Циклы Кузнеца

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Кузнеца циклы
среднесрочные циклы экономической активности продолжительностью 20-25 лет. Связывают с периодическими подъемами активности в строительстве и других элементах производственной инфраструктуры. Саймон Кузнец, американский экономист украинского происхождения, описавший эти циклы в 1930 году, также связывал их с периодическим ускорением прироста населения как основы роста активности в строительстве.

Источник: Экономическая теория в терминах и понятиях.

Циклы Кузнеца

Циклы Кузнеца, или ритмы Кузнеца, – экономические циклы продолжительностью 15-25 лет, третьи по продолжительности после циклов Китчина и Жюгляра.


Первооткрыватель этих волн деловой активности американский экономист российского происхождения, нобелевский лауреат Саймон Кузнец связывал их появление с демографическими процессами, такими как эмиграция, а также с этапами капитального строительства.


В настоящее время многие экономисты сходятся в другом мнении: основа циклов Кузнеца – это технологические изменения, происходящие в связи с новыми научными открытиями.


Циклы Кузнеца не раз подвергались критике. Так, их существование оспаривалось другим американским экономистом Е. Филиппом Хорвеем в 60-х годах прошлого века. Однако более поздние данные, когда появилась возможность использовать компьютерные модели спектрального анализа, все-таки подтвердили наличие ритмов Кузнеца, в частности при анализе мирового ВВП, а также стоимости на недвижимость таких стран, как Япония.


Циклы Кузнеца могут объяснить нынешний спад мировой экономики. Действительно, последнее десятилетие XX века было отмечено бурным развитием компьютерных технологий, созданием Всемирной сети и др. Мир стал другим. Однако в самом начале 2000-х происходит перенасыщение рынка высоких технологий, что сопровождалось так называемым кризисом доткомов. В 2000-х в экономике наметился спад. С точки зрения волновой теории это происходит из-за того, что технологии XX века исчерпали себя. Для дальнейшего подъема нужны научные открытия, которые должны воплотиться в новых продуктах или услугах.

Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru