энцикл. словарь) - исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин этнос (этническая общность) близок к понятию народ (в этнографическом смысле). Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы), а также обособленные части внутри народа (этнографические группы).
Этнос (по Л.Н. Гумилеву) - коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности - подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей. Каждый такой этнос должен был приспособиться к условиям ландшафта, где он жил. Связи этносов с окружающей природой и порождают пространственные взаимоотношения этносов между собой.
Этнос
Этнос
Этнос
(от греческого εθνος – народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая группа людей, объединенная общими признаками, важнейшими из которых выступают общее самосознание (в т.ч. осознание своих отличий от других подобных групп) и самоназвание (этноним), а также многие общие и специфичные именно для нее особенности культуры и, как правило (но не всегда), общность языка. Синонимом этого термина в русском языке часто выступает также слово «народ» (в его этническом значении). Эт ничность – это форма социальной организации культурных различий, объемлющая именно те характеристики, которые сами члены этнической группы считают для себя наиболее значимыми и которые лежат в основе их самоидентификации. Элементы общности языка, территории, хозяйства – важные исторические условия этногенеза народов. Большое значение для существования Э. имеет укорененность (в данном народе) представлений о своем происхождении (в т.ч. «этнические мифы») и общая историческая память, а также ассоциация с определенной территорией (один из ключевых терминов этногеографии – «этническая территория»). В мировой науке нет единой трактовки Э. и этничности. В примордиалистких (от английского «primordial» – изначальный) концепциях (С.М. Широкогоров, К. Гирц, П. Ван ден Берге, Л.Н. Гумилёв, Ю.В. Бромлей) этническая принадлежность рассматривается как объективная данность, имеющая свою основу в природе или в обществе; Э. трактуется как общность с реально существующими регистрируемыми признаками. В конструктивистских теориях (Дж. Комарофф, Ф. Барт, Б. Андерсон, П. Бурдье, Э. Геллнер, В.А. Тишков) Э. трактуется как искусственное образование, ментальный конструкт, создаваемый путем интеллектуального воздействия отдельных личностей, культурных и политических элит, т.е. как результат целенаправленной деятельности самих людей; «изначальность» и «объективность» этнических свойств конструктивизм отрицает, этническая самоидентификация трактуется как изменчивая и подвижная. В близких к конструктивизму инструменталистских теориях (Д. Хоровиц, Дж. Нэйджел и др.) этничность рассматривается как чувство солидарности группы людей, существующее в основном в латентной форме и проявляющееся лишь при определенных обстоятельствах, главным образом, как результат усилий интеллектуалов; зачастую – как продукт этнических мифов, создающихся элитой общества для достижения политических, экономических, культурных и иных целей, выгод и интересов. В отличие от идейных приверженцев примордиализма и конструктивизма, инструменталистов интересуют не научные основания этничности как таковые, но та роль, которую Э. играют в культуре и общественной жизни. В зарубежной научной литературе в значении Э. обычно используется (в большинстве западных языков) словосочетание «этническая группа» («ethnic group»); отдельно слово Э. там почти не используется. В русском же языке (как и в греческом) для обозначения этнических общностей в самом общем смысле обычно употребляется именно термин Э., а сочетание «этническая группа» может применяться либо как синоним Э., либо (значительно чаще) как синоним понятий «субэтнос» или «этническое меньшинство». Под субэтносами понимаются культурно своеобразные общности внутри одного Э. (например, поморы среди русских, лигурийцы среди итальянцев, гасконцы среди французов и т.д.). Но грань между Э. и субэтносами условна и исторически подвижна (например, мокша и эрзя иногда рассматриваются как субэтносы мордвы, иногда – как самостоятельные этносы). Этнические меньшинства – это численно, культурно и политически недоминирующие Э. в данной стране (например, нерусские народы России или неханьские Э. Китая). В.Н. Стрелецкий
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.