация этого плана с самого начала столкнулась с большими трудностями, одной из причин к-рых послужило обострение кризиса междунар. валютной системы капитализма в 1969 - 72.
Наиболее острые противоречия в рамках ЕЭС существуют между ФРГ и Францией, они отражают различные взгляды этих стран на развитие ЕЭС и роль его центр. учреждений. ФРГ стремится к более тесному политич. объединению стран-участниц, надеясь т. о. повысить и свой собственный политич. вес в междунар. делах. Она выступает за то, чтобы центр. органы ЕЭС были наделены «наднациональными» полномочиями, т. е. могли бы большинством голосов принимать обязательные для стран-участниц решения. Правящие круги ФРГ рассчитывают, что такой порядок позволит зап.герм. монополиям, располагающим самым крупным среди стран-партнёров экономич. потенциалом, установить свою гегемонию в сообществе. Франция выступает против политич. интеграции стран-участниц и отстаивает принцип единогласия при решении всех более или менее важных вопросов. Серьёзные разногласия между обеими странами вызывает проблема с. х-ва и сбыта франц. с.-х. продукции в рамках ЕЭС. Так, возникший в связи С очередным обсуждением с.-х. проблем и планов дальнейшей интеграции конфликт привёл в сер. 1965 к отказу франц. пр-ва от участия в работе органов ЕЭС. Лишь после того, как на спец. сессии Совета, созванной в янв. 1966 в Люксембурге, по нек-рым вопросам был достигнут компромисс (Франция согласилась, напр., чтобы принцип единогласия применялся лишь при решении вопросов, имеющих особо важное значение для той или иной страны-участницы), франц. представители вновь заняли свои места в органах ЕЭС.
Ликвидация торг. барьеров внутри сообщества и возведение таможенной стены вокруг него, улучшая возможности сбыта для стран-участниц, ущемляет интересы третьих стран и ведёт к обострению противоречий между ЕЭС и др. странами. После учреждения ЕЭС в Зап. Европе возник другой экономич. блок, возглавляемый Великобританией, - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), т. е. произошёл раскол капиталистич. Европы на две соперничающие экономич. группировки. В 1962 почти все страны ассоциации во главе с Великобританией обратились в центр. органы ЕЭС с просьбой рассмотреть вопрос об их присоединении к сообществу в той или иной форме. Лишь 22 янв. 1972 в Брюсселе состоялось офиц. подписание соглашений о вступлении в ЕЭС с янв. 1973 четырёх стран - Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии.
Правящие круги США поддерживали создание ЕЭС, рассчитывая с его помощью усилить экономич. базу НАТО и сплотить силы зап.-европ. империализма в борьбе против мирового коммунистич. движения. Однако со времени вступления Римского договора в силу сообщество превратилось в сильного соперника США, теснящего их на мировых рынках. Не оправдались расчёты и на укрепление НАТО - в 1966 Франция отказалась от дальнейшего участия в воен. организации этого блока.
В 1960 - 62 по инициативе США были проведены переговоры о взаимном снижении таможенных пошлин между ЕЭС, США и др. заинтересованными странами («Раунд Диллона»). В итоге этих переговоров пошлины были снижены лишь на 8% вместо намеченных 20%. Новая серия переговоров (начатая в 1964 и известная под названием «Раунд Кеннеди»), цель к-рых состояла в том, чтобы добиться от стран ЕЭС снижения пошлин в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) на 50%, закончилась принятием компромиссного решения о взаимном снижении таможенных пошлин в среднем на 35 %.
Учитывая, что со временем «Общий рынок» будет отгорожен от остального мира единой таможенной стеной, а также желая воспользоваться преимуществами, к-рые даёт произ-ву расширение рынка, монополии третьих стран значительно активизировали своё проникновение в страны-участницы путём вывоза капитала (особенно США), следствием к-рого явилось обострение конкуренции и усиление концентрации и централизации произ-ва в рамках всего сообщества.
Будучи по своему существу гос.-монополистич. объединением, ЕЭС оказалось не в состоянии обеспечить повышение жизненного уровня трудящихся, смягчить классовые противоречия в странах-участницах. Даже по офиц. данным, число безработных в странах сообщества к концу 1970 составляло ок. 1,7 млн. чел. Политика ЕЭС в области с. х-ва, безоговорочная поддержка им монополий вызывает глубокое недовольство самых широких слоёв трудящихся шести стран. Весной 1968 во время сессии министров с. х-ва ЕЭС в Брюсселе бельг. фермеры организовали мощную демонстрацию против с.-х. политики ЕЭС. В ходе классовых битв во Франции в мае того же года трудящиеся поддержали требование, выдвинутое Франц, коммунистич. партией совместно с Федерацией левых сил, о необходимости придать «Общему рынку» новое, глубоко отличное от нынешнего, экономич. и социальное содержание, к-рое гармонировало бы с интересами трудящихся.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.