ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА

Найдено 1 определение
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА
система закономерностей, характеризующих наиболее существ. черты развития социализма как интернациональной экономич. системы, форм и методов хоз. взаимодействия социалистич. нар.-хоз. комплексов. Экономич. законы социализма отражают производств. отношения не только в рамках отд. стран, но и в сфере взаимоотношений между ними, в масштабе мирового социалистич. х-ва (см. статьи Интернационализация производства и Мировая социалистическая система хозяйства). Интернационализация действия экономич. законов социализма находит своё выражение в возникновении закономерностей развития мирового социалистич. х-ва. Эти закономерности, представляя собой результат действия системы экономич. законов социализма в междунар. сфере, отражают объективно обусловленные процессы и тенденции, характеризующие хоз. взаимодействие социалистич. гос-в.
Общая характеристика производств. отношений социализма, как отношений сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей, применима и к отношениям между социалистич. странами. Социализм, устраняя классовые и над. антагонизмы, присущие капитализму, превращает мировое социалистич. х-во в сферу сотрудничества суверенных и равноправных партнёров. Господство социалистич. производств. отношений позволяет коренным образом изменить развитие мировых хоз. взаимосвязей, упорядочить их на основе присущих социализму принципов и закономерностей планомерной организации хоз. деятельности.
Однако теория и практика показывают, что нельзя ставить знак равенства между категориями социалистич. мирового и над. х-в. Познание специфики подсистемы производств. отношений социализма, проявляющейся на интернац. уровне, имеет определяющее значение для понимания характера и механизма действия экономич. законов социализма на междунар. арене, а также для решения вопроса о сочетании нац. и интернац. моментов в экономич. развитии мирового социалистич. х-ва. Абсолютизация лишь какого-то одного из этих моментов может привести к построению схемы мирового х-ва, не отражающей всей реальной сложности и многообразия системы экономич. взаимосвязей.
В период формирования мирового социалистич. х-ва большинство исследователей придавали слишком мало значения изучению его специфики. Вследствие этого в экономич. лит-ре появлялись работы, в к-рых по существу отождествлялись экономич. отношения внутри отд. нац. х-в и в масштабе мирового социалистич. х-ва. Условия и способы реализации экономич. законов внутри отд. стран механически переносились на мировое социалистич. х-во в целом.
Нек-рые авторы, напротив, абсолютизировали государственно-нац. рамки процесса социалистич. расширенного воспроиз-ва, отрицали (частично или полностью) существование в мировом социалистич. х-ве условий для действия экономич. законов социализма. По их мнению, поскольку социалистич. собственность на средства произ-ва не существует вне государственно-нац. границ, в масштабе мирового социалистич. х-ва ещё не может быть условий для действия экономич. законов социализма.
Социалистич. гос-во, обладающее монополией на все виды внешних экономич. связей, выступает в междунар. сфере как субъект отношений государственно-нац. собственности. Сфера отношений собственности внутри отд. стран ограничена территориально-нац. границами. Сфера проявления государственно-нац. собственности — всё мировое х-во. Выход отношений социалистич. собственности на эту арену обусловливает их определённую интернационализацию. Интернац. аспект процесса повышения уровня обобществления социалистич. ггронз-ва заключается в углублении планомерного разделения труда между странами социализма, взаимном переплетении на этой основе отд. воспроизводств. процессов. Уже на совр. этане производств. аппарат ряда отраслей и произ-в стран — членов СЭВ по существу объединён в технология., экономич., а в отд. случаях — и в организац. отношениях.
Дальнейшее развитие взаимного сотрудничества и интеграции социалистической экономической создаёт предпосылки для перехода к единому коммунистич. х-ву, к развитию существующих отношений собственности. Будет продолжаться развитие и укрепление социалистич. собственности в каждой отдельно взятой стране (экономич. основа упрочения её государственности), а собственность отд. стран, оставаясь по своей форме государственно-национальной, во всё большей мере будет выступать как совместно используемая собственность их междунар. содружества. Эти черты государственно-нац. собственности на совр. этапе отчётливо проявляются в любом акте интернац. социалистич. взаимопомощи, в согласованном решении крупных нар.-хоз. проблем (напр., топливно-энергетич. проблемы), в осуществлении заданий Комплексной программы по содействию хозяйственному подъёму менее развитых стран содружества и т. п.
Взаимодействие государственно-нац. систем собственности выражает процесс интернац. отношений социалистич. собственности. Собственники средств произ-ва коллективно, путём планомерной кооперации, согласованных действий в общих целях используют всё возрастающую часть своих средств произ-ва. Это ещё не возникновение непосредственных отношений междунар. социалистич. собственности, но вместе с тем уже и не только национально-гос. использование средств произ-ва. Складываются отношения совместного хозяйствования, кооперированного, комбинированного применения по определ. плану находящихся в собственности различных гос-в производств. ресурсов.
До тех пор пока сохраняется гос. организация экономич. жизни, социалистич. собственность не может быть «отделена» от гос-ва как во внутрихоз., так и в междунар. сферах. Поэтому на совр. этапе нельзя представить непосредств. отчуждение объектов гос. собственности, её «денационализацию», создание «надгосударственных» форм собственности. Дальнейшее развитие интернац. отношений собственности заключается в углублении планомерного кооперирования социалистич. нар.хоз. комплексов. Углубление отношений планомерности в содружестве стран — членов СЭВ представляет собой осн. условие повышения уровня интернац. обобществления произ-ва, согласованного, совместного использования определ. части нац. ресурсов. При социализме планомерность выступает в качестве формы развития непосредственно общественного характера труда как в государственно-нац. рамках, так и в интернац. масштабе.
Интернационализация труда на базе углубления кооперации нар.-хоз. комплексов способствует формированию и закреплению всё более широкой совокупности общих экономич. интересов социалистич. содружества. Свидетельство тому не только совместно сооружаемые предприятия, но и совместные науч. исследования, совместное использование производств. мощностей и природных ресурсов, остающихся в государственно-нац. собственности.
Т. о., развитие отношений государственно-нац. собственности показывает неправомерность ограничения сферы действия экономич. законов социализма рамками, совпадающими с гос. границами отд. нац. х-в. Существование ряда суверенных собственников — социалистич. стран — не отменяет, а лишь модифицирует их действие в междунар. масштабе.
Действие экономич. законов социализма в сфере всего социалистич. х-ва имеет специфику, т. к. реализация действия экономич. законов социализма в сфере междунар. хоз. связей осуществляется в условиях, отличных от условий их реализации внутри нац. х-в.
Это порождает различия в характере и способах действия отд. экономич. законов. Так, на данной стадии развития мировой системы социализма наиболее значительна роль экономич. законов, регулирующих обмен деятельностью между странами социализма (прежде всего планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закон). В то же время непосредственное действие экономич. законов, регулирующих присвоение и использование продукта произ-ва (распределения по труду закон, социалистического накопления закон), в масштабе мирового социалистич. х-ва ограничено существованием государственно-нац. рамок собственности на средства произ-ва.
Расширение сферы действия экономич. законов социализма на мировое х-во привело к возникновению специфич. экономич. закономерностей, присущих мировому социалистич. х-ву как целому. Это, напр., углубление сотрудничества и взаимопомощи братских стран, а также выравнивание их экономич. уровней.
Существование нек-рых особенностей действия экономии. законов социализма в рамках над. х-в и на междунар. арене хорошо видно при анализе действия закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва. Использование его в масштабах мирового социалистич. х-ва в меньшей мере поддаётся централизов. регулированию, не направляется из единого центра, не оформляется обязательными для всех стран адм. решениями. Планомерное регулирование внешне-экономич. взаимосвязей социалистич. стран может основываться на совр. этапе лишь на добровольном согласовании, координации плановой деятельности отд. нац. х-в. Расширение сферы непосредств. действия этого закона, как и др. экономич. законов социализма, неразрывно связано с вовлечением в единый хоз. оборот всё большей части нац. трудовых, материальных и финансовых ресурсов, с повышением степени взаимосвязанности нац. воспроизводств. процессов.
Рост производительности обществ. труда — главный критерий эффективности междунар. социалистич. разделения труда. Каждая социалистич. страна, исходя из своих экономич. интересов, стремится максимально повысить нац. производительность труда не только за счёт внутр. факторов, но и за счёт развития междунар. кооперации и специализации произ-ва. Непосредственное интернац. действие закона повышения производительности труда распространяется на виды продукции, участвующие в междунар. обмене, хотя косвенное влияние внеш. связей на эффективность произ-ва ощущается во всём нар. х-ве. Эффект, получаемый в результате междунар. социалистич. разделения труда, реализуется, в частности, через внешнеторг. цены, к-рые регулируют его распределение в соответствии с интернационально необходимыми затратами труда.
Важное значение для функционирования мирового социалистич. х-ва имеет использование интернац. действия закона стоимости. Социалистич. страны выступают на мировом рынке не как конкурирующие, а как сотрудничающие товаропроизводители. Совместное регулирование рыночных взаимосвязей на основе заключения долгосрочных межправительств, внешнеторг. соглашений, в к-рых наряду с объёмами поставок оговариваются также их конкретные условия (уровень цен и т. п.), вносит в эти взаимосвязи элементы упорядоченности, стабильности, позволяет планомерно направлять их развитие. Специфич. черты социалистич. товарного произ-ва в интернац. сфере проявляются прежде всего в том, что на мировом социалистич. рынке осуществляется товарообмен между относительно обособленными товаровладельцами. В рамках нац. х-ва отдельно взятой социалистич. страны типичный акт товарообмена (обмен продукцией между гос. предприятиями) не связан со сменой собственника товара. Это даёт, в частности, возможность гос-ву (оно остаётся собственником продукции на всех стадиях её произ-ва и обращения) регулировать ценностные пропорции товарообмена путём проведения определ. политики цен. Возникающие при этом выигрыши или потери отд. предприятий при прочих равных условиях взаимно перекрываются. Акт товарообмена на рынке взаимной торговли социалистич. стран имеет иной характер. Его результат — смена собственника товара, причём возможные выигрыши или потери, связанные с выгодными или невыгодными для страны-товаровладельца пропорциями обмена, имеют необратимый характер, поскольку они не могут балансироваться в рамках мирового х-ва (по крайней мере, по отношению к каждому отд. акту товарообмена). В силу этого необходимость эквивалентного обмена на мировом социалистич. рынке является важным условием сбалансированного развития каждого отдельно взятого нар.-хоз. комплекса (за исключением тех случаев, когда менее развитым странам предоставляются кредитные и др. льготы).
Специфически проявляются на мировом социалистич. рынке и противоречия товара, в частности противоречие между стоимостью и потребительной стоимостью. Увеличивая произ-во тех или иных товаров, предприятия каждой страны учитывают основные тенденции развития произ-ва и потребления, отражённые в перспективных нар.-хоз. планах. Выступая на мировом рынке, отдельная страна должна учитывать производств. потребности и возможности своих партнёров. Кроме того, потребительная стоимость её экспортных товаров в большей мере подвержена внеш. воздействиям, к-рые она не может автономно контролировать. Напр., появление на мировом рынке новых потребительных стоимостей, при прочих равных условиях лучше и эффективнее удовлетворяющих данную обществ. потребность, может привести к тому, что труд, воплощённый в устаревших экспортных изделиях, не будет возмещён.
Использование действия экономич. законов социализма в масштабах мирового социалистич. х-ва должно обеспечивать такое развитие системы внешне-экономич. взаимосвязей стран социализма, в рамках к-рого обеспечивалось бы создание надлежащих экономич. и организац. предпосылок для того, чтобы нац. труд, воплощённый в товарах и услугах, а также в результатах научно-технич. деятельности, являющихся объектами междунар. обмена, выступал как общественно необходимый труд не только с точки зрения отд. нац. социалистич. х-в, но и с точки зрения всего содружества стран социализма.
Углубление всестороннего взаимодействия стран социалистич. содружества происходит на основе познания объективных законов социально-экономич. развития и их сознат. и последоват. использования на практике. При этом как условия действия этих законов и закономерностей, так и возможности их практич. применения не остаются неизменными.
Интернац. действие экономич. законов социализма началось в условиях, когда большинство стран, вставших на путь социализма, решало задачи переходного периода от капитализма к социализму. В специфич. история, обстановке каждой социалистич. страны использовался опыт реализации осн. закономерностей переходного периода, накопленный в ходе социалистич. строительства в Сов. Союзе, тем самым осуществлялось расширенное воспроиз-во этого опыта. Кроме того, существование мирового социалистич. содружества качественно изменило внеш. условия решения задач переходного периода, в частности формирования материально-технич. базы нового обществ. строя. Странам, только вступившим на путь создания социализма, оказывают содействие в коренных социально-экономич. преобразованиях страны, в которых уже утвердился этот строй. Сложился новый тип междунар. экономич. отношений.
Дальнейшее развёртывание интернац. действия экономич. законов социализма происходит на этапе построения развитой социалистич. экономики, формирования совр. отраслевых и территориальных структур нар.-хоз. комплексов. Взаимное экономич. сотрудничество первоначально выполняло роль преим. внешне-экономич. фактора, содействующего решению этой задачи. Этим определялось опосредствованное действие ряда экономич. законов в сфере междунар. взаимосвязей стран социализма. Напр., в каждой стране задача повышения жизненного уровня населения (вытекающая из требований основного экономического закона социализма) решалась в известной мере автономно, поскольку не созрели ещё условия для формирования коллективной программы роста благосостояния и системы мероприятий, обеспечивающих её реализацию.
На совр. этапе социалистич. гос-ва решают всё более широкий круг задач коллективными усилиями. Складываются объективные предпосылки для универсального развёртывания действия экономич. законов социализма в масштабе социал истин, содружества. Долгосрочные целевые программы сотрудничества в ведущих отраслях произ-ва и межотраслевых комплексах суть практическое выражение коллективного использования этих объективных предпосылок.
Развитие совместной плановой деятельности позволяет сознательно формировать перспективные тенденции роста экономики социалистич. содружества, её будущий облик, даёт возможность ещё на стадии возникновения потребностей (основы формирования нар.хоз. интересов отд. стран) предусматривать пути и формы влияния, соединения государственно-национальных интересов в общий интернациональный интерес содружества. Иными словами, чем выше степень согласованности в экономич. развитии суверенных социалистич. стран, тем в большей мере их нац. ресурсы начинают использоваться не только для решения сугубо внутрихоз., но и их общих интернац. задач, на основе коллективного познания и использования действия всей системы экономич. законов социализма.
Развитие мирового социалистич. х-ва, возникновение и упрочение мирового социалистич. содружества порождают ряд специфич. закономерностей, в т. ч. закономерность постепенного выравнивания уровней экономич. развития социалистич. стран. Осуществляется ликвидация разрывов в социально-экономич. и культурном развитии, подтягивание отстававших в прошлом стран до уровня более развитых. Эта внутренне присущая социализму объективная закономерность отражает существенные, прочные связи между социалистич. странами.
Господство обществ. собственности в странах социализма приводит к коренному изменению характера взаимозависимости экономич. прогресса отд. стран в системе мирового х-ва. Хоз. успехи каждой страны оказывают через механизм междунар. связей и отношений ускоряющее воздействие на темпы экономич. роста др. социалистич. гос-в. Эта взаимозависимость становится всё более полной, по мере того как процесс социалистич. расширенного воспроиз-ва всё более перерастает рамки нац. х-в.
Проблема преодоления экономич. отсталости, унаследованной большинством стран, вставших на путь социализма, от старого обществ. строя,— результат последствий неравномерности экономич. развития отд. стран в условиях капитализма. Процесс выравнивания будет действовать в течение длит, история, периода по мере вступления на путь социалистич. строительства всё новых гос-в. Выравнивание уровней экономич. развития отд. стран не сопровождается механич. идентификацией нац. экономич. структур. Напротив, этот процесс предполагает не только сохранение, но и совершенствование тех специфич. сторон х-ва, к-рые вызываются к жизни общими интересами стран социализма, порождаются потребностями междунар. социалистич. разделения труда. Своё наиболее полное выражение процесс выравнивания получил в рамках содружества стран — членов СЭВ.
Среди теоретич. положений, выдвинутых съездами коммунистич. и рабочих партий, важное место занимает вывод об объективной закономерности постепенного сближения социалистич. стран. В концентрированном виде сущность этой закономерности раскрыта на 25-м съезде КПСС: «Вместе с расцветом каждой социалистической нации, укреплением суверенитета социалистических государств все теснее становятся их взаимосвязи, возникает все больше элементов общности в их политике, экономике, социальной жизни, происходит постепенное выравнивание уровней развития. Этот процесс постепенного сближения стран социализма вполне определенно проявляется ныне как закономерность» (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 6). Закономерность распространяется на все сферы обществ. жизни стран социализма, на все области их взаимного сотрудничества — экономику, политику, социально-классовые процессы, культуру, идеологию и оборону. Во всех этих сферах возрастают элементы общности, расширяются и углубляются взаимные связи социалистич. гос-в.
Закономерность проявляется в след. взаимосвязанных между собой процессах: всё большего усиления однородности осн. параметров социального, экономич. и политич. развития стран социализма, возрастания сходства их нар.-хоз., социальных и политич. структур, включая и процесс постепенного выравнивания уровней их экономич. развития. На этой базе возникает всё больше элементов общности в политике, экономике, социальной жизни братских стран. Сближение стран социализма объективно предполагает расцвет каждой социалистич. нации, укрепление суверенитета каждого социалистич. гос-ва;
усиления интернац. взаимодействия стран социализма во всех сферах обществ. жизни, включая развитие и углубление социалистич. экономич. интеграции, политич. сотрудничества социалистич. стран, усиление их связей в области идеологии и культуры;
укрепления целостности мировой системы социализма как добровольного братского содружества суверенных социалистич. гос-в, объединённых общностью строя, идеологии, конечных целей обществ. развития. Так, в содружестве братских стран практикуется в ряде отраслей нар. х-ва всё более широкое совместное использование ресурсов для достижения согласованных общих целей, реализуется скоординированный внешнеполитич. курс, формируется на основе взаимообогащения национальная по форме и социалистическая по содержанию культура братских стран, складывается всё больше общих черт в социалистич. образе жизни.
В историч. перспективе временные рамки закономерности сближения стран социализма совпадают с периодом существования мировой системы социализма как содружества суверенных гос-в, т. е. до перехода к высшим формам коммунистич. организации общества в мировом масштабе. На протяжении всего этого периода, по мере того как в развитии стран мировой системы социализма и в их взаимных связях будут происходить качеств. сдвиги, процесс сближения будет восходить от одной ступени зрелости к другой, становиться всё более глубоким и всеохватывающим.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.