ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ И СПРОСА

Найдено 1 определение
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ И СПРОСА
свойство потребления и спроса изменяться в зависимости от динамики определяющих их факторов, напр. доходов населения, уровня розничных цен товаров, размера и состава семьи и т. д. В соответствии с этим принято различать Э. п. и с. в зависимости от дохода, от цены, от размера и состава семьи и т. д. С точки зрения экономич. анализа потребления и спроса наибольшее значение имеет их зависимость от изменения дохода и цен. Говоря об обществ. потребности, выступающей на стороне спроса, К. Маркс отмечал: «...количественная определенность этой потребности чрезвычайно эластична и изменчива. Она только кажется фиксированной. Если бы жизненные средства были дешевле или денежная заработная плата была бы выше, то рабочие покупали бы их больше и обнаружилась бы более значительная „общественная потребность“ в данных видах товаров...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 25, 1, с. 206). При этом Маркс подчёркивал «...разницу между количеством товаров, на которое фактически предъявлен спрос, и тем количеством их, на которое был бы предъявлен спрос при иных денежных ценах товаров или при иных денежных, соответственно жизненных, условиях покупателей» (там же, с. 207).
Основоположником создания инструментария для определения Э. п. и с. в бурж. экономич. науке считают Англ. экономиста А. Маршалла, который в кон. 19 в. разработал математич. аппарат для анализа зависимости спроса от цен и доходов, а также предложения товаров от цен. В дальнейшем эти идеи были развиты Дж. Р. Хиксом, П. Сэмюэлсоном и др.
Наиболее «оперативно» спрос и потребление реагируют на изменение цен, причём спрос и потребление отд. товаров часто зависят от динамики не только их «собственных» цен, но и цен на др. товары, особенно товары-заменители. В этом случае принято говорить о т. н. перекрёстной эластичности, к-рая отражает свойство спроса и потребления определ. товаров изменяться в зависимости от уровня цен на др. товары. Напр., спрос и потребление рыбы изменяются в прямой зависимости от цен на мясо, спрос и потребление тканей — от уровня цен на готовую одежду и т. д.
Количественно степень эластичности может быть выражена с помощью коэфф. эластичности, который показывает, на сколько процентов изменяются спрос и потребление данного товара при изменении определяющего их фактора на 1%. Коэфф. эластичности представляет собой отношение относит. изменения спроса (или потребления) к относит. изменению определяющего фактора и рассчитывается по формуле:

где Э — коэфф. эластичности; y — начальный уровень потребления (или спроса);
— приращение потребления (или спроса); х — начальный уровень определяющего фактора (напр., дохода, цены и т. д.);
— приращение значения анализируемого фактора.
Если для расчёта используются выравненные (напр., в зависимости от дохода) данные о спросе и потреблении, то формулы для вычисления коэфф. эластичности будут зависеть от того, по какой функции производилось выравнивание исходных данных. Так, если выравнивание было произведено но уравнению простой регрессии

, то коэфф. эластичности рассчитывается след. образом:

.Если зависимость между спросом и доходом выражается логарифмич. функцией

, то коэфф. эластичности является параметр а1.
Коэффициенты Э. п. и с. в принципе могут принимать значения от нуля до бесконечности, причём быть как положительными, так и отрицательными. В последнем случае можно говорить о т. н. отрицательной Э. п. и с. Отрицат. эластичность имеют, напр., спрос и потребление товаров в зависимости от цен: с повышением цен потребление и спрос на мн. товары, как правило, сокращаются, а при снижении цен — возрастают. Нек-рые товары, напр. хлеб, картофель, имеют отрицательную Э. п. и с. от дохода, т. е. с повышением ден. доходов населения спрос и потребление этих товаров обычно сокращаются, что свидетельствует о совершенствовании и рационализации структуры потребления.
В зависимости от степени Э. п. и с. все товары принято подразделять на три группы: товары с низкой, средней и высокой эластичностью. К первой группе относятся товары, спрос и потребление к-рых слабо реагируют на изменение определяющих их факторов. Коэффициенты Э. п. и с. этих товаров, как правило, меньше единицы. Ко второй группе относятся товары с умеренной (средней) реакцией спроса и потребления на изменение определяющих их факторов. Для этой группы товаров коэффициенты Э. п. и с. равны примерно единице. Наконец, третья группа включает в себя товары, спрос и потребление к-рых довольно значительно реагируют на изменение доходов, цен и др. факторов. Для этих товаров коэффициенты эластичности могут существенно превышать единицу.
Однако такое деление на группы по степени Э. п. и с. довольно условно, т. к. в зависимости от фактора, по отношению к к-рому оценивается эластичность, один и тот же товар может быть отнесён к различным группам. Напр., какой-либо товар но степени Э. п. и с. от дохода может входить в группу товаров со слабой эластичностью, а по степени эластичности от цены — в группу товаров с умеренной или даже высокой эластичностью. Поэтому разграничивая товары на группы по степени Э. п. и с., всегда следует оговаривать, по отношению к какому именно фактору осуществляется такое разграничение.
Э. п. и с. товара в зависимости от одного и того же фактора может быть различна для разных периодов времени, для разных групп населения и т. д. Поэтому один и тот же товар может входить в различные по степени Э. п. и с. группы в зависимости от того, для какого периода времени, территории страны, группы населения рассматриваются коэффициенты эластичности. По этой же причине коэффициенты Э. п. и с. отд. товаров, рассчитанные на основании фактич. данных, напр. 10—15-летней давности, не могут быть использованы для оценки степени реакции спроса и потребления тех же товаров на изменение определяющих их факторов в будущем периоде. Точно так же коэффициенты Э. п. и с., рассчитанные, напр., для гор. населения, не могут быть полностью распространены на сел. жителей, и т. д.
Анализ Э. п. и с. широко используется в практике планомерного управления социалистич. внутр. рынком и личным потреблением. Напр., исследование степени реакции спроса и потребления на изменение розничных цен помогает более глубокому обоснованию конкретных мер по плановому изменению розничных цен на отд. товары в целях стимулирования спроса на них, установления необходимого соответствия между спросом и предложением на внутр. рынке, расширения потребления и т. п. При проведении определ. политики в области ден. доходов населения также учитывается возможная реакция спроса и потребления на рост доходов, изменения в их распределении и т. д.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
294.68 кб

Эластичность регионального спроса и потребления продуктов питания

Шогенов A.M.
Основными факторами, определяющими уровень и структуру спроса, являются доходы покупателей и цены на рынке.