Дефицит бюджета

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА
превышение расходов бюджета над его доходами.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

Дефицит бюджета
ситуация, когда расходы государства превышают его доходы.

Источник: Экономическая теория: словарь основных терминов

Дефицит бюджета

Сумма, на которую расходы правительства превосходят доходы.

Источник: Инвестиционный словарь проекта "k2kapital"

Дефицит бюджета (budget deficit)
ситуация, когда государственные расходы превышают размер чистых налогов.

Источник: Современные деньги и банковское дело: глоссарий

Дефицит бюджета
сумма, на которую каждый год государственные расходы превышают государственные доходы.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА
превышения расходов государственного бюджета над его доходами. Прямой противоположностью Д. б. является профицит.

Источник: Экономический словарь.

Дефицит бюджета
превышение государственных расходов (расходов местных органов власти) за определенный период времени над доходными статьями (поступлениями в бюджет), то есть дополнительный внутренний спрос со стороны государства (местных органов власти).

Источник: Глоссарий некоторых макроэкономических индикаторов, 1996 г (www.akm.ru)

Дефицит бюджета

Бюджетный дефицит - сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. Различают структурный, фактический и циклический дефициты.
Бюджетный дефицит - дополнительный внутренний спрос со стороны государства.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА
превышение расходной части (текущих расходов) бюджета над доходной (текущими доходами). Это понятие чаще используется для описания ситуации, когда государственные расходы (например, осуществляемые центральным правительством и местными администрациями) превышают государственные доходы и, прежде всего, поступления от налогов, приватизации и др. В настоящее время становится общепризнанным, что правительство может управлять Д. б., или профицитом для достижения своих целей по управлению экономикой. Разумный уровень дефицита (профицита) стал в последнее время предметом дискуссий. При разработке бюджета государственного правительство вносит изменения в структуру налогообложения и, как правило, в меньшей степени - в структуру расходов. После второй мировой войны большинство стран Запада использовало Д. б. для поддержания высокого уровня занятости и стимулирования экономического роста (увеличения реального ВНП, ВВП, дохода на душу населения и др.). Однако следует иметь в виду, что такая политика приемлема до тех пор, пока экономика развивается и обслуживание займов не стало еще непропорционально велико по сравнению с общим уровнем государственных расходов. Если взаймы берется больше, чем необходимо, то в конце концов это приводит к инфляции. Следовательно важное значение имеет то, как продолжительно и насколько расходы больше (или меньше) доходов. См. Секвестр.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА
превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Он встречается в бюджетах многих государств, причем причинами его образования могут выступать: во-первых, рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций; во-вторых, чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода. Причиной возникновения бюджетного дефицита могут быть также кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансовой системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае государство должно принимать жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение Д.б., чтобы не произошло нарастание государственного долга со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономич. последствиями. Минимизация дефицита достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении. К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюдж. доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономич. задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации гос. собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков. В ходе исполнения бюджета минимизация размера дефицита достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнит. резервов роста бюджетных доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи в разных ее формах др. бюджетами; использования бюджетных средств и т.п. При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом в законе (решении) о бюджете должны обязательно предусматриваться источники финансирования бюджетного дефицита. Если в составленном бюджете нет первичного дефицита, но расходы на обслуживание долга не покрываются полностью доходными источниками, то в утвержденном бюджете должны быть обязательно предусмотрены средства из состава источников финансирования дефицита в пределах затрат, связанных с погашением долга. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права утверждать соответствующие бюджеты с дефицитом, образующимся в результате недостатка доходов на покрытие текущих расходов. Бюджетный кодекс РФ жестко регламентирует размер дефицита при утверждении бюджетов разного уровня. Так, дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации на соответств. год. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Этот предел может быть превышен лишь в том случае, если субъект Федерации планирует получить дополнит. средства от продажи принадлежащего ему имущества, причем на величину, к-рая может быть реально получена от продажи имущества. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящего (федерального или субфедерального) бюджета. Этот предел может быть превышен лишь тогда, когда орган местного самоуправления планирует получить дополнит. доходы от продажи муницип. имущества и только на величину этих доходов. Необходимость соблюдать принцип сбалансированности бюджетов приводит к тому, что при составлении проекта бюджета с дефицитом должны обязательно предусматриваться источники финансирования дефицита. Эти источники в разрезе основных видов привлеченных средств утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год. В качестве привлеченных средств, используемых для финансирования Д.б., выступают денежные средства, привлекаемые на возвратной и платной основе. В отличие от доходов бюджета эти средства поступают в бюджет однократно и участвуют в финансировании бюджетных расходов только в том финансовом году, в к-ром они были привлечены. Формой привлечения средств являются разл. виды бюджетных заимствований, к-рые делят на заимствования, оформляемые через выпуск государственных ценных бумаг, и прямые кредиты, полученные от кредитных организаций внутри страны и от зарубежных банков, а также от международных финансовых организаций и правительств иностранных государств. Условия, на к-рых происходят заимствования, сроки возврата заемных средств устанавливаются решениями эмитента о выпуске займов, а также соответствующими кредитными договорами. Для финансирования дефицита федерального бюджета могут привлекаться как внутренние источники, так и внешние источники в виде государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации. Финансирование дефицита бюджетов субъектов РФ ограничивается только внутренними источниками. С целью ужесточения контроля за объемом государственных заимствований субъектов РФ и соответственно размером государственного долга субъектов РФ внешние источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ были исключены Федеральным законом от 5 авг. 2000 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ». Для финансирования дефицита местного бюджета могут привлекаться только внутренние источники, состав к-рых этим Федеральным законом был расширен и стал аналогичным составу источников финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ. В приложении 8 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» (1996) дана подробная классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ, а в приложении 9 – группировка внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
437.85 кб

Бюджетный дефицит РФ

Мацегорова Марина Александровна
Рассматривается государственный бюджет Российской Федерации. Особое внимание уделяется бюджетному дефициту, представлены причины его возникновения, описаны последствия дефицитного состояния бюджета.
Читать PDF
328.79 кб

ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА РФ

Солдатов И.Н., Шкрыль К.Ю., Глотова И.И.
Читать PDF
542.64 кб

РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

Хусаинова Екатерина Александровна, Ахмитянов Рамиль Мударисович, Хайруллин Азат Рамисович
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Читать PDF
677.21 кб

К вопросу о природе бюджетного дефицита

Подсевалова Елена Николаевна, Митюрникова Людмила Антоновна
В статье рассмотрены теоретические вопросы, связанные с природой образования дефицита бюджета государства.
Читать PDF
732.34 кб

Бюджетный дефицит Республики Гвинеи-Бисау

Санкум Камара
Рассмотрен дефицит бюджета Республики Гвинеи Бисау
Читать PDF
1.29 мб

Влияние бюджетного дефицита на государство

Петрова Светлана Сергеевна, Алешкина Ольга Вячеславовна
В статье рассматривается проблема влияния дефицита бюджета на государство. Приводится пример экономических размышлений, в которых точка зрения разделяется на два мнения.
Читать PDF
661.47 кб

Дефицит бюджета РФ: его проблемы и тонкости

Фатхелбаянов Руслан Магнавиевич, Сатарова Мария Николаевна
Актуальность данной статьи связана с тем, что для существования государства ему необходима финансовая поддержка, так как от финансовой составляющей зависит экономическая стабильность и экономическое развитие не только сферы эконом
Читать PDF
354.89 кб

Региональный бюджет и проблемы его дефицитности

Индутенко А.Н, Владыка М.В, Гасий С.К.
В данной статье рассмотрены проблемы дефицитности регионального бюджета. Проанализированы доходы и расходы ряда областей, для выявления характерных особенностей бюджета за три года.
Читать PDF
284.75 кб

Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит?

Тиманкина Юлия Ильинична
В статье рассматриваются особенности формирования государственного бюджета Российской Федерации на разных этапах исторического развития.
Читать PDF
978.09 кб

Несбалансированность бюджетов, дефицит, профицит

Т.В. Грицюк
Читать PDF
1.37 мб

Вопросы оптимизации дефицита федерального бюджета

Ахметова Д.Д., Яруллин Р.Р.
В данной статье рассматривается теоретические аспекты дефицита федерального бюджета и пути его оптимизации
Читать PDF
186.98 кб

\ законодательство \ искусственный дефицит бюджета

Авилова Наталья
Читать PDF
2.56 мб

Дефицит бюджета закрыт, удвоение ВВП стало реальным

Росляк Ю.В.
Читать PDF
19.40 мб

Бюджетный дефицит, пути и методы его преодоления в Украине

Нечаюк И. Б.
В данной статье рассматривается экономическая проблема бюджетного дефицита, основные причины, прогноз Государственного бюджета Украины на 2013-2014 годы.
Читать PDF
128.66 кб

Диверсификационные возможности бюджетно-дефицитного региона

Долгих Юлия Александровна
В статье рассматривается ряд аспектов проблемы использования диверсификации экономики как одного из основных инструментов управления устойчивым и динамичным развитием бюджетно-дефицитных регионов в современных условиях.

Похожие термины: