ЧАСТНОЕ БЛАГО
частное благо
Благо, потребление которого является конкурентным (см. rival) и для которого возможно исключение (exclusion) как со стороны производителя, так и со стороны потребителя. Первое условие состоит в том, что потребление товара одним индивидом сокращает доступное его количество для других. Исключение со стороны производителя означает, что производитель может ограничить использование своей продукции теми потребителями, которые готовы платить за нее, а исключение со стороны потребителя означает, что он не вынужден потреблять данный товар. Если товары демонстрируют такие свойства, то возможен обмен (exchange) и могут работать рынки (markets). При отсутствии возможности исключения рынокработать не может, аотсутствие конкурентности потребления означает, что товар должен быть предоставлен по нулевой цене.
Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003
ЧАСТНОЕ БЛАГО
(private good) Товар или услуга, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам. Большинство обычных потребительских и инвестиционных товаров являются частными благами. Они отличаются от общественных благ (public goods), которые предоставляются в равной степени всем индивидам; услуги, предоставляемые радиовещанием и телевидением, являются общественным благом в чистом виде. Некоторые блага, например использование дорог, являются практически общественными благами в период неполной нагрузки и почти частными в пиковые периоды, когда перегруженность означает, что, чем больше машин, тем меньше места на дороге остается другим. К какому виду товара отнести данный товар – к частному или общественному, – это, таким образом, вопрос практического подхода.
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь