Энергетический кризис

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Энергетический кризис
(Energetic crisis) Энергетический кризис - кризис, вызванный острым недостатком первичных источников энергии. Энергетический кризис отражает диспропорции между ростом потребления энергосырья и объемом его производства.

Источник: Глоссарий по зеленой экономике.

КРИЗИС ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
состояние экономики, характеризующееся крупномасштабным глубоким дефицитом топливноэнергетических ресурсов, дезорганизующим, дестабилизирующим жизнедеятельность экономики или ее отдельных отраслей, населения или его крупных групп; крупномасштабная чрезвычайная ситуация с энергоснабжением. Ситуация в энергетическом хозяйстве, характеризующаяся сочетанием всех или значительной части таких явлений, как глубокий спад производства энергоресурсов, а также острое нарушение нормального воспроизводственного процесса, включая некомпенсируемое выбытие основных производственных фондов, массовые нарушения финансовых и иных обязательств; частые локальные проявления критических и чрезвычайных ситуаций в энергоснабжении; стагнация высокой энергоемкости экономики или рост ее энергоемкости определяется как кризис энергетики.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС
один из структурных кризисов мирового капиталистич. х-ва, развивался как часть сырьевого кризиса, породил новые диспропорции капиталистич. воспроиз-ва, способствовал вызреванию экономич. кризиса 1974—75. Внешне проявился в образовании дефицита нефти в развитых капиталистич. странах и значительном росте цен на неё первоначально в 1971 — 74. Э. к.—это кризис колониально-монополистич. механизма обеспечения империалистич. гос-в нефтью из развивающихся стран, возникший вследствие подъёма борьбы последних за ликвидацию империалистич. эксплуатации в условиях коренного изменения соотношения сил между двумя мировыми обществ. системами в пользу социализма. Э. к. нашёл выражение в национализации иностр. нефтяных концессий и беспрецедентном повышении самими развивающимися странами мировых рыночных цен на жидкое топливо (за 1971—74 почти в 5 раз), накоплении у нефтеэкспортирующих развивающихся стран огромных инвалютных долларовых поступлений, вырученных от продажи нефти, превращении нек-рых из них в крупных экспортёров ссудного капитала. Э. к. стимулировал борьбу всех развивающихся стран по примеру стран — экспортёров нефти за суверенитет в использовании нац. природных ресурсов, за экономич. самостоятельность.
Э. к. связан с экологическим кризисом, сужением топливной базы развитых капиталистич. стран и неспособностью удовлетворить свои потребности за счёт первичных энергоресурсов, добываемых в нац. границах, а также с валютным кризисом, сопровождающимся инфляцией и обесценением амер. доллара — главной валюты расчётов за нефть. Э. к. привёл к резкому ухудшению состояния платёжных балансов развитых капиталистич. гос-в и развивающихся стран — импортёров нефти, обострению межимпериалистич. соперничества в борьбе за беспрепятственный доступ к источникам нефти в Азии, Африке и Лат. Америке. После 2-й мировой войны 1939—45 зависимость развитых капиталистич. гос-в от ввоза нефти из развивающихся стран, доля к-рых в разведанных запасах нефти всего капиталистич. мира достигла 9/10, быстро росла. Жидкое топливо превратилось в гл. источник энергии (53% потреблённой энергии в 1973) в силу ряда его технологии, преимуществ перед каменным углём, а также в связи с политикой Междунар. нефтяного картеля, который посредством установления низких цен на нефть повлиял на вытеснение угля из баланса энергопотребления, не стимулировал разведку нефти в развитых капиталистич. странах и способствовал расточительному потреблению там жидкого топлива. В 50—60-е гг. возникло серьёзное противоречие между балансом запасов и потреблением первичных энергоресурсов в капиталистич. мире. По нек-рым оценкам, структура потенциальных топливных ресурсов характеризовалась след. данными: уголь — 93%, нефть, природный газ и др. ресурсы — 7%; структура энергопотребления: уголь — 23%, нефть, природный газ и др. виды топлива — 77%. В развитых капиталистич. странах резко увеличился импорт дешёвых энергоресурсов, прежде всего нефти из развивающихся гос-в, и замедлился, а в ряде случаев прекратился рост произ-ва энергоресурсов. За 1950—72 импорт сырой нефти развитых капиталистич. стран вырос в неск. раз, в т. ч. стран Зап. Европы — в 17 раз.
До нач. 70-х гг. в нефтяной пром-сти капиталистич. мира продолжал господствовать Междунар. нефтяной картель, в к-ром доминирующие позиции заняли нефтяные монополии США. В 1972 на долю картеля приходилось ок. 50% добычи нефти всех капиталистич. стран; он контролировал 85—90% экспорта нефти из развивающихся стран. Свои огромные прибыли картель получал за счёт разницы между монопольнонизкими закупочными ценами на нефть в развивающих-# ся странах-экспортёрах и сравнительно высокими ценами на нефтепродукты в странах-импортёрах. Встав на путь самостоят. развития, нефтедобывающие страны в упорной борьбе стали ограничивать масштабы деятельности иностр. капитала путём повышения налогов на концессионные компании, приобретения доли участия в их капитале, создания гос. сектора в нефтяной пром-сти, национализации иностр. концессий. Для защиты своих нац. интересов и проведения согласованной политики эти страны создали в 1960 Организацию стран — экспортёров нефти (ОПЕК), а в 1968 — Организацию араб, стран — экспортёров нефти (ОАПЕК). К нач. 70-х гг. ОПЕК и ОАПЕК выросли в силу, противостоящую нефтяному картелю. На территории стран ОПЕК находится 4/5 разведанных ресурсов нефти капиталистич. мира, они обеспечивают 2/л его добычи и более 9/то экспорта. Опираясь на рост нац.-освободит. движения, национализацию нефт. компаний в ряде стран (Алжир, Ливия, Ирак), а также учитывая резкое повышение спроса на энергетич. сырьё па мировом капиталистич. рынке в ходе циклич. подъёма капиталистич. экономики в 1972—73, страны ОПЕК увеличили нажим на нефтяные монополии, ввели выборочное эмбарго на экспорт нефти в США и нек-рые др. капиталистич. гос-ва. В этих условиях страны ОПЕК установили контроль над ценами на нефть на мировом рынке и подняли их в 4 раза. Таким путём были ликвидированы неоправданно низкие цены на нефть, их новый уровень стал экономически обоснованным, т. к. отражал роль нефти как главного и истощающегося природного энергетич. ресурса, растущие издержки добычи нефти на худших месторождениях и использования альтернативных источников энергии, концентрацию добычи и экспорта нефти в руках узкой группы стран-поставщиков, отвечал соотношению спроса и предложения нефти на мировом рынке.
В условиях продолжающейся в капиталистич. мире инфляции и сокращения доходов нефтяных монополий в развивающихся странах Междунар. нефтяной картель стал искусственно сдерживать поставки нефти импортёрам, чтобы заставить пр-ва западных гос-в повысить цены на жидкое топливо. Это вызвало перебои в снабжении нефтью, а в дальнейшем — её острую нехватку. Картель сумел переложить повышение закупочных цен на потребителя и получил крупные прибыли.
Вместе с тем зап. гос-ва разработали нац. энергетич. программы, направленные на ослабление их зависимости от импорта нефти путём расширения разработки собств. природных ресурсов топлива (в первую очередь угля, а также нефти в Сев. море и на Аляске), на сдерживание темпов роста потребления энергии, повышение эффективности использования и экономию энергоресурсов, прежде всего нефти, частичную замену последней газом и углем и увеличение запасов нефти (в Зап. Европе и Японии до 2—3 месяцев). Энергетич. программы предусматривали расширение исследований по освоению альтернативных источников получения искусств, жидкого топлива (из угля, сланцев, битуминозных песчаников) и т. н. неисчерпаемых ресурсов энергии (солнечной, термоядерной, геотермальной и др.), а также объединение усилий империалистич. гос-в для борьбы с ОПЕК с целью её раскола. Низкие темпы восстановления капиталистич. экономики после кризиса 1974—75, а в определённой мере и частичная реализация нац. энергетич. программ помешали ОПЕК противостоять инфляции и привели к фактич. снижению цен на нефть. В 1975 — 78 ОПЕК удалось поднять цены лишь дважды (каждый раз на 20%), что не компенсировало потери от быстро нараставшей инфляции и снижения курса амер. доллара.
Одним из последствий Э. к. была национализация почти всех концессий Междунар. нефтяного картеля в странах ОПЕК (в 1972—77). Участники ОПЕК стали контролировать 4/5 добываемой у себя нефти и продавать примерно такую же долю членам Междунар. нефтяного картеля (в 1979 менее 60%). В результате национализации, повышения цен на нефть и роста налогов на иностр. компании доходы стран — участников ОПЕК возросли в 1972—74 в 10 раз и достигли 100 млрд. долл. (более 200 млрд. долл. в 1979). Эти страны стали получать осн. часть дифференциальной, а частично и монопольную ренту от добычи и экспорта нефти.
Страны Персидского зал. превратились в один из финанс. центров капиталистич. мира, крупных экспортёров капитала — т. н. нефтедолларов (общая сумма их составила к 1979 185 млрд. долл.), в основном в Зап. Европу и США (ок. 90%), новый источник помощи развивающимся странам. Экспорт нефтедолларов способствовал укреплению платёжных балансов зап. стран, усилению финанс. мощи монополистич. капитала, установлению новых форм зависимости участников ОПЕК от империализма. Средства, направляемые на помощь развивающимся странам, не покрывают той части дефицита платёжных балансов этих стран, к-рая образовалась в результате роста цен на нефть, что усиливает финанс. зависимость развивающихся стран — импортёров нефти от империалистич. гос-в.
В кон. 1978 снова обозначилась острая нехватка нефти на мировом капиталистич. рынке. Это было вызвано рядом причин. В ходе нар. революции в Иране против империалистич. режима шаха на несколько месяцев был прекращён экспорт нефти из этой страны. В 1979 нефтяные монополии несоразмерно резко сократили поставки жидкого топлива на внутр. рынки империалистич. гос-в в целях взвинчивания цен на нефть. Борьба араб, стран против амер. курса на сепаратное урегулирование арабо-израильского конфликта в интересах США и Израиля, спровоцированное Вашингтоном обострение противоречий с Ираном и угрозы США путём применения военной силы в районе Персидского залива обеспечить свои империалистич. интересы вызвали у потребителей нефти опасения новых перебоев с поставками нефти и привели к быстрому наращиванию зап. гос-вами и монополиями запасов нефти. На нефтяном рынке возник существенный перевес спроса над предложением. Значительно расширились продажи нефти на рынке разовых сделок в Роттердаме (Нидерланды) за наличный расчёт по спекулятивно высоким ценам, к-рые намного превысили цены, установленные ОПЕК.
В этих условиях участники ОПЕК, стремясь противостоять нефтяным монополиям и компенсировать потери, вызванные набирающей темпы инфляцией, а также падением курса амер. доллара, осуществили ряд повышений цен на нефть. В результате за 1979 и первые месяцы 1980 цены на нефть выросли вдвое, а по сравнению с уровнем 1971 — почти в 17 раз. В отличие от предыдущих лет сложилась множественность уровней цен; каждая страна — экспортёр нефти стала устанавливать на неё цены в зависимости от проводимой ею политики и качества экспортируемой нефти. Меньше других повысила цены на нефть Саудовская Аравия, тесно связанная с Западом.
Параллельно с ростом цен на нефть участники ОПЕК решили неск. увеличить помощь развивающимся странам — импортёрам жидкого топлива, чтобы уменьшить потери последних от повышения цен.
2-я пол. 70-х гг. продемонстрировала неспособность развитых капиталистич. гос-в разработать и осуществить радикальные меры для решения энергетич. проблемы. Это результат не только объективных технико-экономич. трудностей, связанных с созданием в короткие сроки энергосберегающей технологии и заменой нефти менее дефицитными источниками энергии, а также освоением новых её видов, но и действий нефтяных монополий, заинтересованных в спекуляциях с жидким топливом.
Япония, ФРГ, Франция и Италия, не имеющие своих ресурсов нефти, вынуждены потреблять импортную нефть. Великобритания удовлетворяет осн. часть внутр. потребностей за счёт добычи отечеств, горючего. США располагают огромными потенциальными ресурсами нефти, и тем не менее в 1979 они ввезли 1/2 потребляемой нефти, выступают её самым крупным импортёром. Подобно Японии, США расходуют на ввоз нефти 1/3 затрат по импорту. В основе такой политики лежат 2 главные причины: стремление сохранить собств. ресурсы на будущее и на случай перебоев с импортом нефти, а также нежелание нефтяных монополий увеличивать разведку и добычу нефти в условиях существования в стране контроля над ценами на горючее, что ограничивает их прибыли. Потерпели крушение 5 широко разрекламированных энергетич. программ разных администраций, направленных на экономию энергии и снижение импорта нефти в США. В 1974 зап. страны в противовес ОПЕК создали Междунар. энергетическое агентство. Однако его участники так и не смогли согласовать свои противоречивые интересы по проблемам сдерживания импорта и потребления нефти, взаимного обмена её ресурсами при чрезвычайных обстоятельствах.
Э. к. обострил стремление зап. гос-в и, прежде всего, США обеспечить бесперебойное поступление нефти из развивающихся стран на выгодных для Запада условиях. Намереваясь обеспечивать значит. часть внутр. потребностей за счёт выкачивания ресурсов др. стран, США объявляют территории этих стран сферой своих «жизненно важных» интересов и таким путём пытаются легализовать своё вмешательство в их внутр. дела. Подобным районом правящие круги США объявили Бл. и Ср. Восток, особенно бассейн Персидского залива. В кон. 70-х гг. «нефтяной компонент» их агрессивной неоколониалистской политики усилился, совпадая со стремлением амер. империализма сохранить этот р-н в качестве антисов. плацдарма; это не только наносит ущерб интересам расположенных здесь стран, но и серьёзно угрожает миру.
Под влиянием действий стран ОПЕК во многих развивающихся странах были национализированы иностр. концессии и созданы межнац. ассоциации экспортёров различных видов сырья. При поддержке социалистич. гос-в развивающиеся страны выступили с программой ч<нового международного экономического порядка», к-рая содержит в качестве основных требования перестройки существующей структуры и механизма междунар. капиталистич. разделения труда; перехода к широкому междунар. сотрудничеству в разрешении мировых экономич. проблем на началах равенства и справедливости с учётом особых нужд развивающихся, в т. ч. наименее развитых гос-в; признания полного суверенитета каждой страны в использовании её природных ресурсов и развитии нац. экономики; полной компенсации народам развивающихся стран за расхищение их природных ресурсов империалистич. гос-вами.
Э. к. одно из проявлений неспособности капитализма преодолеть антагонистич. противоречия социально-экономич. развития и научно-технич. революции, кризиса междунар. разделения труда между империалистич. и развивающимися странами, сохранившегося от периода колониализма, обострения конкуренции между мощными междунар. монополиями и нарастания борьбы развивающихся стран за свою политич. и экономич. самостоятельность.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
61.05 кб

Энергетическое дыхание кризиса

Павлюченко О.
Читать PDF
188.67 кб

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА

Хайтун Алексей Давыдович
В статье рассматривается российский ТЭК как главный ресурс социальной стабильности государства и, одновременно, преграда на пути реформирования устаревших социально экономических отношений.
Читать PDF
196.34 кб

Энергетический сектор: локальный кризис нефтепереработки

Александр Автушко-Сикорский
В 2014 году, несмотря на улучшение усреднённых показателей импорта и экспорта, белорусский нефтяной сектор испытывал больше сложностей, чем в 2013 году.
Читать PDF
1.28 мб

Системный кризис при выборе рабочих тел энергетических установок

Мазурин Игорь Михайлович, Королёв Анатолий Федорович, Герасимов Роман Львович, Мазурин Дмитрий Игоревич
В статье собраны воедино результаты исследований и предыдущие публикации авторов по теме выбора рабочих тел для энергетических установок.
Читать PDF
333.55 кб

Европейская энергетическая безопасность на фоне украинского кризиса

Кумар Виджей
На основе комплексного анализа зависимости Европейского Союза от российского экспорта энергетических ресурсов (прежде всего, газа и нефти) автор делает вывод о том, что экономические санкции против России не позволят достичь поста
Читать PDF
714.08 кб

Европейский бизнес и энергетическая безопасность в свете мирового кризиса

Новицкий Иван Юрьевич, Алексеев Александр Евгеньевич, Женжебир Вячеслав Николаевич, Пшава Татьяна Станиславовна, Шестов Андрей Владимирович
В данной статье исследован европейский бизнес и энергетическая безопасность в свете мирового кризиса.
Читать PDF
448.42 кб

Энергетический кризис и энергореформа в России: конкуренция вместо надежности

Кузовкин А. И.
В статье рассматриваются проблемы надежности энергоснабжения в связи с мегааварией 25 мая 2005 г. в энергосистеме Центральной России и проводимой в стране энергореформой.
Читать PDF
404.31 кб

Мировой энергетический рынок в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг

Иванов Александр Сергеевич, Матвеев Игорь Евгеньевич
В статье содержится оценка событий, происходящих на мировом энергетическом рынке, вызванных глобальным финансово-экономическим кризисом.
Читать PDF
1.93 мб

Гипотеза энергетического перехода: снижение энергопотребления и демографический кризис в России

Каракозов Сергей Геннадьевич
Предложена гипотеза энергетического перехода, согласно которой одной из важнейших причин демографического кризиса на постсоветском пространстве и особенно в России является значительное сокращение потребления топливно-энергетическ
Читать PDF
2.42 мб

Системные проблемы рыночной трансформации российской экономики в условиях энергетического кризиса

Шевченко И.В., Сиднев А.В., Синковец И.А., Федосеева Е.Н.
Читать PDF
1.01 мб

Роль возобновляемых источников в энергетической отрасли Канады после финансового кризиса конца 2000-

Алиев Руслан Аллахвердиевич
В статье рассматривается роль «зеленых» технологий в энергетике Канады после мирового экономического кризиса в контексте намерений ее правительства построить энергетическую сверхдержаву, а также проводится попытка приложить концеп
Читать PDF
164.17 кб

2007. 03. 003. Шмит г. Дж. Природный газ: следующий энергетический кризис? Schmitt G. J. natural gas

Авдулов А. Н.
Читать PDF
217.76 кб

2013. 02. 010. Лан г. , Стивенс П. Сожжение нефти ради охлаждения: скрытый энергетический кризис в С

Минаев С. В.
Читать PDF
318.51 кб

95. 02. 005. Крики П. Энергетические и экономические кризисы: долгосрочная перспектива. Criqui P. cr

Жилина И. Ю.