Эффект Веблена

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эффект Веблена
ситуация, когда снижение цен на престижные товары может уменьшить их привлекательность и спрос на них.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА
рост спроса на качественные эксклюзивные товары во взаимосвязи с повышением цен. Такие товары потребители покупают, прежде всего, по престижным соображениям.

Источник: Экономика в терминах понятиях и представлениях. 2-е изд. 2016

ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА
в теории потребления: рост величины спроса на товар при увеличении цены товара, наблюдаемый в условиях чисто демонстративного потребления, когда богатые покупатели приобретают товар, чтобы продемонстрировать свои возможности.

Источник: Термины рыночной экономики

Эффект Веблена
характеристика ситуации, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или потеря его актуальности либо престижности среди населения, и тогда товар перестает пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены может возрасти.

Источник: Словарь к курсу лекций по дисциплине "История экономических учений"

Эффект Веблена
феномен, нарушающий закон спроса и гласящий, что при прочих равных условиях чем выше цена определенных товаров, тем больше объем спроса на них. Согласно концепции "демонстративного потребления", представители класса богатых покупают многие товары не из-за того, что эти товары удовлетворяют их личные потребности, а из-за того, чтобы "выделиться" среди других, продемонстрировать себя как состоятельных людей.

Источник: Словарь терминов по институциональной экономике

эффект Веблена
Явление, возникающее тогда, когда в результате падения цены товара некоторые потребители решают, что это произошло из-за ухудшения его качества, и сокращают потребление этого товара. Вследствие этого рыночная кривая спроса (market demand curve) приобретает более крутой наклон, чем прогнозируемый. Она даже может стать растущей, что противоречит закону спроса (law of demand). Это явление названо именем Торстейна Веблена (Veblen).

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

Веблена эффект
поведение, демонстрируемое представителями высших слоев общества по отношению к товарам высшей категории (яхтам, виллам, коллекционным украшениям, произведениям искусства и т.п.). Состоит в том, что объем спроса на товары «престижного потребления», как правило, растет при повышении цены такого товара. Эффект Веблена объясняется тем, что главное назначение подобных товаров – служить индикатором высокого социального и имущественного статуса их владельцев, и в данном случае более высокая цена позволяет выполнить эту функцию более успешно.

Источник: Экономическая теория в терминах и понятиях.

ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА
(Veblen effect) — явление в теории ПОТРЕБЛЕНИЯ, при котором потребители могут иметь кривую спроса с ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ НАКЛОНОМ (в противоположность КРИВОЙ СПРОСА с отрицательным наклоном), так как им свойственно ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ. Кривая спроса с отрицательным наклоном означает, что объём спроса на определённый товар находится в обратной зависимости от его цены (когда цена возрастает, объём спроса снижается). С другой стороны, действие эффекта Веблена приводит к тому, что объём спроса на определённый товар оказывается в прямой зависимости от его цены (когда цена возрастает, объём спроса также растёт).

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

ВЕБЛЕНА ЭФФЕКТ
англ. Veblen effect] — экономически необоснованное увеличение спроса на некоторые дорогостоящие товары со стороны отдельных категорий потребителей, если цена на эти товары возрастает. Синоним — парадокс Веблена. В. э. наблюдается только при фактическом отсутствии ограничений клиента по платежеспособности. В. э. — одно из проявлений ограниченной рациональности потребителей (принципа, открытого несколько позднее неоклассиком Г. Саймоном и плохо объяснимого в рамках традиционной экономической науки). Американский экономист и социолог Т. Веблен (1857—1929) — основоположник институционализма в западной политэкономии, сторонник «социального дарвинизма», автор книги «Теория праздного класса», посвященной анализу практик т. наз. «демонстративного поведения», известный еще и тем, что предсказал кризис 1929 г. Эффект, названный его именем, описан им в 1920-е гг. Как было зафиксировано в «Большой советской энциклопедии», «взгляды Веблена, особенно его теория “неработающего класса” (leisure class), идея отставания культуры от техники и критика некоторых аспектов американской жизни оказали значительное влияние на развитие американской немарксистской социологии». В. э. внешне схож с эффектом Гиффена (см.): в обоих случаях рост цены на товар вызывает рост спроса, но возникает в связи с другими товарами, в группах потребителей с другим уровнем дохода и статусом и объясняется не экономическими, а психологическими причинами. В. э. присущ ценителям статусных товаров. Это следствия доминирования в психике некоторых людей мотивов престижа, стремления к роскоши, символами которой являются дорогостоящие вещи. Нерациональное с позиции классической теории спроса экономическое поведение часто объясняется приверженностью конкретной торговой марке, как правило, хорошего качества и неоправданным распространением ее влияния на другие товары, производимые под той же маркой фирмы, зонтичным брендом. В таком случае В. э. фактически выступает как эффект преданности бренду. Иногда рост спроса на подорожавший товар может быть объяснен убеждением потребителя в том, что рост цены — сигнал об улучшении качества товара. Высокая цена часто воспринимается как своеобразный знак качества (бывает, что незаслуженно). В таком случае даже весьма «прижимистые» потребители могут оказаться во власти В. э. и продемонстрировать реакцию спроса по типу «мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Как крайний случай В. э. может стать реакцией потребителя на собственную догадку о том, что рост цены связан с сокращением производственной программы и возможным возникновением товарного дефицита. Подверженность В. э. — явный признак псевдорациональности или просто иррациональности потребительского поведения. В. э. более всего подвержены люди, которые переходят из одной социальной страты в другую: инженер, ставший бизнесменом; студент, почувствовавший себя профессионалом, и др. Такой человек чаще других склонен приобрести все что угодно, если приклеить на вещь фирменный ярлык, соответствующий в его сознании новому статусу. Анекдоты про «новых русских» в значительной части высмеивали склонность нуворишей именно к В. э. Этому эффекту сильнее других возрастных категорий подвержена молодежь в силу аналогичных причин. В. э. может наблюдаться у коллекционеров редкостей, раритетов. Пример такого рода — динамика ценообразования и спроса на российскую живопись на мировых аукционах. Русское искусство на зарубежных торгах ставит в новом тысячелетии один ценовой рекорд за другим. Впрочем, как считают некоторые эксперты, это не особый феномен, а элементарное восстановление исторической справедливости. Наряду с ростом мировых цен на нефть важной причиной роста цен на предметы искусства, особенно российского, эксперты называют появление новых коллекционеров, которые занимаются собирательством не для инвестирования свободных денег, а для удовлетворения личных амбиций, следуя статусной норме: как десять лет назад было принято иметь дом на элитном Рублевском шоссе в Москве, так теперь принято иметь коллекцию антиквариата. Однако дело здесь не в зависимости цен антиквариата от количества богатых людей. В мире 90% его покупателей — это средний класс. У русского искусства раньше не было достойных инвесторов. И это касается не только старого искусства, но и нового, и новейшего. И тут цены, как предполагают эксперты, тоже будут расти. К тому же надо учитывать, что мировые музеи охотно устраивают выставки рекордсменов аукционных продаж, используя в своих целях возникающую вокруг этих продаж шумиху. Цена на произведение искусства всегда вызывает у публики повышенный интерес. На естественный вопрос: «А что в этом “Черном квадрате” хорошего?» — всегда убедительно звучит ответ: «Его купили за миллион долларов, по цене ниже рыночной». В. э. тесно взаимодействует с эффектом присоединения к большинству. Возрастание спроса может основываться на том, что другие тоже покупают или уже купили этот товар и надо не отставать от большинства. Понятно, что этому эффекту особенно подвержены внушаемые, конформные люди, те, кто готов следовать образцам поведения уважаемой им референтной группы. Кстати, если товар действительно имеет успех у многих, то цена его может возрасти по конъюнктурным соображениям. В таком случае эффект присоединения к большинству фактически превращается в В. э. А.П. Панкрухин Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика: учебник. 4-е изд., М.: ДИС, 2003. Бункина М.К. Семенов А.М. Экономический человек. В помощь изучающим экономику, психологию, менеджмент: учеб. пособие. М.: Дело, 2000. Кабанова О. Переоценка художественных ценностей // Ведомости. 2005. 7 сентября. С. А8. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред. В.М. Гальперина. СПб., 1999. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса. C. 304—325. Veblen T. The theory of the leisure class. N.Y., 1934.

Источник: Маркетинг. Большой толковый словарь.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
1.93 мб

Эффект Веблена, предельная полезность денег и денежная иллюзия

Малахов Сергей Валерьевич
Статья раскрывает микроэкономический механизм эффекта Веблена и случая Гиффена как результатов отрицательной предельной полезности денег. Предельная полезность потребления также становится отрицательной.
Читать PDF
538.41 кб

Эффект Веблена, поиск статусных товаров и отрицательная полезность демонстративного досуга

Малахов Сергей Валерьевич
Когда ожидаемая экономия на покупках больше ставки заработной платы, условие оптимального поиска приводит к отрицательной предельной полезности досуга.

Похожие термины:

  • Veblen effect. Эффект Веблена

    Концепция в теории потребления, показывающая, что кривая потребительского спроса может иметь восходящий уклон, поскольку некоторые потребители привержены показному потреблению (см. Conspicuous consumption
  • Эффект сноба (эффект Веблена)

    явление, при котором при снижении цен на высококачественные товары роскоши спрос не растет, а снижается, так как уменьшается социальный статус и престиж их владельцев.