Экономический ландшафт
Экономический ландшафт
теоретическая конструкция, описывающая системы рыночных сетей в изотропном (однородном) пространстве. Указанные сети образованы зонами сбыта различных товаров и услуг на определенной территории и организованы по принципу удовлетворения заданного объема спроса с наименьшими издержками. Термин введен Р. Хенке (1928); концепция Э. л. разработана А. Лёшем (1940). Э. л. представляет собой систему сопряженных правильных гексагональных решеток с ячейками различных размеров. Эти ячейки – основания конусов спроса, усеченных по бокам для полного замещения пространства. Спрос убывает от центра рыночной зоны к ее периферии в результате роста цены, обусловленного транспортными издержками, и на границах зон отсутствуют предпочтения потребителей в пользу одного из центров производства. Разные размеры рыночных зон для различных товаров и услуг с неизбежностью вызывают различную пространственную ориентацию формируемых ими решеток (сетей). Это приводит к образованию секторов богатых и бедных городами в Э. л., который в принципе не может быть однородным, поскольку причины его деформации существуют уже на теоретическом уровне (т.е. носят эндогенный характер). Попытка представить деформацию Э. л. в условиях агломерационных эффектов было предпринята в 1956 г. У. Изардом (Айзардом), но без достаточно строгого теоретического обоснования. Концепция Э. л. – выдающийся пример дедуктивных теоретических пост роений в области пространственного анализа, однако она нуждается в серьезном усовершенствовании для описания территориальной организации постиндустриального общества, поскольку основана на аксиоме о рациональном экономическом поведении потребителей. В.А. Шупер
Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.