ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
2) совокупность мероприятий государства по регулированию хозяйственной деятельности.
Источник: Справочный коммерческий словарь
Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999
Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016
Источник: Краткий словарь экономиста
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Источник: Термины рыночной экономики
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Источник: Словарь эффективной экономики.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это достигается, во - первых, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во - вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно - финансовой, кредитно - денежной, антимонопольной, научно - технической, инновационной, экологической и др.
Реализация экономической стратегии развития России до 2010 г. предполагает проведение экономической политики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Этому призваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая и другие формы экономической политики. Содержанием этих форм экономической политики станут меры по улучшению инвестиционного климата, усилению стимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитию фондового рынка.
Источник: Экономический словарь
В Конституции СССР (статья 6) зафиксировано, что Коммунистическая партия Советского Союза является руководящей и направляющей силой советского общества. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
При социализме общество впервые получило возможность, опираясь на марксистско-ленинскую науку, на требования объективных экономических законов, ставить перед собой конкретные задачи, определять условия и сроки их выполнения.
Величайшая сила экономической политики Коммунистической партии-в ее глубокой научной обоснованности. Эта политика опирается на глубокое и ясное понимание назревших экономических потребностей развития общества, задач коммунистического строительства.
Экономическая политика партии - это плод коллективного разума. В ее разработке принимают участие партийные и государственные органы, многочисленные коллективы ученых, специалисты, миллионы рабочих, колхозников, служащих. Каждое экономическое решение является концентрированным выражением коллективного опыта, отражает опыт миллионных масс трудящихся.
Руководствуясь требованиями экономических законов социализма, партия четко сформулировала высшую цель своей экономической политики. Она состоит в том, чтобы обеспечить неуклонный рост благосостояния народа. Именно этой цели посвящены все действия, все помыслы, все свершения. В целях претворения в жизнь научно обоснованной экономической политики партии КПСС разрабатывает экономическую стратегию и тактику экономической политики.
На съездах партии была разработана экономическая стратегия, определяющая долговременные цели хозяйственного развития и пути их осуществления.
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
Государство стремится обеспечить (на макроуровне) полную занятость (см. безработица), стабильность цен (см. инфляция), экономический рост и равновесие платёжного баланса, а также (на микроуровне) эффективное использование ресурсов. На практике, ввиду сложности взаимосвязей в экономике и её подверженности внешним воздействиям, одновременное достижение всех этих целей практически невозможно, поэтому необходимо выделение приоритетов. Следовательно, на этот процесс неизбежно будут влиять наряду с экономическими также политические соображения.
Приоритет, отдаваемый различным экономическим целям, будет отражать идеологию правительства (которое, при одной крайности, избрано демократическим путём, а при другой — является узурпировавшей власть диктатурой). Правительство, придерживающееся в целом левой идеологии, положительно относится к распределению государственной собственности на средства производства и к усиленному вмешательству в экономику для достижения своих экономических целей; тогда как правительство, придерживающееся в целом правой идеологии, положительно относится к ограничению государственной собственности и к минимальному вмешательству правительства в экономику, опираясь на рыночные механизмы (см. экономическая система). На практике большинство стран имеет смешанную экономику, в которой функционируют как государственный, так и частный сектор.
Для достижения экономических целей правительства руководствуются различными оценочными суждениями в отношении, например, наиболее приемлемого распределения доходов между людьми. Они по-разному оценивают влияние своей политики на положение определённых слоев общества, а также выражают желание помочь одним группам населения за счёт других. Правительства, кроме того, придерживаются разных оценочных суждений относительно приоритетов, которые они отдают национальной обороне, безопасности и охране порядка, защите окружающей среды и многим другим неэкономическим вопросам. Все эти так называемые «нормативные» элементы могут влиять на определение экономических целей и выработку экономической политики (см. НОРМАТИВНАЯ экономическая ТЕОРИЯ).
На уровне макроэкономической политики правительство, действующее в рамках смешанной экономики, может использовать различные меры общего характера, включая ФИСКАЛЬНУЮ политику (изменение налоговых ставок и государственных расходов), кредитно-денежную политику (контроль над денежной массой и процентными ставками), политику цен и доходов (кон. троль над затратами и ценами) и управление валютным курсом необходимое для того, чтобы влиять на состояние внешней тор! говли и платёжного баланса страны. На более конкретном уровне к ним добавляются мероприятия, направленные на стимулирование инвестиций в промышленность, в исследования и разработки, поощрение предпринимательства и защиту интересов потребителей (СМ. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА, РЕГИОНАОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОНКУРЕНЦИИ).
Налогово-бюджетная и кредитно-денежная политики — основные меры, которые использовали все правительства Великобритании начиная с 1945 г., — влияют на уровень и распределение доходов в экономике, по существу воздействуя на спрос. В последние годы приоритеты сместились в сторону предложения, что отражается, в частности, в попытках придать большую гибкость функционированию рынка труда посредством ослабления монополии профсоюзов.
См. ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ, ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
Социалистические производственные отношения придают принципиально иное, чем при капитализме, содержание экономической политике социалистического государства, которое представляет интересы всего общества. Экономическая политика в социалистическом обществе основана на общественной собственности и планомерном характере развития экономики, на сознательном использовании экономических законов социализма и направлена на создание необходимых условий для беспрепятственного, быстрого роста общественного производства в целях наиболее полного удовлетворения растущих потребностей всего общества и каждого его члена. Это значит, что при определении перспектив экономического развития, разработке народнохозяйственных планов, принятии решений по руководству хозяйством партия и правительство исходят из требований экономических законов, учитывают реальные возможности решения задач, опираются на передовой практический опыт и достижения0 науки и техники, обеспечивают самые прогрессивные направления развития общественного производства. При социализме неизмеримо возрастают роль и масштабы воздействия экономической политики государства на развитие общества, так как здесь господствует общественная собственность, которая объединяет все народное хозяйство в единое целое. Государство осуществляет планомерное развитие всего народного хозяйства (см. Планирование народного хозяйства, Экономическая роль социалистического государства).
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.
Зарождение Э. п. относится к периоду возникновения классов и образования гос-ва. В классово-антагонистич. обществе она служит выражением интересов эксплуататорских классов, средством их защиты и осуществления. При рабовладельч. и феод. строе Э. п. ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием ден. обращения. В период становления капиталистич. способа произ-ва бурж. гос-во осуществляло меры по созданию и развитию мануфактур, вырабатывало законы, закрепляющие господство капитала над наёмным трудом; широкое развитие получили меркантилизм и протекционизм. Рост пром. буржуазии вызвал к жизни политику свободного предпринимательства и фритредерство. Э. п. бурж. гос-ва в этот период отражала истории, условия капитализма свободной конкуренции. Вступление капитализма в стадию империализма, развитие государственно-монополистического капитализма привели к существ. изменениям в Э. п. бурж. гос-ва, к-рое стало активно вторгаться в процесс капиталистич. воспроиз-ва. Гос.-монополистич. регулирование представляет собой сложный механизм социально-экономич. и политич. маневрирования, осуществляется в интересах класса капиталистов и сохранения капиталистич. х-ва. Оно включает программирование экономики, развитие гос. сектора, систему субсидий, антиинфляц. мероприятия, кредитно-финанс. деятельность, направленную на внешне-экономич. экспансию (налоговые льготы для монополий-экспортёров, правительств, гарантии экспорта, таможенная политика и т. д.), и др. меры. Монополии капиталистич. стран действуют на междунар. арене в значит. степени через гос. аппарат. После 2-й мировой войны 1939—45 возникли и получили широкое распространение межгос. монополистич. орг-ции, охватывающие целые отрасли (напр., Европейское объединение угля и стали), или более общего характера (см. Европейское экономическое сообщество, Интеграция капиталистическая).
Э. п. бурж. гос-в в эпоху империализма отражает процесс приспособления капитализма к новым история. условиям. Однако она не способна обеспечить планомерного развития х-ва в масштабе всего общества. Приспособление к новым условиям не означает стабилизации капитализма как системы; общий кризис капитализма продолжает углубляться. Э. п. бурж. гос-в в целом противоречит коренным интересам трудящихся и потому ведёт к обострению классовых противоречий.
В развивающихся странах, проводящих независимый курс, Э. п. направлена на ограничение всевластия иностр. монополий, создание гос. сектора экономики, развитие пром. произ-ва, проведение агр. реформ. Эти страны выступают за установление нового междунар. экономич. порядка: справедливого и равноправного междунар. разделения труда и внешне-экономич. обмена.
Принципиально иную роль, чем при капитализме, играет Э. п. в условиях социализма, основанного на обществ. собственности на средства произ-ва и развивающегося планомерно, путём сознательного использования экономич. законов. Проводя Э. п., социалистич. гос-во регулирует материальное произ-во— основу развития общества — и тем самым определяет перспективы и темпы социального прогресса; непосредственно воздействует на изменение социальной структуры общества и рост благосостояния народа, обеспечивает решение коренных социально-экономич. задач коммунистич. строительства. Своими успехами в этохМ строительстве социалистич. страны оказывают определяющее влияние на мировое развитие (см. также Экономическая роль социалистического государства).
Принципиальные установки по вопросам Э. п. и очередные задачи хоз. строительства определяются коммунистич. и рабочими партиями социалистич. стран прежде всего на парт, съездах, пленумах Центр. руководящих парт, органов. Э. п. коммунистич. партий, базирующихся на марксистско-ленинской теории, выражает коренные интересы трудящихся масс во главе с рабочим классом, всех слоёв и социальных групп социалистич. общества; её отличает научность, реализм, целеустремлённость и последовательность. Важнейшие принципы Э. п. Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва были разработаны В. И. Лениным.
Э. п. подразделяется на экономич. стратегию и экономич. тактику. Первая представляет собой курс Э. п., рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных экономич. и социальных задач. Экономич. стратегия разрабатывается партией применительно к крупным история, этапам в развитии социалистич. общества. «Как и всякая стратегия, экономическая стратегия партии начинается с постановки задач, с выдвижения фундаментальных, долговременных целей... Экономическая стратегия включает в себя и четкое определение средств, тех путей, которые ведут к поставленным целям» (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 39—40). Экономич. тактика конкретизирует стратегия, установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, на преодоление возникающих «узких мест» в нар. х-ве.
Цели и задачи Э. и. осуществляются на практике через систему управления и планирования нар. х-ва. Долгосрочные, пятилетние и годовые планы, разрабатываемые гос-вом, отражают условия и особенности того или иного периода развития страны (см. Планирование народного хозяйства). Применительно к специфич. условиям, к-рые складывались в первые годы после победы Великой Окт. социалистич. революции, Коммунистич. партия и Сов. гос-во осуществляли политику «военного коммунизма» и новую экономическую политику. В результате проведения индустриализации (см. Индустриализация социалистическая), коллективизации сельского хозяйства и осуществления культурной революции была создана мощная индустрия, преодолена многовековая .отсталость страны, что обеспечило победу социализма. С кон. 30-х гг. Э. п. КПСС и Сов. гос-ва была направлена на укрепление победившего социализма и построение развитого социалистич. общества, расширение и укрепление материально-технич. базы социализма, совершенствование социалистич. производств. отношений, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся. До сер. 50-х гг. осн. часть фонда накопления страны направлялась на ускорение темпов развития тяжёлой пром-сти, что было вызвано необходимостью восстановления нар. х-ва, разрушенного во время Великой Отечеств, войны 1941—45, укрепления экономич. и оборонной мощи Сов. страны и всей мировой системы социализма. С сер. 50-х гг. Сов. гос-во уже имело возможность выделить больше средств для развития лёгкой пром-сти, жил. стр-ва, с. х-ва. В кон. 50-х гг. укрепилась материально-технич. база социализма, СССР превратился в могучую и несокрушимую державу; полностью и окончательно победил социализм.
Построение развитого социалистич. общества в СССР обусловило необходимость разработки долговременной ориентации Э. п. в новых условиях. Экономич. стратегия, соответствующая задачам развитого (зрелого) социализма, была разработана 24-м и 25-м съездами КПСС.
Высшая цель Э. п. социалистич. гос-ва и партии, вытекающая из основного экономического закона социализма,— неуклонный подъём материального и культурного уровня жизни народа. Построение развитого социализма расширяет возможности для её реализации. Создаются условия для более полного удовлетворения возрастающих материальных и духовных потребностей народа, улучшения социально-экономич. и производств. условий труда, совершенствования социалистич. образа жизни и социальной структуры сов. общества, сближения уровня благосостояния и культуры, условий труда и быта различных социальных групп города и деревни. Долговременные цели Э. п. ¡конкретизируются в социальной программе пятилетних планов (напр., Программа социального развития и повышения уровня жизни народа в 10-й пятилетке, определённая 25-м съездом КПСС).
Среди средств, к-рые используются для достижения поставленных целей, на первый план выдвигаются повышение эффективности обществ. произ-ва на основе его интенсификации, ускорение научно-технич. прогресса, рост производительности труда и всемерное улучшение качества работы во всех звеньях нар. х-ва. Курс на повышение эффективности обществ. произ-ва, являющийся важнейшей составной частью экономич. стратегии партии, обусловлен как долговременными задачами создания материально-технической базы коммунизма, достижения победы в экономич. соревновании с капиталистич. системой, так и специфич. условиями развития нар. х-ва на совр. этапе, в частности ограниченностью возможностей расширения произ-ва за счёт экстенсивных факторов. Важным направлением Э. п. является соединение достижений научно-технич. революции с преимуществами социализма.
При определении экономич. стратегии партии выделяются осн. направления развития и совершенствования произ-ва на отд. этапах. Так, стержнем экономич. стратегии КПСС в 10-й пятилетке и на долговременную перспективу является дальнейшее наращивание экономич. мощи страны, расширение и коренное обновление производств. фондов, обеспечение устойчивого, сбалансированного роста тяжёлой пром-сти — фундамента экономики. Решение этих задач обеспечивается проведением в жизнь единой научно-технич. политики, к-рая выступает важным составным элементом Э. п. социалистич. гос-ва.
Э. п. включает также политику капитальных вложений и рационального размещения производит. сил, доходов и цен, заработной платы, аграрную, финансово-кредитную и демография, политику. В самостоят. направление всё более выделяется политика рационального природопользования и охраны окружающей среды. Важная часть Э. п.— внешне-экономич. политика, воздействующая на развитие интеграции социалистической экономической, укрепление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с развивающимися странами, расширение экономич. и научно-технич. связей с промышленно развитыми капиталистич. странами на основе последовательного соблюдения принципов мирного сосуществования.
Успешное осуществление Э. п., выработанной марксистско-ленинскими партиями стран — членов СЭВ, привело к завершению в большинстве из них переходного периода от капитализма к социализму и построению социалистич. общества. Эти страны проводят Э. п., направленную на дальнейший рост обществ. произ-ва, повышение его эффективности, повышение материального и культурного уровня жизни народа. Решаются задачи, связанные с построением развитого социалистич. общества.
Постановка целей, определение гл. направлений и средств для их достижения играют ведущую роль в разработке курса Э. п. После разработки этого курса решающим звеном становится организация управления экономикой в широком смысле. Совершенствование системы и методов управления занимает Центр. место в механизме реализации Э. п., претворения её в жизнь.
Вступление СССР в этап развитого социализма, выработка новых задач Э. п. потребовали соответствующей перестройки системы планирования и экономич. стимулирования. Важным шагом на этом пути было проведение в сер. 60-х гг. хоз. реформы. Однако совершенствование управления — это не разовое мероприятие, а динамичный процесс решения задач, выдвигаемых жизнью. Многократно возросшие масштабы произ-ва, развёртывание научно-технич. революции, растущие социальные запросы трудящихся вызвали необходимость подъёма всей системы управления экономикой на новый уровень. 25-й съезд КПСС указал, что непрерывно развивающемуся нар. х-ву стало тесно в рамках существующего хоз. механизма и что последний надо решительно совершенствовать. Во исполнение решений съезда в июле 1979 ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР приняли постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». В постановлении отмечается: «Задача состоит в том, чтобы поднять уровень планирования и хозяйствования, привести их в соответствие с требованиями нынешнего этапа — этапа развитого социализма, добиться значительного повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса и роста производительности труда, улучшения качества продукции и на этой основе обеспечить неуклонный подъём экономики страны и благосостояния советского народа».
Э. п. при социализме отличает подлинно нар. характер. Постоянно расширяющееся участие трудящихся в разработке и осуществлении Э. п.— важная закономерность социалистич. и коммунистич. строительства. Формами этой деятельности являются всенар. обсуждение важнейших документов по проблемам Э. п., участие трудящихся в решении вопросов развития произ-ва, в работе различных обществ. орг-ций, широкий размах социалистич. соревнования.
В совр. условиях Э. п. всё более формируется как важное и самостоят. науч. направление, имеющее своим предметом изучение науч. основ и принципов политич. руководства экономикой, практич. опыта осуществления Э. п. на различных этапах развития социалистич. общества. Э. п. опирается на положения марксистско-ленинской философии, политич. экономии и теории науч. коммунизма, а также учитывает достижения смежных наук (теории планирования и управления, социологии, права и др.). В ходе выработки экономич. стратегии и тактики вносятся рекомендации по вопросам улучшения руководства нар. х-вом, определяются пути и формы мобилизации трудящихся масс на решение стоящих перед обществом задач. Мн. вопросы, относящиеся к Э. п. как отрасли науки, являются дискуссионными (напр., определение предмета Э. п., особенностей её метода, размежевания с родственными и смежными науч. дисциплинами и др.). В СССР изучение Э. п. КПСС включается в программу системы политич. просвещения и экономич. образования.
Источник: Глоссарий финансовых терминов, 2002, Consum Corporate Agents