ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
Демонополизация
устранение государственной или иной монополии, диктующей свои условия рынку.
Источник: Словарь к курсу лекций по дисциплине "История экономических учений"
Демонополизация
политика государства, направленная на развитие конкуренции и сдерживание монопольного давления на рынок. Осуществляется с помощью законодательных мер, направленных на использование многообразия различных форм собственности, увеличение количества производителей и т.д.
Источник: Словарь по экономической теории
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов, способствование созданию и существованию конкурирующих предприятий, фирм, компаний.
Демонополизация
политика государства, направленная на преодоление монополизированной структуры производства и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляют законодательными мерами, обеспечивая увеличение количества производителей (в т. ч. и путем раздела крупных корпораций на несколько самостоятельных более мелких).
Источник: Экономический словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки.
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
устранение господствующего положения, монополии одного производителя или поставщика продукции, диктующего свои условия заказчикам и потребителям. Реализуется путем рассредоточения выпуска промышленной продукции, разукрупнения высокомонополизированных предприятий с выделением из них самостоятельных производств и созданием на их базе мелких частных, семейных, кооперативных фирм с целью обеспечения реальной конкуренции между товаропроизводителями.
Источник: Словарь предпринимателя 2016
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
политика государства, направленная на развитие конкуренции и сдерживание монопольного давления на рынок, устранение государственной или иной монополии, диктующей свои условия рынку. Осуществляется обычно с помощью законодательных мер, направленных на обеспечение плюрализма различных форм собственности, увеличение количества производителей (в том числе путем раздела крупных корпораций на несколько самостоятельных более мелких), устранение привилегий и препятствий для конкуренции.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
(demonopolization) - политика государства, направленная на развитие конкуренции и сдерживание монопольного давления на рынок. Осуществляется с помощью законодательных мер, направленных на развитие и поддержание различных форм собственности, увеличение количества производителей (в том числе и путем раздела крупных корпораций на несколько самостоятельных, более мелких), устранение привилегий и препятствий для конкуренции. Д. запрещает сговоры о ценах, создание взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующей фирмы.
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
Демонополизация
комплекс экономических, правовых и административных мер государства, направленных на ограничение и ослабление монополистических тенденций в экономике и усиление и развитие конкуренции. Демонополизация воплощается в антимонопольной политике государства.
Экономические рычаги демонополизации: поддержка отдельных средних предприятий-немонополистов (чтобы усилить конкурентоспособность их продукции), стимулирование мелкого и среднего бизнеса, предоставление льгот для иностранных инвесторов, снижение таможенных тарифов, высокие ставки налогообложения монопольных прибылей и др.
Экономические рычаги демонополизации: поддержка отдельных средних предприятий-немонополистов (чтобы усилить конкурентоспособность их продукции), стимулирование мелкого и среднего бизнеса, предоставление льгот для иностранных инвесторов, снижение таможенных тарифов, высокие ставки налогообложения монопольных прибылей и др.
Источник: Экономическая энциклопедия (фрагмент). Проект www.topknowledge.ru
Демонополизация
Демонополизация - политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих:
- равные условия для различных форм собственности,
- увеличение количества производителей
- устранение привилегий и препятствий для конкуренции.
Демонополизация предполагает:
- предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке;
- запрещение соглашений о разделе рынков;
- запрещение переплетающихся директоратов;
- приобретение акций конкурирующей фирмой.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
комплекс экономических и законодательных мер государства по ограничению деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке. Демонополизация - категория рыночной экономики, где осуществляется либерализация рынков, поощряется деятельность конкурентоспособных субъектов хозяйствования. Во всех странах мира в целях защиты малого и среднего бизнеса приняты антитрестовские, антимонопольные законы. Они направлены не против крупных корпораций как таковых, поскольку размер сам по себе не дает оснований трактовать ее (корпорацию) как монополию, а против злоупотреблений своим положением на рынке, что может подорвать совершенную конкуренцию и тем самым ослабить национальную экономику.
В России, где многие годы в экономике преобладал государственный монополизм в виде командно - административной системы, демонополизация осуществляется посредством разукрупнения крупных предприятий и объединений путем их акционирования, приватизации и других мер, препятствующих захвату внутреннего рынка страны немногими производителями товаров и услуг.
В России, где многие годы в экономике преобладал государственный монополизм в виде командно - административной системы, демонополизация осуществляется посредством разукрупнения крупных предприятий и объединений путем их акционирования, приватизации и других мер, препятствующих захвату внутреннего рынка страны немногими производителями товаров и услуг.
Источник: Экономический словарь
Демонополизация
процесс развития конкуренции и рыночных отношений. В основе этого процесса лежит следующее: (1) полный демонтаж административнокомандной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений; (2) изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств; (3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления монополизма в экономике. Д. — комплекс мер, проводимых в рамках антимонопольной политики, стержнем которой является антимонопольное законодательство. Целью демонополизации выступает обеспечение условий для функционирования конкурентного рынка, обеспечивающего прогрессивное развитие национальной экономики. Д. проводится после установления факта монополизации. Например, в США факт монополизации считается установленным, если фирма контролирует свыше 60% рынка продаж; в Англии этот показатель установлен в 25%. В России факт монополизации рынка считается установленным, если рыночная доля фирмы при определенных условиях превышает 60%.
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
политика государства, направленная на преодоление монополизированной структуры производства и развитие конкуренции. Д. осуществляется с помощью законодательных мер, обеспечивающих равные условия для различных формсобственности, увеличение количества производителей (в т. ч. и путем раздела крупных корпораций на несколько самостоятельных более мелких — Д. в узком смысле слова), устранение привилегий и препятствий для конкуренции. Д. предполагает предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке, запрещение сговоров о ценах, о разделе рынков и потребителей, создания переплетающихся директоратов, приобретения акций конкурирующей фирмой. Все эти меры предусматриваются в антитрестовских законах, принятых в ряде государств. Д. в США применялась в качестве средства снижения сложившегося уровня концентрации на рынках путем насильственного разделения крупного поставщика на несколько независимых поставщиков и явилась реакцией на неудовлетворительное функционирование рынка и антиконкурентное поведение фирм. В Германии и Франции Д. осуществлялась по отношению к предприятиям, занимающим господствующее положение на рынке, в Южной Корее — к конгломератам с высокой степенью концентрации и неопределенностью в отношении их стабильности и прибыльности. Вынося те или иные решения, суды и антимонопольные ведомства в большинстве стран исходят не только из учета доли рынка, приходящейся на определенную фирму, но и руководствуются соображениями эффективности и общественного интереса. Д. в развитых странах зачастую связана с процессом дерегулирования ряда инфраструктурных секторов экономики. Авиационные, железнодорожные перевозки, телефонная связь в течение длительного времени фактически представляли собой государственные сверхкартели, которые жестко контролировали структуру рынков, расценки, маршруты перевозок и т. д. В этих отраслях наблюдалось падение экономической эффективности предприятий. В США телефонная связь страны была монополизирована компанией АТТ («Америкэн телефон энд телеграф»). В Российской Федерации проблема разработки и осуществление антимонопольных мер на пути к цивилизованному рынку отличается большой остротой. Это обусловлено сложившимся на протяжении десятилетий неограниченным монополизмом государственной собственности и административно-командной системы в принятии управленческих решений, распоряжении средствами производства и результатами труда, распределении материальнотехнических ресурсов и товаров народного потребления, формировании и использовании финансовых ресурсов общества, проведении политики цен и т. д. Вторая сторона проблемы — это монополизм крупных узкоспециализированных производств. В промышленности несколько сот предприятий в настоящее время производят от 35 до 100% отдельных видов продукции, устанавливая на изделия монопольно высокие цены. Возникшие в последние годы корпорации, концерны, ассоциации и т. п. во многих случаях являются организационными формами монополий. Программа Д. включает полный демонтаж административнокомандной системы и тех ее звеньев, которые воспроизводят монополистические отношения; изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации производства; оптимальное развитие малого и среднего бизнеса; формирование организационных и правовых механизмов выявления и преодоления монополизма в экономике, контроль за образованием новых монополий; укрепление социальной базы антимонопольной политики, формирование общественного мнения в отношении монополии и конкуренции. Большие полномочия по разработке и реализации программы Д. даны Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также его территориальным управлениям. Антимонопольный комитет осуществляет контроль за образованием концернов, рождающихся путем формального разукрупнения и создания ассоциаций, акционерных обществ, холдингов, новых структур на месте бывших торгов, трестов (например, таких ликвидированных муниципальных структур, как Мособщепит, Росмясомолторг) и т. п. В компетенцию комитета входит контроль за ценами, объемом производства, качеством товаров и услуг и хозяйственной деятельностью предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, с целью пресечения злоупотребления этим положением, контроль за деятельностью бирж, финансовых групп для выявления возможного сговора или коррупции. Антимонопольный комитет играет важную роль в осуществлении программы развития предпринимательства в России на основе использования потенциала конверсии оборонных отраслей промышленности, защиты предприятий от противодействия их выделению из состава объединений, использования денежных фондов для предоставления льготных кредитов новым частным фирмам и их страхования, обучения кадров для бизнеса (см. также Антимонопольное регулирование}.