ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Найдено 1 определение
ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
Денежные реформы в СССР. Финанс. кризис, возникший в результате империалистич. войны и хозяйничания Временного пр-ва, вызвал глубокое расстройство ден. обращения. Поэтому в период перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую партия большевиков требовала проведения революц. демократич. мер, направленных на преодоление финанс. кризиса, укрепление ден. системы. Вскоре после Великой Октябрьской социалистич. революции В. И. Ленин выдвинул проект проведения ден. реформы, к-рая имела своей целью оздоровление ден. системы за счёт нажившейся на войне и разорении страны буржуазии и тем самым подрыв её ден. власти. Ден. реформа стала одним из элементов социалистич. революции. В марте 1918 В. И. Ленин указывал, что решение задачи учёта и контроля за произ-вом и распределением продуктов «...Советская власть вынуждена начать с организованной борьбы против богатых и имущих классов, утаивающих от всякого государственного контроля громадные суммы денежных знаков» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 136). На Всеросс. съезде представителей финанс. отделов Советов в мае 1918 были намечены меры, направленные на упорядочение ден. обращения в стране. Устанавливались порядок и нормы обмена старых денег на новые. Если сумма предъявляемых к обмену старых денег превышала установленную низшую норму, то владелец получал лишь какую-то часть её в новых деньгах. Трудовая часть населения должна была выиграть от этой реформы, т. к. за рубль старых денег каждый трудящийся имел право получить более ценный и твёрдый сов. рубль. Против политики укрепления ден. системы выступали «левые коммунисты», предлагавшие немедленную отмену денег. Разработка технич. и организац. мероприятий по проведению в жизнь ден. реформы наталкивалась на ожесточённейшее сопротивление со стороны старого аппарата банковских служащих и бурж. спецов.
Летом 1918 Сов. власти удалось приостановить обесценение денег. Это было достигнуто как путём сокращения эмиссии, так и за счёт сезонного расширения товарооборота.
Эмиссия денег после заключения Брестского мира была использована в интересах восстановления и развития нар. х-ва. Увеличение товарной массы и рост доходов бюджета рассматривались как возможность постепенно ликвидировать бюджетный дефицит, прекратить эмиссию бум. денег и укрепить рубль. Проведение намеченной ден. реформы было сорвано Гражд. войной и иностр. воен. интервенцией в СССР 1918 - 20. С переходом к мирному строительству вопрос о проведении ден. реформы был поставлен Лениным и партией в качестве одной из важнейших и неотложных задач новой экономич. политики. После временной стабилизации рубля летом 1921, поскольку бюджет оставался дефицитным (что также было связано с засухой в Поволжье, вызвавшей дополнит. расходы), выпуск ден. знаков в значит. количестве продолжался. В связи с этим прогрессировал процесс обесценения денег. Для упрощения ден. учёта и улучшения обращения денег в 1922 - 23 были проведены две деноминации. При первой деноминации (выпуск «знаков 1922 г.») один рубль вновь выпускаемых ден. знаков приравнивался к 10 тыс. старых руб а при второй деноминации (выпуск «знаков 1923 г.») - к 100 руб. в «знаках 1922 г.» или к 1 млн. руб. прежних (до проведения деноминаций) ден. знаков. Ленин рассматривал деноминации как шаг к стабилизации рубля: «удастся нам на продолжительный срок, а впоследствии навсегда стабилизировать рубль - значит. мы выиграли... Тогда мы сможем наше хозяйство поставить на твердую почву и на твердой почве дальше развивать» (там же, т. 45, с. 283).
Падающая валюта серьёзно препятствовала восстановлению х-ва. Обесценивавшиеся деньги не давали возможности осуществлять хозрасчёт, регулировать товарное обращение и вытеснять из розничного товарооборота частных предпринимателей посредством развития гос. и кооп. торговли. В частном товарном обороте стала обращаться сохранившаяся на руках золотая монета царской чеканки, а также иностр. валюта, что создало угрозу вытеснения из обращения совзнаков - подрыва ден. системы Сов. гос-ва. Особенно интенсивно этот процесс протекал на окраинах страны, где развивался легальный и нелегальный товарооборот с иностр. гос-вами. На Дальнем Востоке (Дальневосточная Республика, 1920 - 22) временно был легализован переход к металлич. обращению в виде золотых, серебряных и медных монет царской чеканки. Чтобы эффективно использовать деньги для восстановления х-ва и социалистич. строительства, требовалось прежде всего стабилизировать рубль, что в тех историч. условиях означало его приравнивание в обороте к золотому рублю, золотой монете: «... наша экономическая и финансовая политика, - подчёркивалось в решениях 11-го съезда партии, - решительно ориентируется на восстановление золотого обеспечения денег, - необходимого, поскольку золото твердо остается мировыми деньгами и поскольку это значение золота на мировом рынке находит свое неизбежное выражение и в отношениях на внутреннем рынке...» [«Одиннадцатый съезд РКП(б). Стенография, отчёт», 1961, с. 539]. Надо было отказаться от эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, что в тот период (1922) являлось невыполнимым. В создавшейся обстановке было нецелесообразно откладывать проведение ден. реформы до того времени, когда будут обеспечены все условия для полного оздоровления ден. обращения. Требовалась хотя бы частичная стабилизация валюты, что и было достигнуто путём выпуска в обращение (в кон. 1922) червонцев - банковских билетов Гос. банка. Банкноты выпускались в порядке краткосрочного кредитования пром-сти и торговли под обеспечение векселями и товарами; по мере погашения кредитов они возвращались в банк. Банковские билеты на 25% были обеспечены золотом (в остальной части - краткосрочными векселями и легко реализуемыми товарами), имели золотое содержание (7,74234 г чистого золота) и соответствующий курс в иностр. валюте. Червонцы принимались в уплату гос. налогов и сборов в тех случаях, когда платежи по закону требовалось выразить в золоте. Их эмиссия удовлетворяла потребности товарооборота в устойчивых средствах обращения. Это был первый этап ден. реформы. Наряду с банкнотами Гос. банка сохранились в обращении сов. знаки, выпускавшиеся Наркомфином. Следовательно, установилась система параллельного обращения двух валют - устойчивой (червонца) и падающей (сов. знака). Хотя введение этой системы вело к оздоровлению ден. обращения, она была внутренне противоречивой и не могла долго существовать: чем больше внедрялся в оборот червонец, тем более суживалась сфера обращения сов. знака, что обусловливало усиление темпов его обесценения. На 1 апр. 1924 ден. масса в обращении достигла астрономия, цифры - 762,3 квадрильона руб., реальная же её ценность (в червонцах) составляла всего 15,2 млн. руб.
Огромный рост цен в сов. знаках, к тому же неравномерный на различные товары, резкие колебания курса сов. знака по отношению к червонцу способствовали развитию товарной спекуляции, болезненно отражались на финанс. положении пром. предприятий, снижали реальную заработную плату рабочих и служащих. Обесценение сов. знаков наносило большой ущерб крестьянству. Вплоть до 1924 в деревню червонцы не проникали, они задерживались в городе. Золотое и товарное исчисление на селе не применялось, что не давало возможности крестьянам страховать от обесценения свои ден. доходы и ден. накопления. Система параллельного обращения червонца и сов. знака т. о. препятствовала экономич. смычке между городом и деревней. Были необходимы её немедленная ликвидация и переход к единой устойчивой валюте. Восстановление пром-сти, транспорта и с.х-ва, развитие товарооборота в течение 1922 и 1923 создавали благоприятные условия для завершения ден. реформы. Проведению её способствовали сокращение бюджетного дефицита, значит. рост реальной ценности ден. массы в обращении, быстрое увеличение запасов золота и иностр. валюты Гос. банка (с 10,9 млн. руб. на 1 янв. 1923 до 153,6 млн. руб. на 1 февр. 1924). Положит. значение имел также выпуск в обращение с сент. 1923 по март 1924 транспортных сертификатов пятирублёвого достоинства в золоте, к-рые обязаны были принимать по курсу золотого рубля все кассы ж.-д., морского и речного транспорта. Их охотно принимали в платежи наряду с червонцами не только гос. и кооп. орг-ции, но и частные лица. Т. о., эти ден. знаки были усвоены оборотом в качестве твёрдой валюты. И все же имевшийся бюджетный дефицит, недостаточность золотого запаса затрудняли проведение реформы.
В первой половине 1924 был осуществлён второй, завершающий этап реформы. С 5 февр. по 7 марта были изданы декреты о выпуске в обращение гос. казначейских билетов достоинством в 1, 3 и 5 руб. золотом, о прекращении печатания и выпуска в обращение сов. знаков, о чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монеты, об изъятии из обращения сов. знаков. Новые ден. знаки предписывалось выпускать в соответствии с потребностями оборота; они приобретали силу законных платёжных средств по их золотой нарицат. стоимости. Было установлено, что эмиссия казначейских билетов не может превышать половины всей суммы выпущенных в обращение банкнот Гос. банка. Сов. знаки выкупались по курсу: 1 рубль золотом (казначейскими билетами) = 50 тыс. руб. ден. знаками 1923. Поскольку 1 руб. ден. знаками 1923 после второй деноминации равнялся 1 млн. руб. знаками 1921, обменный курс соответствовал паритету 50 млрд. руб. = = 1 новому рублю. Между казначейским рублём и банковским червонцем было установлено твёрдое соотношение: 1 червонец = 10 рублям. При этом соотношении новый рубль обладал таким же золотым содержанием, как дореволюц. рус. рубль, а именно 0,774234 г чистого золота. Соответственно курс доллара в рублях составлял 1, 9431. В ходе реформы был ликвидирован бюджетный дефицит, а с окт. 1924 выпуск ден. знаков для покрытия дефицита был запрещён.
В целях обеспечения стабильности новой валюты Гос. банк продавал золото и иностр. валюту на сов. деньги, что увеличивало спрос на сов. валюту на ден. рынке. Такое вмешательство гос-ва в соотношение спроса и предложения иностр. валюты и золота на рынке, т. е. валютная интервенция, укрепляло позиции сов. валюты, способствовало повышению её курса. В течение 1924 курс сов. валюты неуклонно повышался, а временами червонец котировался даже выше его официального золотого паритета по отношению к англ. ф. ст. и амер. доллару. Т. о., была выполнена одна из важных задач реформы - повышение курса валюты до уровня его официального золотого паритета.
Успеху реформы способствовали мероприятия, обеспечившие стабильность товарных цен в новой валюте: сосредоточение в руках гос-ва крупных фондов прод. товаров и широкая продажа их по лимитным ценам; расширение торговли пром. товарами и обязательное снижение розничных цен на эти товары при переходе на твёрдую валюту; отмена расчётов по заработной плате в «товарном рубле» (т. е. по индексу товарных цен); введение публикации цен всеми предприятиями розничной торговли и др. В период проведения реформы был приобретён опыт регулирования ден. системы методами, доступными только для социалистич. экономики: снижение либо стабилизация цен обеспечивались путём широкого маневрирования на рынке принадлежащими гос-ву товарными массами.
Проведение ден. реформы 1924 сыграло важную роль в создании единой ден. системы СССР на базе твёрдой валюты (см. Денежные системы социалистических стран). Введение твёрдой валюты избавило деревню от потерь, связанных с эмиссией, создало предпосылки для нормального развития обмена между городом и деревней, способствовало росту объёма произ-ва и товарности с. х-ва. Устойчивая валюта обеспечивала твёрдые основы планирования и калькуляции пром. продукции, стимулировала подъём производительности труда на базе дифференцированной по результатам труда ден. оплаты. Важную роль сыграла реформа в развитии нар.-хоз. планирования. Создание в СССР системы перспективного и текущего планирования нар. х-ва было бы невозможно без твёрдого сов. рубля как орудия учёта, контроля и планирования.
Проведённая в интересах трудящихся ден. реформа в СССР способствовала развитию гос. и кооп. торговли и вытеснению из розничного товарооборота частника. Она укрепила позиции социалистич. сектора в нар. х-ве. Сов. Союз осуществил ден. реформу 1922 - 24 самостоятельно, не прибегая к иностр. займам. Особые методы её проведения явились наглядным свидетельством преимуществ социалистич. системы х-ва перед капиталистической.
Пореформенные изменения в ден. системе СССР были связаны с огромным экономич. и финанс. напряжением, вызванным форсированным осуществлением социалистич. индустриализации страны и коллективизации с. х-ва. В годы 1-й пятилетки (1928 - 32) возникла диспропорция между объёмом финансирования капитальных затрат и их материальным покрытием, между ростом ден. массы в обращении и её товарным обеспечением. Кроме того, в результате ошибок в практике проведения кредитной реформы 1930 была допущена сверхплановая эмиссия банкнот и казначейских билетов. Это ещё более усилило разрыв между динамикой ден. массы и покупательского спроса, с одной стороны, и товарной массой в обращении - с другой. Введение карточной системы распределения продуктов и пром. товаров в значит. степени нейтрализовало влияние этой диспропорции на организованный рынок. Однако спрос на товары через систему нормированного снабжения удовлетворялся неполностью. В связи с этим в кон. 20-х и особенно в нач. 30-х гг. на неорганизованном рынке произошёл значит. рост товарных цен. Активизировались спекулятивные элементы - остатки нэпманской буржуазии и кулачества, возник большой разрыв между уровнем цен организованного и неорганизованного рынков, который достиг максимума в 1933, когда рыночные цены в 12 - 15 раз превышали цены нормированного снабжения. В период 1928 - 35 фонд заработной платы рабочих и служащих возрос в 7 раз, а среднегодовая заработная плата - в 2 - 3 раза. Рост рыночных цен отразился и на снижении покупательной силы рубля. В эти годы громадное значение приобрела валютная проблема: ввоз средств произ-ва для социалистич. предприятий из-за границы требовал макс. концентрации валютных резервов. Частный валютный рынок внутри страны был ликвидирован, сов. валюта была изъята также и из оборота иностр. бирж. В 1926 Сов. пр-во запретило вывоз за границу сов. валюты, а в 1928 - ввоз её из-за границы.
В результате социалистич. индустриализации страны и коллективизации с. х-ва, укрепления финанс. дисциплины, ликвидации нарушений в кредитно-ден. системе к кон. 1934 трудности в сфере товарооборота и финансов в основном были преодолены и созданы условия для отмены карточной системы распределения продуктов. В течение 1935 - 36 были ликвидированы карточки на прод. и пром. товары и введены единые цены. Цены были установлены на среднем уровне по отношению к наиболее низким (пайковым) и наиболее высоким (на колхозном рынке и в коммерч. торговле) ценам. Изменение покупательной силы денег по сравнению с дореформенным уровнем потребовало пересмотра валютного курса рубля. Постановлением СНК СССР от 14 ноября 1935 был установлен курс рубля исходя из расчёта за 1 руб. 3 франц. фр. С окт. 1936 в связи с девальвацией франка 1 руб. приравнивался 4,25 франц. фр. С 19 июля 1937 курс рубля устанавливался исходя из соотношения 5 руб. 30 коп. за 1 долл. США. Золотое содержание рубля было установлено в 0,167674 г чистого золота. Оно не изменялось до 1 марта 1950. В период Великой Отечеств, войны 1941 - 45 против герм. фашизма были сохранены твёрдые довоен. цены на предметы потребления, распределяемые по карточкам, а цены на средства производства и воен. снаряжение либо оставались на прежнем уровне, либо снижались. Несмотря на снижение покупат. силы рубля на неорганизованном рынке, сов. деньги успешно выполняли роль инструмента планирования и организации воен. социалистич. экономики. Однако война нанесла ущерб ден. системе СССР. Товарные ресурсы организованного рынка сократились, что уменьшило товарное покрытие рубля. Часть ден. массы, к-рая не отоваривалась в сфере организованного рынка, вызвала значит. рост цен (в 10 - 15 раз по сравнению с довоен. уровнем) на колх. рынке. Этот рост цен, а также реализация гос-вом части товарных фондов по повышенным ценам коммерч. торговли означали снижение покупат. силы денег в годы войны. Перелом в ходе воен. действий и освобождение временно оккупированных фашистами р-нов СССР улучшили экономич. и финанс. положение страны, приостановили падение, а затем и вызвали рост покупат. силы рубля: за 1944 - 45 рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Однако избыточная масса денег в обращении была значительна, и для укрепления ден. системы и стабилизации рубля необходима была ден. реформа. экономич. предпосылки для проведения ден. реформы были созданы быстрым восстановлением нар. х-ва после войны и сбалансированностью гос. бюджета. Превышение доходов над расходами в 1946 - 47 составило 4,37 млрд. руб. и было в пять раз больше, чем в 1944 - 1945. Подъём пром-сти и с. х-ва и укрепление финанс. системы служили основой повышения покупат. силы рубля.
14 дек. 1947 было принято постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Находившиеся в обращении деньги обменивались на вновь выпущенные по соотношению 10:1; вклады трудящихся в сберегат. кассы до 3000 руб. не подвергались переоценке, вклады от 3 тыс. руб. до 10 тыс. переоценивались по льготному соотношению 3:2, а св. 10 тыс. руб. - 2:1. Облигации ранее выпущенных займов обменивались по соотношению 3:1, за исключением свободно реализуемого займа 1938, для к-рого было установлено соотношение 5:1. Новые деньги поступали в каналы обращения в порядке выплаты очередной заработной платы и обмена старых денег на новые. Была отменена карточная система на все виды продуктов и пром. товаров. Снижены цены в гос. и кооп. торговле, при сохранении на прежнем уровне ставок заработной платы рабочих и служащих.
Реформа 1947 восстановила полноценный сов. рубль, ликвидировала последствия 2-й мировой войны в области ден. обращения, что облегчило переход к торговле по единым ценам, к-рые были в 2,5 раза ниже уровня коммерч. цен. В результате реформы уже в первом квартале 1948 покупательная сила сов. денег повысилась на 41%. Вместе с тем новый уровень розничных цен, превышавший довоенный, позволил гос-ву полностью покрыть товарными ресурсами не только текущие доходы населения (за вычетом нетоварных расходов), но и дополнит. спрос за счёт ден. сбережений населения.
Темпы подъёма нар. х-ва после реформы 1947 резко повысились, что способствовало укреплению финанс. положения Сов. Союза. Гос. бюджет СССР после 1947 выполнялся со значит. превышением доходов над расходами. Реформа 1922 - 24, санирование ден. обращения в сер. 30-х гг. и реформа 1947 показали, какое большое и активное воздействие оказывают мероприятия социалистич. гос-ва в сфере обращения на сферу произ-ва. Процесс взаимодействия сферы произ-ва и сферы обращения в направлении непрерывного подъёма нар. х-ва и уровня материального благосостояния народа - одно из проявлений действий осн. экономич. закона социализма и закона планомерного развития. Быстрый рост пром. продукции и нац. дохода после реформы 1947 обеспечил одновременно увеличение социалистич. накопления и повышение уровня потребления трудящихся. В результате семикратного (с момента проведения реформы) снижения цен на товары уровень цен гос. и кооперативной торговли снизился в 2 - 3 раза, а цены колхозного рынка - в 4 раза (по сравнению с 1947). Повысилась покупат. сила рубля и на этой основе возросли реальная заработная плата рабочих и реальные ден. доходы колх. крестьянства.
Дальнейшее развитие реформа получила в постановлении пр-ва (1950) о переводе курса рубля на золотую базу и его повышении в отношении иностр. валют. Ранее курс рубля в отношении иностр. валют устанавливался не непосредственно на базе золота, а на базе к.-л. одной иностр. валюты, имеющей фиксированное золотое содержание и обмениваемой на золото (франк, доллар). В 1950 было установлено золотое содержание рубля в 0,222168 г чистого золота, а покупная цена золота 4 руб. 45 коп. за 1 2. По отношению к 1 долл. СЕТА курс рубля стал исчисляться в 4 руб. (вместо прежнего курса 5 руб. 30 коп.), а по отношению к 1 англ. ф. ст. - 11 руб. 20 коп. (вместо 14руб. 84 коп.). Соответственно был изменён курс рубля и по отношению к др. иностр. валютам.
На протяжении десятилетия после перевода курса рубля на золотую базу (1950 - 60) в связи с быстрыми темпами развития нар. х-ва резко возросли ден. обороты страны, размеры гос. бюджета, а также объём нац. дохода и т. д. Напр., платёжный оборот, учитываемый Гос. банком (в ден. масштабе 1950), составлял к кон. 50-х гг. 3,25 триллиона руб. В мае 1960 Верховный Совет СССР принял постановление об изменении с 1 янв. 1961 масштаба цен и обмене находившихся в обращении ден. знаков на новые по соотношению 10:1. Соответственно цены всех товаров, тарифы заработной платы, размеры пенсий, стипендий и пособий, все платёжные обязательства, договоры и т. д. были изменены по указанному соотношению, т. е. снижены в 10 раз. Обмен ден. знаков на новые производился с 1 янв. по 1 апр. 1961 без к.-л. ограничений. Укрупнение масштаба цен намного сократило издержки, связанные с организацией ден. обращения.
С учётом реального соотношения цен в СССР в новой валюте и цен в наиболее экономически развитых капиталистич. странах в их валюте золотое содержание рубля установлено в 0,987412 2 чистого золота, т. е. было повышено в 4,4 раза. Благодаря этому значительно выравнивались покупательная сила сов. валюты и её курс по отношению к иностр. валютам. При новом золотом содержании рубля на нач. 1972 курс 1 долл. США был равен 82,9 коп. (против 1 руб. 94 коп. в 1913), 1 англ. ф. ст. - 2 руб. 16 коп. (в 1913 - 9 руб. 46 коп.), 1 франц. фр. - 16,2 коп. (в 1913 - 37,5 коп.) и т. д.
Денежные реформы в других социалистич. странах. Реформы, осуществлённые в европ. социалистич. странах в первые послевоен. годы, проходили в условиях классовой борьбы, при наличии различных социально-экономич. укладов и явились первым этапом стабилизации валюты. В этом и заключалось их экономич. значение, а также экономич. значение операций по обмену ден. знаков, проведённых в социалистич. странах Азии в 1947 - 49. Деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые ден. знаки в пределах лимитов. Так, в Чехословакии в 1945 старые кроны обменивались на новые по соотношению 1:1 в пределах 500 старых ден. единиц на человека. В Польше в 1944 обмен злотых производился на тех же условиях (нем. марки обменивались на злотые в пределах 300 марок на человека), но в 1945, когда завершилось освобождение страны, обменный курс составлял не 1:1, а 2:1. В ден. обращении Югославии находились сербские и хорватские ден. знаки, выпущенные при оккупантах. Сербские ден. знаки при проведении реформы 1945 обменивались на новую валюту по соотношению 20:1, а хорватские - 40:1. В Албании ден. реформа была осуществлена в 1946. Старые банкноты и ден. чеки обменивались на новые банкноты в албанских франках по соотношению 5:1. Обмен производился в пределах 5000 франков на семью; остальные суммы зачислялись на депозитные счета (блокировались) и использовались под контролем банка. Для обмена ден. средств гос., кооперативных, профсоюзных орг-ций лимит не устанавливался. В Румынии и Болгарии инфляция и обесценение денег достигли к моменту реформ (к-рые проводились в 1947) значительно большей остроты, чем в др. европ. странах нар. демократии, что и определило весьма высокий обменный курс - в Румынии 20 000:1. Для обмена были установлены лимиты: 3 млн. лей на каждого рабочего и служащего в городе, 3 млн. лей на крест. семью, а в отношении остального самодеят. населения - 1 млн. лей на человека. В Болгарии каждый человек мог обменять деньги в пределах 200 левов. Лимит обмена для частных предприятий был установлен в размере 50% месячного фонда заработной платы (но не св. 35 000 левов). Обмен производился по соотношению 1:1. Принцип нормированного обмена ден. знаков применялся также при проведении реформы в Сев. Корее (в дек. 1947) и в вост. Германии в 1949 (до образования ГДР). Ден. наличность, предъявленная к обмену на новые ден. знаки сверх лимита, во всех названных странах блокировалась на особых счетах. Т. о., предложенный в ленинском проекте ден. реформы 1918 классовый принцип лимитированного обмена старых ден. знаков на новые был осуществлён в этих странах после 2-й мировой войны. Проведение Д. р. с. с. в соответствии с этим принципом способствовало улучшению ден. обращения и нанесло удар по капиталистич. элементам, нажившимся на войне. В результате этих реформ было достигнуто значит. сокращение ден. массы в обращении. Однако в 1945 - 47 ещё не существовало финансово-экономич. предпосылок для стабилизации валюты. В большинстве европ. социалистич. стран такие предпосылки были созданы в нач. 50-х гг., а в социалистич. странах Азии - в сер. и в кон. 50-х гг. В Китае и Венгрии при проведении ден. реформы принцип лимитирования обмена старых денег на новые и блокирование ден. накоплений на банковских счетах не применялся. В Венгрии безлимитный обмен объясняется тем, что страна пережила в 1945 - 46 инфляцию беспрецедентных масштабов, к-рая провоцировалась контрреволюц. элементами с целью дискредитации и подрыва нар.-демократич. власти. В этих условиях венг. пр-во для расчётов с финанс. органами ввело спец. расчётную единицу - «налоговый пенгё», курс к-рого устанавливался ежедневно в соответствии с индексом цен. В «налоговых пенгё» исчислялись и уплачивались налоги, их использовали при выдаче и погашении кредитов, приёме вкладов и др. Выпуск «налоговых пенгё» был попыткой перехода к системе параллельного обращения двух валют - падающей и устойчивой. Однако, если в СССР при системе параллельного обращения двух валют твёрдая валюта могла существовать бок о бок с падающей и не обесцениваться, так как это была не казначейская, а банковская валюта, к-рая имела твёрдое золотое и товарное обеспечение, то выпуск «налоговых пенгё» предназначался для покрытия расходов, что привело к его обесценению. К кон. 1-го полугодия 1946 бум.-ден. эмиссия в Венгрии достигла астрономия, размеров. Проведение ден. реформы стало острой необходимостью. В результате её осуществления (в 1946) в обращение была выпущена новая валюта - форинт. Обмен производился по курсу 400 тыс. квадрильонов пенгё за 1 форинт, а обмен «налоговых пенгё» - по курсу 200 млн. пенгё за 1 форинт. В таких условиях, естественно, не было надобности ограничивать суммы обмена и блокировать ден. накопления, тем более, что при указанном обменном курсе почти все ден. накопления капиталистич. элементов сводились к нулю. Венг. пр-во использовало создавшуюся обстановку для проведения курса на стабилизацию валюты и достигло в этом успеха: уже во 2-м квартале 1947 бюджетный дефицит был ликвидирован. Венгрии не понадобилась повторная реформа, к-рую проводили в 50-х гг. др. социалистич. страны.
Китай при гоминдановском режиме пережил гиперинфляцию. Кит. типографии не справлялись с заказами финанс. ведомства; бум. деньги для Китая изготовлялись в США. Помимо «фаби», к-рые были выпущены гоминдановским пр-вом, в стране обращались доллары США и англ. фунты ст., а также гонконгские доллары, инд. рупии и множество местных ден. знаков различных провинций. После победы нар. революции в 1949 гоминдановские деньги были аннулированы, а бум. деньги, выпущенные локальными эмиссионными центрами, свободно обменивались (в отд. р-нах обмен завершился в 1951) на общегос. ден. знаки - банкноты Народного банка КНР (юани). Обмен производился по дифференцированным курсам, установленным с учётом степени обесценения соответствующих ден. знаков (по индексу рыночных цен товаров).
Ден. реформы 50-х гг. в европ. социалистич. странах проходили в условиях, когда в них утвердилась диктатура рабочего класса, социалистич. сектор занял господствующее положение в нар. х-ве и сложилась система нар.-хоз. планирования. Гос. бюджеты сводились с превышением доходов над расходами, а успехи в восстановлении и развитии нар. х-ва позволяли создать товарную базу, необходимую для обеспечения устойчивости валюты. Эти реформы сопровождались изменением масштаба цен и фиксацией золотого содержания валюты каждой страны. Находящиеся в обращении ден. знаки обменивались на новые без ограничения. В Польше и Болгарии обмен производился по соотношению 100:1. В Румынии при обмене первой тысячи старых леев на новые применялось соотношение 100:1, второй и третьей тысяч - 200:1, а св. 3000 лей - 400:1. В Чехословакии суммы до 300 крон обменивались по соотношению 5:1, а св. 300 крон - 50:1. Переоценка вкладов населения в сберегат. кассах в этих странах производилась на льготных условиях. Наибольшие потери от указанных реформ несли эксплуататорские и спекулятивные элементы, накопившие большие суммы ден. средств. Проведение реформ способствовало экономич. подъёму и успешному осуществлению социалистич. реконструкции нар. х-ва в каждой из этих стран, повышению уровня жизни трудящихся. Карточная система распределения продуктов ликвидировалась либо одновременно с проведением ден. реформ, либо немного позднее. В результате ден. реформ законом каждой страны было установлено след. золотое содержание валют (в г чистого золота): польского злотого - 0,222168, чеш. кроны - 0,123426, болг. лева - 0,130687, рум. лея - 0,079346 (с 1954 - 0,148112). В КНР ден. реформа проводилась в марте - апр. 1955. К моменту реформы реальная ценность юаня была низкой и потому обмен старых денег на новые производился по соотношению 10 000:1, но без ограничений. По такому же соотношению были пересчитаны товарные цены, ставки заработной платы, тарифы и ден. обязательства. Ден. реформа 1955 - завершающий этап достигнутой к тому времени фактич. стабилизации валюты. При проведении реформы КНР не было установлено золотое содержание юаня, был фиксирован его курс в иностр. валюте. На 1 янв. 1972 100 юаней были равны 45 руб. В Болгарии с янв. 1962 был изменён масштаб цен. Находившиеся в обращении ден. знаки были обменены на новые по соотношению 10:1 и установлено новое золотое содержание лева (0,759548 г чистого золота). Соответственно был изменён курс лева по отношению к иностр. валютам.
Т. о., социалистич. страны в своей финанс. и ден. политике после 2-й мировой войны 1939 - 45 руководствовались принципами, выдвинутыми и обоснованными В. И. Лениным. Этими принципами являлись: проведение реформ в ущерб капиталистич. элементам; отказ от эмиссии бум. денег для покрытия гос. расходов; стабилизация валюты, необходимой для планового ведения х-ва, гос. регулирование торговли и ден. обращения.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.