Экономический эксперимент

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Экономический эксперимент
искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

Экономический эксперимент

Экономический эксперимент - исследовательская научная проверка на отдельных предприятиях или отраслях национальной экономики эффективности теоретических положений, экономических мероприятий или хозяйственных механизмов.
Целью экономического эксперимента является подтверждение правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения действующей практики экономического развития.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
(от лат. experimentum — проба, опыт) — изучение, исследование экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях. Возможности экономических экспериментов весьма ограничены, так как очень сложно воспроизвести реальные условия, многократно повторять эксперимент, к тому же приходится экспериментировать на производстве, на людях, что способно вызывать неблагоприятные социальные последствия, порождать большие потери. См. также РЕФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ.

Источник: Школьный экономический словарь. 1999 г.

Экономический эксперимент
метод научного исследования, предполагающий целенаправленное искусственное воспроизведение (имитацию) экономического явления или процесса с тем, чтобы, изучив его, подтвердить либо изменить ранее сформулированные гипотезы и выявить степень вероятности тех результатов, которые нельзя предвидеть заранее. В истории экономической науки попытки сознательного массового экономического экспериментирования связаны с именами таких личностей, как Р. Оуэн, Дж. Брей, Дж. Грей, П. Прудон и др. в XIX в., Ф. Тейлор, Г. Форд, Дж. М. Кейнс, М. Фридмен, Н. Хрущев и др. – в XX в.

Источник: Словарь к курсу лекций по дисциплине "История экономических учений"

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
научно поставленный опыт с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий, доказательства правильности определенного научного предположения, выдвинутого в процессе изучения практики экономического развития. Позволяет сочетать глубокое познание экономических процессов и явлений с практической проверкой правильности и эффективности выдвинутых гипотез, что важно для экономической науки, которая (в отличие от естественных) не может наблюдать отдельные хозяйственные процессы изолированно (в чистом виде), вне связи со всем многообразием общественных явлений. В процессе экспериментов проверяются теоретические выводы о новых методах и показателях прогнозирования, материального стимулирования, оценки деятельности хозяйственных подразделений, изучается эффективность новой техники и т.д. Э. э. широко применяются в период коренной перестройки управления предприятием, экономики отрасли и в других случаях.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
искусственное воспроизведение экономического явления или процесса для изучения его в наиболее благоприятных условиях. Э. э. предполагает наблюдение за его результатами, включая их измерение. Целью Э. э.
является проверка теорий, гипотез и практических рекомендаций в сфере управления экономической системой. В процессе Э. э. изучается поведение отдельных людей или коллективов под воздействием вводимых экспериментатором факторов, например, способов экономического стимулирования. Э. э. могут проводиться и на уровне макроэкономики, и на уровне микроэкономики. Причем они могут проводиться и в рыночной, и в нерыночной экономике. Э. э. представляет собой особую разновидность социального эксперимента. Вместе с тем Э. э. ограничены по двум обстоятельствам. Во-первых, неразрывность и многообразие экономических связей каждого явления и процесса в общественном воспроизводстве не позволяет их изолировать от окружающей обстановки и наблюдения процесса в чистом виде. Во-вторых, Э. э. не пассивен к воздействию вводимых факторов, а сам способен к активным действиям в зависимости от того, как он относится к цели эксперимента, к экспериментатору и т. д. Двухвековая дискуссия западных ученых о правомерности эксперимента в социальных науках завершилась победой сторонников экспериментов.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
комплекс мероприятий по совершенствованию хозяйственного механизма, планирования и повышению эффективности работы отраслей промышленности. Проводится с 1 января 1984 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 июля 1983 г. «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы». Первоначально проводился в пяти министерствах: тяжелого и транспортного машиностроения, электротехнической промышленности, пищевой промышленности Украинской ССР, легкой промышленности Белорусской ССР, местной промышленности Литовской ССР. В 1985 г. круг отраслей и предприятий, работа которых организуется на принципах Э.э. значительно расширился.
В результате проведения Э.э. предполагается выявить возможности существенного расширения прав производственных объединений (предприятий) в планировании и хозяйственной деятельности, улучшения централизованного планирования, обеспечения выполнения планов поставки продукции в соответствии с заключенными договорами и принятыми к исполнению нарядами, усиления заинтересованности в достижении высокой эффективности производства и ответственности за конечные результаты.
Решение поставленных перед Э.э. задач во многом зависит от деятельности органов МТС всех звеньев и систем. Обеспеченность производств материальными ресурсами в установленные сроки по всей номенклатуре является непременным условием выполнения планов поставки. Решению задач Э.э. способствуют мероприятия по рациональному и экономному использованию материальных ресурсов, сокращению запасов и ускорению их оборачиваемости, максимальному вовлечению в производство вторичных и децентрализованно распределяемых ресурсов и т.д.
В то же время выполнение планов поставки, усиление ответственности по принятым обязательствам способствуют улучшению материально-технического обеспечения работы предприятий и организаций народного хозяйства.

Источник: Материально-техническое снабжение. Словарь-справочник. М. Экономика 1985

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий. Цель эксперимента - доказательство правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики экономического развития. В отличие от естественных наук, где широко применяются экспериментальные исследования определённых явлений в чистом виде, экономическая наука не может наблюдать отдельные явления экономической жизни общества изолированно, вне связи со всем многообразием общественных явлений. Поскольку каждое из них существует и проявляется только во всей совокупности социально-экономических условий и связано с материальными интересами людей, их нельзя создать произвольно. Поэтому длительное время в экономической науке ученые использовали только наблюдения и метод научной абстракции, позволяющий рассматривать отдельные стороны в экономических процессах и явлениях, отвлекаясь от всего многообразия действительности. Научно поставленный экономический эксперимент позволяет сочетать глубокое познание экономических процессов с практической проверкой эффективности и правильности выдвинутых гипотез. Экономический эксперимент в условиях капитализма используется буржуазными учеными главным образом в области организации труда, служит повышению степени эксплуатации трудящихся, увеличению прибылей. При социализме результаты экспериментальной работы могут широко использоваться в масштабе всего народного хозяйства как отдельной страны, так и всей мировой социалистической системы хозяйства. В настоящее время современные средства технического оснащения науки, особенно применение электронных вычислительных машин, создают возможность для широкого проведения экспериментальной экономической работы. Развитие производительных сил и дифференциация условий производства требуют изменений в нормировании и оплате труда, в организации трудового процесса, а также размещения производства, изменения кооперированных связей и т. п. Для этого необходимы систематический и глубокий экономический анализ производственной деятельности, строгий учет изменяющихся экономических условий, выработка определенной системы мероприятий, учитывающих требования и взаимосвязь экономических законов и особенности их проявления на каждом этапе экономического развития. Экономически эксперименты позволяют выработать меры, стимулирующие рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, что, в конечном счете, повышает темпы экономического развития, ускоряет создание материально-технической базы коммунизма.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
научно поставленный опыт, активное вмешательство в ход экономич. процесса (протекающего в искусственно созданной или реальной, но контролируемой обстановке) и наблюдение за результатами, включая их измерение. Цель Э. э. — проверка гипотез и практич. рекомендаций в области управления экономич. системой, а также построение теории изучаемого процесса. Э. э. сводится к изучению поведения отд. людей или коллективов под воздействием вводимых экспериментатором факторов, напр. способов экономич. стимулирования, плановых показателей.
Э. э. проводится в трёх случаях: 1) изучаемая система настолько велика и сложна, что невозможно её охватить макроэкономич. наблюдением; 2) макроэкономич. наблюдение хотя и возможно, но оказывается неспособным ответить на вопрос о сущности наблюдаемых проявлений внутр. закономерностей и процессов; определённый процесс столь плохо изучен, что возможные результаты воздействия на него в реальной действительности не предсказуемы. В первом и во втором случаях применение эксперимента обусловливается необходимостью создания «уменьшенной» системы (аналога изучаемой экономич. системы), в третьем — обязательностью локальной предварительной «пробы», гл. обр. для предупреждения нежелательных последствий воздействия на систему в целом.
Э. э.— разновидность социального эксперимента, является одновременно исследовательским средством и способом совершенствования хоз. практики. Возможности применения эксперимента в экономике ограничены по двум осн. причинам: 1) неразрывность и бесконечное многообразие экономич. связей каждого явления и процесса в обществ. произ-ве исключают их изоляцию от окружающей обстановки и наблюдение процесса в чистом виде. Этот факт был отмечен К. Марксом в предисловии к 1-му т. «Капитала»; 2) в отличие от объекта естественно-науч. эксперимента объект Э. э. не пассивен к воздействию вводимых факторов, а сам способен к активным действиям в зависимости от своего отношения к цели эксперимента, к экспериментатору и т. д.
Вопрос о возможности и целесообразности эксперимента в экономике обсуждался на протяжении двух веков в рамках более общей проблемы — о возможности эксперимента в социальных науках (Дж. Милль, П. Лаплас и др.). Противники применения эксперимента ссылались прежде всего на огромную сложность и изменчивость социально-экономич. системы. Исходным методология, пунктом для такой точки зрения было противопоставление естеств. и обществ. наук, прочно утвердившееся в бурж. науке. Многие исследователи марксисты до нач. 60-х гг. 20 в. придерживались такой же позиции. Лишь в процессе подготовки и проведения экономич. реформ в социалистич. странах, когда были выдвинуты многочисл. предложения о предварительной экспериментальной проверке новых систем планирования, управления и экономич. стимулирования произ-ва, эта точка зрения была преодолена.
Между тем попытки научно поставленных опытов для экономич. исследований проводились ещё в 19 в. нем. бурж. политэкономом Иоганном Тюненом. Маркс с интересом относился к работам Тюнена (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 447—49), он также описывал и изучал эксперименты, проводившиеся Англ. фабрикантами, анализировал их результаты, делал глубокие науч. выводы, к-рые вошли в его экономич. учение.
Главное отличие эксперимента от наблюдения состоит в активном воздействии экспериментатора на изучаемый объект. Поэтому нельзя относить к Э. э. такие исследовательские приёмы, как опрос, моментные наблюдения и т. д. Нельзя также противопоставлять Э. э. «наблюдению экономич. данных» как осн. методу получения эмпирия, материала для экономич. исследований. При всём значении методов экономич. наблюдения (особенно для описательных аспектов) их исследовательские возможности ограничены: выводы из корреляции данных, принимаемых за причинные факторы, и данных, принимаемых за результаты их действия, при наблюдении всегда останутся лишь правдоподобной гипотезой, т. к. на объект воздействует множество учитываемых и неучитываемых факторов. Только намеренно (искусственно) вводя фактор в действие, можно с достоверностью убедиться, что именно он привёл к тем или иным наблюдаемым последствиям.
К экспериментальным методам наряду с опытами в реальной обстановке относятся: машинная имитация — в ней активное воздействие оказывается не на сам экономич. объект, а на его модель (модельные эксперименты); деловые или хоз. игры (человеко-модельные эксперименты), к-рые будучи предназначены для обучения хоз. руководителей принятию правильных решений, применяются и в исследовательских целях. Анализируя принимаемые в условиях «искусственной реальности» решения и выявляя их мотивы, исследователи получают возможность проверить правильность тех или иных теоретич. концепций о закономерностях экономич. поведения (в основном на микроэкономич. уровне). Т. о., по объекту воздействия Э. э. подразделяются на три типа: реальные, модельные и человеко-модельные. Модельные и человеко-модельные эксперименты упрощённо отражают реальные экономич. процессы. Однако они обладают тем преимуществом, что позволяют многократно воспроизводить и варьировать исследуемые экономич. ситуации, «ускорять» течение процессов.
По цели Э. э. подразделяются на два типа: хозяйственные и исследовательские. Широко распространено противопоставление исследовательских Э. э. хозяйственным и отрицание науч. значения последних, к-рое основывается на непонимании того факта, что совсем не обязательно науч. выводы следуют из каждого эксперимента, взятого отдельно. Такой опыт может действительно показать эффективность или неэффективность той или иной конкретной экономич. формы в конкретных условиях, но не даст при этом материала для науч. обобщений. В этом смысле роль хоз. Э. э. как орудия познания менее очевидна, чем его роль в непосредственной хоз. практике. Между тем закономерности, исследуемые экономикой, как и любой др. наукой, не должны проявляться через каждый отд. эксперимент сам по себе: их можно выявить лишь путём привлечения огромного экспериментального материала, т. е. результатов множества Э. э., и не непосредственно этих результатов, а через их сопоставление, абстрагирование и обобщение. Поэтому противопоставлять хоз. и исследовательские эксперименты нельзя, и было бы неправильно считать, что первые не имеют отношения к науч. исследованиям, а вторые — к практике хозяйствования. Разница состоит лишь в том, что в первом случае целью является проверка науч. рекомендации, внесённой для использования в хоз. практике, во втором — проверка науч. гипотезы— при каких условиях действуют те или иные экономич. формы, как они влияют на экономич. (социальное) поведение людей. Эти эксперименты могут проводиться как на реальных экономич. объектах (напр., на предприятиях), так и в лабораторных условиях. Экспериментальные исследования экономич. поведения сближают экономику с психологией, социологией и др. смежными дисциплинами, способствуют формированию таких науч. направлений, как экономич. психология, стимулируют развитие экономич. измерений и количеств, методов анализа.
В социалистических странах наибольший опыт накоплен в области практич. хоз. экспериментирования. история к-рого восходит к Э. э. по коллективному обеспечению рабочих продовольствием, Начатому по инициативе и под руководством В. И. Ленина в 1921. Вопрос об опытной проверке предложений по коллективному обеспечению Ленин выдвинул на 10-й Всеросс. конференции РКП(б) в докладе о новой экономич. политике. «Идея прекрасная, но у нас ее превратили в нечто полуфантастическое. А действительной подготовительной работы в этом направлении мы пока не имеем. У нас еще нет такого примера, что вот в таком-то уезде, на такой-то фабрике, хотя бы и с небольшим количеством рабочих, мы применили эту меру — и вот результат. Этого у нас нет. И в этом наибольший недостаток всей нашей работы» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 315). Конференция ввела коллективное обеспечение в виде опыта. Ленин подписал постановление СНК по этому вопросу и — как председатель СТО — «Основную инструкцию по применению декрета о коллективном снабжении рабочих и служащих некоторых государственных предприятий» (18 июня 1921). Постановлением и «Инструкцией» было установлено регулярное наблюдение за ходом опыта, с публикацией статнстнч. данных по каждому из выбранных предприятий, «с заключением о степени повышения производительности труда в означенных предприятиях» («Коллективное снабжение». Сборник материалов и статей. Июнь — ноябрь 1921). В результате успешной реализации новой экономич. политики и быстрого восстановления нар. х-ва необходимость в натуральном обеспечении вскоре отпала, но непреходящее значение первого Э. э. в стране состоит в том, что в процессе его проведения были заложены основы методики экономич. экспериментирования.
По характеру исследуемых факторов можно выделить Э. э. стимулирующие (дестимулирующие) и организационные. Первые подразделяются на эксперименты с экономич. показателями, с формами коллективного и индивидуального экономич. стимулирования, нормативами, а также на комплексные (объединяющие ряд стимулирующих факторов). Вторые связаны с перестройкой организационных структур, с исследованием различных форм распределения прав и ответственности, методов доведения решений и планов до исполнителей, подбора, выдвижения и расстановки кадров и т. д.
Основные вопросы методологии и методики проведения хоз. Э. э. сводятся прежде всего к уточнению границы применения Э. э. в условиях социализма. С точки зрения общества в целом невозможно экспериментировать с экономич. формами, противоречащими классовой основе существующего строя, а также нецелесообразно проводить опыты в масштабах страны. Для отдельной личности, участвующей в Э. э., ограничением является гарантированность человека от нанесения ему в ходе опыта экономического или морального ущерба.
При проведении Э. э. учитывается воздействие гл. факторов — как вводимых исследователем, так и «конкомитантных» (сопутствующих), часть из к-рых поддаётся контролю. Выявление гл. факторов в экономике осложняется тем, что степень воздействия факторов резко различна в зависимости от того, являются ли они стимулирующими в экономич. (социальном) смысле или нет.
От эмпирических проб, индивидуальных попыток введения новых экономич. форм на хоз. объектах (предприятиях и объединениях) подлинный Э. э. отличается тем, что он проводится по специально разработанной программе и за его ходом устанавливается науч. наблюдение, в случае успешного его завершения проверенная экономич. форма распространяется в плановом организационном порядке. Проведение Э. э. требует создания комплекса организационных и экономич. средств, помогающих предприятию — объекту эксперимента (по терминологии нек-рых авторов — полигону эксперимента) функционировать, не нарушая нормального функционирования других, связанных с ним предприятий, отраслей и т. д.; кроме того, этот комплекс должен гарантировать нормальное функционирование объекта Э. э. по возможности независимо от условий, существующих в данный момент в нар. х-ве.
Методика проведения Э. э. предусматривает след. осн. этапы: а) теоретич. и организационная подготовка эксперимента; б) проведение Э. э. и наблюдение за его ходом; в) подведение итогов, принятие решений и выводов, использование результатов исследования.
В процессе подготовки Э. э. важное место должны занимать счётная прикидка, а в ряде случаев — проведение машинной имитации, «проигрывание» экономико-математич. модели Э. э. на ЭВМ.
Важно обеспечить уже с этапа подготовки возможную объективность участников и организаторов эксперимента как в процессе его осуществления, так и при оценке его результатов. Для этого необходимо заранее предусмотреть возможные отрицательные последствия опыта, устанавливая особый контроль за соответствующими отчётными показателями, привлекать к участию в рассмотрении хода и результатов эксперимента не только сторонников, но и противников проверяемой экономич. формы или системы и т. д. Необходимо также при обосновании эксперимента учитывать отечественный и зарубежный опыт применения решений, близких к экспериментируемым. Для получения объективных и доказательных результатов необходимо вместе с осн. объектами опыта намечать контрольные объекты, чтобы вести параллельное наблюдение за теми и другими. Контрольные объекты должны быть поставлены в такие же условия, что и экспериментальные, за исключением проверяемых экономич. форм (вводимых экспериментальных факторов). Если нет возможности сравнивать экспериментируемую форму с действующей, к-рую она призвана заменить, то целесообразно проводить параллельные опыты по альтернативным предложениям, предназначенным для решения той же задачи. Детальная программа Э. э. должна быть обязательной как для коллективов предприятий, на к-рых проводится эксперимент, так и для н.-и. орг-ций, ответственных за научно-методич. руководство экспериментом, и для всех осн. инстанций, имеющих к нему то или иное отношение.
Цель анализа результатов эксперимента — окончательное и однозначное заключение о применимости на практике и эффективности проверяемых экономич. форм, установление их недостатков и преимуществ по сравнению с ранее действовавшими, установление целесообразности распространения их в нар. х-ве и, наконец, окончательное определение сферы их применения (напр., отрасль, регион).
Методика оценки результатов Э. э. распадается на два этапа: оценка результатов, полученных непосредственно на объекте эксперимента; расчётная экстраполяция полученного результата на всю совокупность предприятий и отраслей, на к-рые в дальнейшем должна быть распространена испытанная экономич. форма.
Для оценки успешности Э. э. недостаточно его собств. результатов, необходимо оценивать их в совокупности с др. фактами хоз. жизни. Показатели предприятий — объекта Э. э.— оцениваются поэтому с разных позиций: путём сопоставления их с действующими показателями, с прогнозными на период эксперимента, с фактически достигнутыми за предшествующий период, с показателями деятельности контрольных и аналогичных предприятий, находящихся в неэкспериментальных условиях.
Статистические органы должны предоставлять в распоряжение исследователей всю необходимую им информацию не только для анализа деятельности объекта эксперимента, но и для сравнения его показателей с показателями др. предприятий. «Статистическое обеспечение» эксперимента — необходимое условие объективной оценки его результатов.
Вопросы методологии и методики проведения Э. э. всё больше привлекают внимание исследователей. Развивается математико-статистич. аппарат планирования эксперимента и анализа результатов (особенно имитационных Э. э.). Формируется новая науч. дисциплина на стыке экономики, статистики и кибернетики — экспериментальная экономика. Её можно определить в первом приближении как науку, к-рая изучает экономич. явления и процессы посредством эксперимента на реальных экономич. объектах или моделях; разрабатывает соответствующие методы исследований.
Особый размах Э. э. в СССР приобрёл в период подготовки и проведения хоз. реформы 60-х гг. Особенность введённой в действие в результате реформы системы планирования и экономич. стимулирования производства состояла в том, что многие её принципы и составные элементы впервые прошли опытную проверку путём Э. э. В ходе её одни из предлагавшихся мер были приняты, другие — отвергнуты, как не оправдавшие себя. В числе последних был, напр., показатель нормативной стоимости обработки (НСО). Э. э. в пяти автохозяйствах Москвы и Ленинграда показал: 1) реальную возможность и эффективность полного хозрасчёта предприятий; 2) необходимость длительной работы, изменения общих условий в нар. х-ве. Большое число экспериментов связывалось с разнообразными системами экономич. стимулирования коллективов предприятий, показателями планирования, материальным поощрением работников. В период подготовки реформы нек-рые её элементы не были проверены (и именно от них впоследствии пришлось отказаться, напр. от «групповых нормативов поощрения предприятий»), а главное, не удалось осуществить эксперименты, в к-рых в комплексе испытывалась бы вся предложенная система планирования и экономич. стимулирования на отд. предприятиях или объединениях предприятий.
В те же годы проводились крупные эксперименты в ГДР [на четырёх объединениях нар. предприятий (ОНП)], в Польше, Болгарии и др. социалистич. странах.
В кон. 70-х гг. в СССР прошли опытную проверку многие важнейшие элементы системы мероприятий, введённых в действие пост. ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов» и пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» (12 июля 1979 г.). В частности, в 1973 47 предприятий машиностроения были переведены в виде опыта на порядок планирования и оценки их деятельности по показателю нормативной чистой продукции. Впоследствии этот показатель проверялся на предприятиях многих отраслей обрабат. пром-сти, тяжёлого, энергетич. и хим. машиностроения, судостроения и ряда др.
Последоват. процесс совершенствования системы планирования и управления, её приспособления к новым условиям хозяйствования потребовал в 70-х гг. развёртывания нового цикла экспериментальных работ. Ставится вопрос о формировании на совр. этапе системы хоз. экспериментирования в рамках общей систехмы н.-и. работы в области совершенствования хоз. механизма.
В 70-х гг. были осуществлены крупные комплексные эксперименты, направленные на дальнейшее совершенствование сложившейся системы управления, планирования и экономич. стимулирования произ-ва в разных отраслях нар. х-ва. Напр., на Щёкинском химич. комбинате — «Щёкинский эксперимент». Эта система показала себя эффективным стимулом роста производительности труда и высвобождения излишней рабочей силы; ЦК КПСС принял решение о планомерном распространении результатов опыта в пром-сти.
Система полного хозрасчёта (самоокупаемости) крупной отрасли и производств. объединения проверена на опыте Мин-ва приборостроения и Главмосавтотранса. В обоих случаях эксперимент носил комплексный характер, включая меры по улучшению организац. структуры управления, внедрению методов экономико-математич. моделирования и созданию автоматизнр. систем управления. В решениях ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР о совершенствовании хоз. механизма предусмотрено постепенное внедрение их в деятельность пром. и строит, мин-в.
Хоз. эксперименты проводятся в ряде социалистич. стран: напр., в Польше с 1973 в 36 крупных хоз. орг-циях («инициативных единицах») начался Э. э. по новой системе планирования и управления экономикой с целью постепенного распространения её на всё нар. х-во. В странах СЭВ изучается возможность применения показателя чистой продукции в разных её модификациях (условно-чистая продукция, добавленная продукция, конечная общественная продукция и др.). С 1978 в ЧССР проводится «комплексный эксперимент управления эффективностью и качеством», один из элементов к-рого — регулирование заработной платы в пром.-хоз. единицах (ПХЕ) в зависимости от собств. результатов работы, т. е. от вновь созданной стоимости. В Румынии после четырёхлетнего эксперимента по показателю чистой продукции в 1978 принято решение о применении этого показателя в планировании и оценке деятельности предприятий в комплексе с введением системы участия коллективов в прибылях.
Всё это показывает, что хоз. эксперименты принимают две осн. модификации: 1) для проверки эффективности предложенных экономич. мер; 2) для отработки деталей, накопления опыта применения новых экономич. систем или отд. экономич. форм, когда решение по ним уже принято на основании тех или иных, в частности теоретич., соображений.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
151.64 кб

Соотношение 2D:4d и экономические эксперименты

Валеева Д. Р., Юдкевич М. М.
В работе представлен обзор работ, фиксирующих результаты экономических экспериментов, анализирующих взаимосвязь между поведением агентов в стандартных экономических экспериментах (таких как диктаторские игры, игры «Ультиматум», «Д
Читать PDF
10.08 мб

Является ли экономическое знание - «Экспериментальным»?

Мамедов О.Ю.
В каждую историческую эпоху практически все отрасли социального знания подвергаются невидимым испытаниям, по результатам которых вновь и вновь решается вопрос а действительно ли они являются науками?
Читать PDF
79.56 кб

О взаимосвязи моделей и мысленных экспериментов в экономической науке

Балданов Сергей Владимирович
В данной статье рассматривается роль мысленных экспериментов в экономической науке.
Читать PDF
251.83 кб

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ - БЫСТРО РАСТУЩАЯ ВЕТВЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тесля П.Н.
Рассмотрены успехи экспериментальной экономики, в особенности той ее части, в которой исследования осуществляются в форме лабораторной проверки экономической теории или оценки эффективности рыночных и не только рыночных институцио
Читать PDF
5.55 мб

Экспериментальные методы исследования коррупции в экономических и социологических науках

Белянин Алексей Владимирович, Бобкова Нина Владимировна, Эгберт Хенрик , Косалс Леонид Янович
Коррупция исследуется множеством дисциплин — антропологией, криминологией, теорией развития, экономикой, политической наукой, психологией, социологией.
Читать PDF
964.81 кб

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Загайнова Г.Г.
В статье представлены результаты анализа нормативных правовых актов, регулирующих функционирование особых экономических зон в Российской Федерации.
Читать PDF
307.31 кб

Развитие теории, методологии и практики компьютерного эксперимента в социально-экономических исследо

Казакова Анастасия Николаевна
В статье исследуется, как компьютерные эксперименты помогают в задачах управления, их преимущества и недостатки, а так же основные проблемы социально-экономических исследований.
Читать PDF
474.67 кб

Оценка экономического эксперимента по совершенствованию управления лесными и пастбищными ресурсами М

Ыхынбай Хижабагийн
Статья посвящена результатам эксперимента по внедрению в реальных условиях Монголии системы организационных и экономических мер по устойчивому управлению лесными и пастбищными ресурсами Монголии на базе местных сообществ.
Читать PDF
403.32 кб

Институциональные эффекты реализации экономических экспериментов в сфере развития предпринимательств

Цёхла Светлана Юрьевна, Симченко Наталия Александровна
В статье рассматриваются особенности развития предпринимательства на территории Крыма за период 1991-2013 гг. во взаимосвязи с экономическими экспериментами.