ДИРИЖИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ДИРИЖИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
фр. dirigisme от diriger – руководить, управлять, регулировать) – 1) концепции экономической мысли, обосновывающие необходимость, направления и формы государственного регулирования экономики. Появились впервые на рубеже 20–30-х гг. ХХ в. во Франции. Представлены общетеоретич. концепциями регулируемой, планируемой, смешанной экономики (Б. де Жувенель, Э. Тейлак, Ж. Пиру, Э.Жаис, Ф. Перру, П. Боше, Ш. Беттельхейм, Б. Казес, Ж. Фурастье, К. Грюзов, П. Массе, И. Ульмо, Р. Курби, Ж. СенЖор); социально-экономич. концепцией согласованной экономики (Ф. Блок-Лене, А. Шаландон, А. Мальтер); экономики контрактов (А. Пьетр); конкретноэкономич. концепциями – национальное счетоводство, методы макроэкономического анализа и моделирования, системы разработки прогнозов, программ экономической политики (Ж. Монне, Ж. Мачевский, Ж. Маршаль, Ж. Фурастье, Б. Казес, Э. Маленво, Л. Столерю, Ж. Бенар, И. Бернар, Р. Курби); политико-юридической (Б. Шено); социологической (Л. Низар) концепцией. Не являясь цельным экономич. учением, Д.э. объединяет совокупность взглядов на ограниченную эффективность и несовершенство рыночного механизма, недостаточность «частной инициативы», необходимость регулирования и сознательного вмешательства в экономику. Коренной недостаток рыночного механизма, считают дирижисты, в том, что, побуждая к выпуску продукции, рынок не устанавливает его точных границ, а это приводит к перепроизводству, экономическим кризисам и безработице. Рынку присущи недостаточность частной инициативы в развитии капиталоемких отраслей и отраслей с длит. сроком оборота капитала (материальной и соц. инфраструктуры, энергетики, транспорта, связи, научных исследований). Перестройка экономич. структуры, модернизация произ-ва, повышение конкурентоспособности нац. капитала, а также организация соц. отношений, перераспределения доходов, поддержания социально-политич. стабильности в полной мере не обеспечиваются рынком. На формирование взглядов и концепций Д.э. оказали влияние меркантилизм, воззрения представителей исторической школы, катедерсоциализма, институционализма и в особенности взгляды Дж. М. Кейнса и его последователей. Гос-во, считают дирижисты, должно воздействовать не только на конъюнктуру рынка и совокупный спрос (по Кейнсу), но и на структуру экономики, добиваясь смягчения структурных неравновесий. Наряду с гл. субъектом регулирования – гос-вом – имеются и негосударств., но связанные с ним и воздействующие на экономику субъекты (профсоюзы, ассоциации предпринимателей и профсоюзов, объединения государства, предпринимателей и профсоюзов), деятельность к-рых регламентируется или контролируется гос-вом; 2) экономическая политика, предполагающая значительное вмешательство государства в экономические процессы. В 50-е гг. становится политико-экономич. доктриной 5-й Французской республики. Рекомендации дирижистов о расширении предпринимательства и введении гос. программирования экономики нашли отражение в создании гос. сектора в ряде западноевроп. стран, в развитии гос. инвестиционной деятельности и индикативного планирования (англ. indicative planning); 3) практика огосударствления. Она проявляется в прямых инвестициях, глобальном регулировании экономики с использованием «крайних» форм и методов вмешательства гос-ва в социально-экономич. процессы обществ. воспроиз-ва (национализация и приватизация, значит. расширение гос. сектора в кредитнобанковской сфере и произ-ве, административный контроль над ценами и оплатой труда, перераспределение доходов и т.п.) и сочетается с фискальным и кредитно-ден. стимулированием выполнения нац. программ, осуществлением прямого и косвенного финансирования частных компаний, среднего и малого бизнеса

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИРИЖИЗМ
(Франц, dirigisme, от diriger — руководить, управлять, регулировать), 1) течение в западной экономич. мысли 20 в.; обосновывает необходимость, а также направления и формы систематич. регулирования капиталистич. экономики; идеал дирижистов — «регулируемая экономика» («économie dirigée» — франц.); 2) доктрина экономич. политики буржуазно-монополистич. гос-ва, к-рая характеризуется стремлением к возможно более значительному по масштабам и глубине вмешательству гос-ва в экономич. процессы; 3) практика гос.-монополистич. регулирования экономики; отличающаяся использованием «крайних» форм и методов вмешательства в капиталистич. произ-во: национализации и образования значительных гос. секторов в производств. и кредитно-банковской сферах, гос. финансирования и ориентации капиталовложений, «планирования» экономики, адм. контроля над кредитом, ценами, заработной платой.
Первые концепции Э. д. возникли на рубеже 20-х и 30-х гг. 20 в. во Франции. Как течение экономич. мысли Э. д. оформился после 2-й мировой войны 1939—45. В 50-х гг. Э. д. стал ведущей политико-экономич. доктриной во Франции, что придало гос.-монополистич. регулированию её экономики специфич. дирижистский характер.
Э. д. представляет собой не цельное учение, а совокупность различных концепций и взглядов, связанных идеей «недостаточной эффективности» рыночного механизма, ограниченности «частной инициативы» и необходимости сознательного вмешательства в экономич. процессы. Сторонниками Э. д. выступают бурж. теоретики (Б. де Жувенель, Э. Тейлак, Ж. Пиру, Э. Жамс, Ф. Перру и др.), социал-реформисты (Ж. Мок и др.), а также идеологи католицизма (А. Филип и др.). Для большинства дирижистов гос-во — гл. субъект регулирования; наряду с ним выдвигаются негос. субъекты или же субъекты, деятельность к-рых во многом регламентируется гос-вом: профсоюзы, объединения предпринимателей и профсоюзов («социальные корпорации»), объединения гос-ва, предпринимателей и профсоюзов. Бурж. экономисты видят в «регулируемой экономике» возможность «обновления» капитализма, его трансформации, социал-реформисты — средство перехода к социализму, католич. идеологи—путь к созданию нового, «третьего» строя — «социально-католического».
Возникновение Э. д. во всех его проявлениях обусловлено общим кризисом капитализма, обострением противоречий капиталистич. воспроиз-ва, усилением классовой борьбы, огосударствлением экономики. На формирование концепций Э. д. оказали влияние взгляды меркантилистов (см. Меркантилизм), представителей исторической школы, катедер-социализма, институционализма и в особенности Дж. М. Кейнса и его последователей.
Критика дирижистами капиталистич. экономики основывается на том, что экономич. систему в рамках «рыночной игры» невозможно поддерживать в равновесии вследствии несовершенства рыночного механизма, а также препятствий его функционированию со стороны монополий. Коренной недостаток рыночного механизма, по мнению дирижистов, сводится к тому, что он побуждает к выпуску продукции, но не устанавливает его точных границ, что приводит к кризисным ситуациям и неполной занятости. Дирнжисты указывают на недостаточность «частной инициативы» в развитии материальной и социальной инфраструктур, капиталоёмких отраслей (энергетики, транспорта, связи), науч. исследований; перестройка экономич. структуры, модернизация произ-ва, вызываемая потребностью преодолеть отставание в уровне экономич. развития одной страны по сравнению с другими, повышение конкурентоспособности нац. капитала, а также организация социальных отношений, распределение доходов, поддержание социально-политич. стабильности в полной мере не обеспечиваются рыночным механизмом хозяйствования.
В отличие от Кейнса, предлагавшего гос-ву стимулировать совокупный спрос и увеличивать занятость, в остальном полагаясь на деятельность рыночного механизма, сторонники Э. д. выступают за глобальное регулирование экономики, доходящее до ограничения «свободы предприятий». Днрижисты призывают гос-во воздействовать не только на конъюнктуру рынка и совокупный спрос, но и на структуру экономики, добиваясь смягчения «структурных неравновесий». Предложения дирижистов о расширении предпринимательства, введении гос. программирования экономики нашли отражение в создании гос. секторов в ряде зап.-европ. стран, в развитии гос. инвестиц. деятельности, во внедрении «индикативного планирования» (см. Программирование экономическое).
Основные направления Э. д. как течения экономич. мысли: общетеоретическое (концепции «регулируемой экономики», «смешанной экономики», «планируемой экономики» — Жувенель, Тейлак, Пиру, Жамс, Перру, П. Боше, Ш. Беттельхейм, Б. Казес, Ж. Фурастье, К. Грюзон, П. Массе, И. Ульмо, Р. Курби, Ж. СенЖор); социально экономическое (концепции «согласованной экономики» — Ф. Блок-Лене, А. Шаландой, А. Мальтер и «экономики контрактов» — А. Пьетр); конкретно-экономическое (нац. счетоводство, методы макроэкономич. анализа и моделирования, система разработки прогнозов, программ, экономич. политики — Ж. Монне, Ж. Марчевский, Ж. Маршаль, Фурастье, Казес, Э. Маленво, Л. Столерю, Ж. Бенар, И. Бернар, Р. Курби); политико-юридическое (Б. Шеио); социологическое (Л. Низар).
В первое послевоен. десятилетие политика Э. д. во Франции имела нек-рые позитивные результаты. В условиях, когда франц. экономика нуждалась в восстановлении, реконструкции и модернизации, ослабленная войной пром. буржуазия была недостаточно сильна, чтобы обеспечить необходимое развитие произ-ва. Гос-ву удалось направить нац. ресурсы в русло технико-экономич. обновления страны. Осуществлению этой задачи способствовали национализация ряда базовых отраслей пром-сти и крупных депозитных банков, гос. инвестиции в пром-сть, поощрение обновления производств. аппарата, регламентация хоз. деятельности частных предприятий, реализация первого (1947— 1952) и частично второго (1953—57) «планов модернизации и оснащения». Однако при этом колебания экономич. роста, рост цен, ден. инфляция, кризисы не были устранены. По мере решения неотложных задач послевоен. восстановления и структурной перестройки нац. произ-ва, а также усиления крупной пром. буржуазии практика Э. д. всё более оказывалась в противоречии с интересами монополистич. капитала, считавшего необходимым освободить экономику от «жёсткой» опеки гос-ва и дать простор «частной инициативе» (т. е. монополиям). Монополистич. капитал стремился закрепить более «либеральные» формы и методы гос. регулирования экономики. В связи с вступлением Франции в «Общий рынок» (1957) осуществление дирижистского регулирования в полной мере стало невозможным.
С конца 50-х гг. Э. д. во всех его проявлениях оказался в состоянии кризиса. Выйти из него теоретики и практики Э. д. попытались посредством отказа от «старого» и перехода к «новому» дирижизму, отличающемуся большей гибкостью и «либеральностью». Именно в связи с кризисом Э. д. в 60-х гг. получили распространение концепции «смешанной экономики», «согласованной экономики», «экономики контрактов», пропагандировавшие в той или иной форме «сотрудничество» частного капитала, гос-ва и профсоюзов. В 70-х гг. неодирижизм, всё более сближаясь с неолиберализмом, выдвинул две новые концепции: «открытой», или «конкурирующей», экономики (Курби) и «экономики в неравновесии» (Перру). В первой — предлагается система гос. регулирования нац. экономики, интегрированной в мировое капиталистич. х-во; во второй — отстаивается необходимость гос. регулирования произ-ва в совр. условиях, ибо саморегулирование экономич. системы по-прежнему остаётся недостаточно эффективным.
Кризис Э. д. порождён не только конкретными условиями развития франц. гос.-монополистич. капитализма, но и более общими и глубокими причинами; он выражает общий кризис бурж. и социал-реформистской экономич. мысли, всей практики гос.-монополистич. регулирования. Дирижизм не избавил капиталистич. произ-во от кризисов, безработицы, инфляции. Даже самые «жёсткие» меры гос. власти не могут обеспечить равномерного и устойчивого развития экономики в условиях империализма. Э. д. осуществляется в интересах крупной буржуазии, он ведёт к росту эксплуатации трудящихся масс, к ограничению их жизненного уровня, а это ещё более обостряет противоречия капиталистич. строя.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
213.41 кб

Частная собственность и государственный дирижизм в социально-экономическом учении Ватикана

Соколов Роман Евгеньевич
Статья посвящена роли частной собственности и государственного регулирования хозяйства в развитии экономики с точки зрения Католической церкви в конце XIX XX веке.