ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КАПИТАЛА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

демократизация капитала
лживая буржуазная теория, утверждающая, что в результате развития акционерной формы предприятия изменяется природа капитализма, что каждый трудящийся, купив акцию, якобы становится совладельцем акционерного предприятия и может участвовать в его управлении. Фактически же акционерными предприятиями полностью распоряжаются крупные капиталисты, обладающие так называемым контрольным пакетом акций (см.), им же достаются и все выгоды от акционерного капитала. Трудящиеся же, у которых имеются одна-две акции из сотен тысяч выпущенных, никакой роли не играют и не могут играть в управлении акционерным предприятием и получают мизерные доходы на свои акции. В то же время покупка одной-двух акций отдельными рабочими дает возможность капиталистам мобилизовать небольшие сбережения у малоимущих слоев населения и использовать эти средства для капиталистической эксплуатации. В США акции имеет только 5% самодеятельного населения, 97% всех рабочих семей не имеют ни акций, ни облигаций. Не менее лживой является теория о том, что «демократизации капитала» способствует система участия в прибылях рабочих капиталистического предприятия. Сущность этой системы заключается в том, что, уменьшив вначале заработную плату рабочим, капиталист выплачивает им эту часть заработной платы как их долю в прибылях. Эта система преследует цель ослабить классовую солидарность среди рабочих, внести раскол в их среду.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КАПИТАЛА
антинауч. бурж. концепция, возникшая в кон. 19 в., утверждающая, что широкое распространение мелких акций среди населения ведёт к распылению собственности на капитал, к т. н. диффузии собственности, и тем самым к ликвидации различий между рабочим классом и буржуазией. Приобретение акций, к-рое даёт формальное право акционерам принимать участие в ежегодных собраниях пайщиков и направлять развитие акц. об-ва, превращает якобы даже мелких акционеров в совладельцев капиталистич. предприятий. После 2-й мировой войны 1939 - 45 эта теория стала одним из элементов теории «народного» капитализма. Один из наиболее откровенных и последоват. сторонников концепции «Д.» к. - амер. экономист М. Сальвадори утверждает, что в результате распространения мелких акций и диффузии собственности в США произошло расширение капиталистич. класса до уровня, включающего большинство населения, следовательно, в США происходят демократизация капиталистич. экономики и её трансформация в нар. капитализм. Цель концепции «Д.» к. состоит в попытке доказать, будто с заменой индивидуального капитализма акц. компанией частная собственность растворяется, теряет свой прежний социально-экономич. смысл. В действительности изменение формы капиталистич. собственности не меняет её характера. Господство капиталиста сохраняется независимо от того, выступает ли этот последний в виде отд. капиталиста или в виде капиталиста «комбинированного», как в акц. об-вах. Акц. форма капитала скрывает, маскирует экономич. господство финанс. капитала, способствует усилению его мощи. Юридически все акционеры, обладающие правом голоса, имеют право контроля за деятельностью акц. об-ва. Но фактически большинство индивидуальных акционеров, в частности мелкие, лишены возможности осуществлять свои права. Подавляющая часть мелких акционеров не может даже присутствовать на общих собраниях. Наличие множества мелких и средних акционеров, распылённых по всей стране, не только не ликвидирует господство крупного капитала, а, напротив, даёт возможность небольшой группе капиталистич. магнатов, владеющих контрольным пакетом акций, контролировать корпорации с громадным акц. капиталом. Никакие рецепты реформирования акц. компаний не могут помочь мелким акционерам осуществить своё право участия в делах компании (см. Акционерное общество). Указывая на беспочвенность подобного рода проектов, В. И. Ленин писал: «Всякие правила контроля, публикации балансов, выработки определенной схемы для них, учреждения надзора и т. п... не могут тут иметь никакого значения» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 348).
Пропаганда теории «Д.» к. в США, Великобритании, ФРГ, Швеции и др. капиталистич. странах представляет собой в значит. степени рекламу для увеличения численности акционеров и привлечения в распоряжение монополий дополнит. ден. капиталов. Несмотря на это, число лиц, имеющих акции, хотя и возрастает, составляет лишь небольшую часть населения капиталистич. стран. Амер. экономист Дж. Ливингстон подсчитал, что в 1960-х гг. среди семей с годовым доходом до 3 тыс. долл. акции имели лишь 2,5% семей, среди семей с доходом 3 - 5 тыс. долл. - 5,8%, с доходом 5 – 7,5 тыс. долл. - 7,9%. В то же время среди семей с годовым доходом св. 25 тыс. долл. акции имели 43,3%. Амер. экономист Ф. Ландберг в кн. «Богачи и сверхбогачи» (1968, рус. пер. 1971), отмечает, что 65% стоимости акций сосредоточено в распоряжении 1 млн. 400 тыс. держателей. По расчётам амер. экономиста В. Перло, средний размер ежегодного дивиденда рабочего-акционера равен примерно его двухдневному заработку. Поэтому наличие у трудящихся небольшого количества акций не меняет их положения в обществе и не превращает их в капиталистов.
Социальное назначение теории «Д.» к. - в создании у рабочих иллюзии общности интересов труда и капитала, доказательстве бессмысленности борьбы трудящихся против буржуазии, поскольку якобы происходит превращение рабочих и служащих в совладельцев капиталистич. предприятий.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
503.01 кб

Маркетинг человеческого капитала и демократизация менеджмента

Зинченко В. В.

Похожие термины: