ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
современная концепция макроэкономического регулирования экономики, которая исходит из того, что заметный рост налогово-трансфертной системы и чрезмерная «зарегулированности» экономики отрицательно сказываются на стимулах к труду, осуществлению инвестиций, внедрению новшеств и готовности людей брать на себя предпринимательский риск. В теории предложения акцентируется необходимость долгосрочного регулирования факторов предложения посредством стимулирования инвестиций и производства. Согласно теории предложения для борьбы с инфляцией необходимо увеличить предложение товаров, а для стимулирования их производства необходимо увеличить капиталовложения и снизить налоги. В качестве инструментов регулирования акцент делается на налоговую систему и сокращение расходов на бюджетные нужды. Ведущие разработчики теории предложения А. Лаффер и М. Фелдстайн (США).
Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(supply-side economics) Теория, согласно которой реальный рост в экономике даже в краткосрочном плане и почти полностью в долгосрочном плане в основном зависит от факторов, воздействующих на предложение, а не на эффективный спрос (effective demand). Меры по стимулированию экономического роста, вытекающие из экономической теории предложения, могут включать, например, реформирование налоговой системы для поощрения инвестиций и инноваций, пересмотр всевозможных ограничений, совершенствование инфраструктуры транспорта и связи, лучшее обучение и повышение мобильности безработных, реформирование системы социального обеспечения в целях поощрения предложения рабочей силы. Это противоположно утверждению кейнсианской (keynesian) теории, согласно которой основным фактором, воздействующим на экономический рост, является уровень эффективного спроса.
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(supply-side economics) Концепция в макроэкономической теории (macroeconomics), которая при определении уровня занятости и объема производства в экономике подчеркивает значение тех условий, на которых на рынке предлагаются товары и услуги (включая рабочую силу). В соответствии с этой концепцией рост объема производства и занятости может быть ускорен путем сокращения государственного вмешательства в экономику и поддержания свободы рынка. Для этого предлагаются такие противоречивые меры, как сокращение выплат пособий по безработице, ограничение полномочий профсоюзов и одновременное сокращение налогов и государственных расходов. Экономисты – сторонники экономики предложения, завоевавшие популярность в 1970–1980-х гг., в большинстве своем отрицают кейнсианскую политику (cм.: кейнсианство (Keynesianism), направленную на стимулирование совокупного спроса, как безрезультатную. См.: монетаризм (monetarism); новая классическая макроэкономическая теория (new classical macroeconomics).
Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь
экономическая теория предложения
Доктрина, в которой делается упор на то, что главными определяющими факторами роста национального производства как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде являются аллокация и эффективное использование в экономике труда и капитала. В соответствии с таким подходом внимание концентрируется на препятствиях, лежащих на пути предложения и эффективного использования факторов производства. На практике это означает, что главное внимание уделяется характеру и положению кривой совокупного предложения (aggregate supply curve) и отчасти факторам, определяющим естественную норму безработицы (natural rate of unemployment), а не краткосрочному уровню эффективного спроса, как это принято в кейнсианской макроэкономике. Считается, что главными из упомянутых выше препятствий являются отсутствие стимулов к труду и инвестированию, связанное с высоким уровнем и неблагоприятной структурой налогов, а также такие институциональные барьеры, препятствующие эффективной аллокации ресурсов, как ограничительная политика профсоюзов. Политические рекомендации, вытекающие из этой теории, обычно сводятся к мерам по сокращению налогов и увеличению конкуренции на товарных рынках и рынках труда. Экономическая теория предложения получила особое распространение в начале 80-х годов после избрания в США консервативной администрации во главе с президентом Рейганом, в честь которого ее идеи были названы «рейганомикой». Она представляет собой пример возврата к ортодоксальной классической экономической теории (classical economics) и ее современному более формализованному изложению под названием «новая классическая макроэкономика» (new classical economics). См. Bartlett, В., and Roth, T.P., eds, The Supply-Side Sulition, London, Macmillan (1984).
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003