ДЕЛЕГИРОВАНИЕ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

Найдено 1 определение
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
(лат. delegare - посылать) - передача властных функций и полномочий лицам, принимающим на себя ответственность за их выполнение. Оно позволяет руководителям распределять среди сотрудников многочисленные задачи, от исполнения которых зависит достижение цели управления. Если какая-то задача не Д. другому работнику, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Следует иметь в виду, что ответственность, обязательство выполнять задачи и отвечать за их выполнение не могут быть в случаях, когда исполнитель не принял ответственность, так как имеется только намерение осуществить Д. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач представляют собой полномочия. Полномочия делегируются должности, а не сотруднику, который занимает ее в данный момент (на практике могут быть случаи, когда полномочия адресуются и конкретному исполнителю). Несмотря на всю важность Д., оно часто оказывается безрезультатным, не дающим должного эффекта в управлении. Основные причины этого - опасение лица, уполномоченного на Д., за свое положение, боязнь риска, отсутствие уверенности в себе, неспособность доверить другому выполнение заданий, за которые несешь ответственность, другие, связанные с индивидуальной психологией и личным поведением. Принято считать, что руководитель, который не может эффективно осуществить полномочия Д., ставит предел для собственной карьеры. В свою очередь, большая ответственность означает увеличение объема работы и риска для лица, принимающего ее. Эти дополнительные обязанности для многих не имеют привлекательности, а следовательно, должны материально и морально стимулироваться. Полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным, называют линейными. Именно они предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать определенные решения и действовать без согласования с другими руководителями в пределах, установленных предприятием или законом. В целом же полномочия могут быть ограничены планами, процедурами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками, где излагаются основные задачи, навыки и умения, права и обязанности, предъявляемые к различным специалистам.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.