ДИСПАША

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

диспаша
акт расчета убытков по морской аварии (см. авария).

Источник: Справочный коммерческий словарь

диспаша
расчет по распределению убытков по общей аварии между судном, грузом и фрахтом.

Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006

Диспаша
расчёт убытка (при общей аварии), падающего на грузы, судно и фрахт соответственно их стоимости и распределяемого между фрахтователем и судовладельцем.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

ДИСПАША
Документ, устанавливающий наличие общей аварии на морском транспорте. Служит для распределения убытков между владельцами имущества (судно, груз, фрахт).

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

ДИСПАША
(англ. average statement) – расчет и распределение убытков по аварии судна между фрахтователем, судовладельцем и фрахтовщиком, производимыми официальными лицами (диспашерами).

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

ДИСПАША
специальный документ, устанавливающий наличие общей аварии при кораблекрушении, на основе которого производится расчет по распределению убытков между владельцами спасенного имущества (судно, груз, фрахт).

Источник: Словарь предпринимателя 2016

ДИСПАША
(фр. ) - 1) расчет убытков по общей аварии и распределение их между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости; 2) специальный документ, устанавливающий наличие общей аварии при кораблекрушении, служащий основанием для расчетов убытков от аварии.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

ДИСПАША

1) расчет убытков по общей аварии судна (понесенных при спасении экипажа, судна, груза); 2) распределение убытков, расходов между сторонами, участвующими в организации перевозки (владельцами судна и груза, нанимателем судна). Диспаша составляется диспашером.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

ДИСПАША (claims adjustment)
расчет распределения расходов по общей аварии между судном, грузом и фрахтом, составляемый диспашером. Место и порядок составления Д. указываются в коносаменте (см. Перевозочные документы). Для составления Д. необходимо заявление страховщика, грузовладельца или иной заинтересованной стороны с приложением всех документов, касающихся страхового случая и подтверждающих сумму убытков и расходов.

Источник: Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

ДИСПАША
англ. average statement, фр. dispache) – документ, в котором устанавливается факт наступления общей аварии (см. Авария в морском праве) и распределяются убытки от нее между судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. Диспбша составляется специалистами, облад. знаниями и опытом в области морского права – диспбшерами. Функции диспашера могут выполнять также и аджастеры. Диспашер приступает к работе по заявлению заинтерес. стороны (судовладельцев, грузовладельцев, страховщиков) при наличии всех документов, касающихся аварии и подтверждающих сумму убытков и расходов. За составление Д. взимается сбор, к-рый распределяется между участниками общей аварии

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ДИСПАША
(фр. dispache - убыток от аварии судна) - специальный документ, фиксирующий наличие общей аварии на морс, расчет убытков от нее и их распределение между сторонами, участвующими в организации рейса (фрахтователем, судовладельцем, фрахтовщиком). Общая авария - это ущерб, намеренно причиненный судну или грузу с целью их спасения при чрезвычайных обстоятельствах. Для участников аварии (аварийного происшествия) не всегда ясно, в каком размере должны нести убытки участники рейса (судовладелец, грузовладелец, страховое общество). В этом случае диспашер (специалист, официальный эксперт, обладающий необходимыми знаниями в области морского права) распределяет убытки и доходы на основе чартера, коносамента.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

ДИСПАША
Специальный расчет по распределению расходов по общей аварии между судном, грузом и фрахтом, составляемый диспашером. Место и порядок составления Д. указывается в коносаменте. К диспашному производству диспашер приступает только по заявлению заинтересованной стороны (судовладельцев, грузовладельцев, страховщиков) с приложением всех документов, касающихся аварийного случая и подтверждающих сумму убытков и расходов. Диспашер на основании представленных документов (выписки из судового журнала, копии морского протеста, аварийной подписки, счета за произведенные работы, копии актов осмотра судна и груза, копии коносаментов и др.) выносит мотивированное постановление: признать или не признать наличие общей аварии. Д. составляется по определенной схеме: сначала диспашер мотивирует свои доводы, почему он признает тот или иной случай общей аварией, затем приводится расчет общей и частной аварии; в разделе о контрибуционном капитале указывается общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии, и вычисляется контрибуционный дивиденд; заканчивается Д. балансом. За составление Д. взимается сбор, который включается в Д. и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.Собственно расчет сводится к распределению убытков по аварии общей между участниками перевозки пропорционально утраченной стоимости судна, груза, фрахта, включая вознаграждение диспашера. Д., cоставленная диспашером, рассылается всем заинтересованным сторонам. Д. может быть оспорена в судебном порядке в установленные сроки. Материалы, на основании которых составляется д., должны быть открыты для обозрения. Диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать также засвидетельствованные копии этих материалов.Ошибки в расчетах, обнаруженные в Д. после ее регистрации в реестре диспаш, могут быть исправлены диспашером по его инициативе или по заявлению лиц, между которыми была распределена общая авария путем составления аддендума (дополнения к диспаше), являющегося его составной частью. Взыскание по Д. может быть произведено путем совершения нотариальной надписи.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ДИСПАША
(average adjustment, average statement) — расчет убытков по общей аварии (см.) и их распределение между участниками перевозки соразмерно стоимости груза, судна и фрахта (см.). Составление Д., так же как и установление самого факта наличия обшей аварии, производится диспашерами (в СССР имеется специальное Бюро диспашеров, состоящее при Торгово-промышленной палате СССР). Заявление о составлении Д. направляет сторона, заинтересованная в получении возмещения по общей аварии. К заявлению должны быть приложены все документы, освещающие обстоятельства происшествия и подтверждающие характер, причину и размер убытка, стоимость имущества в неповрежденном состоянии, а также документы, подтверждающие внесение депозита (см.) или выдачу гарантии, и все подробности в отношении их. Заявитель должен также сообщить диспашеру обо всех своих претензиях в части получения возмещения по общей аварии. Получив документы, диспашер устанавливает, имеется ли в данном случае общая авария, подтверждая ее наличие специальным постановлением. Это постановление рассылается всем заинтересованным сторонам (судовладельцы, грузовладельцы, страховщики), которые могут его опротестовать в установленный диспашером срок. Если постановление о наличия общей аварии не оспорено либо если. оно было оспорено, но суд своим решением подтвердил наличие общей аварии, диспашер приступает к составлению Д. Все материалы, на основании которых составляется Д., и само диспашное производство являются открытыми. По требованию заинтересованных лиц диспашер обязан за их счет выдать им засвидетельствованные копии имеющихся в его распоряжении материалов. По советскому законодательству (статьи 249 и 250 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР — см.) Д. подлежит исполнению по истечении трехмесяч ного срока по общей аварии в малом каботаже и шестимесячного срока по общей аварии в большом каботаже или заграничном сообщении, если она не была в эти сроки оспорена, либо была оспорена, но оставлена судом в силе. Взыскание по ней может быть произведено путем совершения нотариальной надписи. Для этого нотариальной конторе должна быть предъявлена Д. и справка диспашера о том, что она не отмечена и не изменена судом. Оспорить Д. можно в Московском городском суде в указанные выше сроки. При этом копия искового заяв42 ления должна быть обязательно направлена диспашеру. предусматривающие совершение поверенным разнообразных юридических действий (например, управление имуществом); специальные — на совершение определенных действий (например, закупка определенных материалов) и разовые, предусматривающие совершение какого-либо однократного действия (например, получение денежного перевода). По советскому гражданскому праву Д. может быть выдана на срок не более трех лет. Если срок действия в Д. не указан, то она сохраняет силу в течение года с момента ее совершения. При отмене Д. (если она не отобрана у поверенного) должны быть поставлены в известность третьи лица, с которыми поверенный может совершить сделку по отмененной Д. При несоблюдении этого требования ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в результате неисполнения сделки, заключенной поверенным, несет доверитель.

Источник: Краткий морской коммерческий словарь-справочник.

Похожие термины:

  • ДИСПАШ-РАСЧЕТ

    Расчет общей аварии, произведенный диспашером, на основе чартера, коносамента, условий аварийного бонда.
  • ДИСПАШЕР

    официальный посредник, составляющий диспашу.
  • аварийный комиссар; диспашер

    данный термин используется в морском страховании и обозначает специалиста по оценке убытков по общей аварии и их распределению от лица судовладельца.
  • Ассоциация Диспашеров

    организация при Торгово-промышленной палате РФ, которая устанавливает наличие общей аварии при кораблекрушении или происшествиях на море, исчисляет размеры, определяет стоимость имущества, учас