ЦЕНЫ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Найдено 1 определение
ЦЕНЫ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СТЕПЕНИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
Рыночная цена товара, работ, услуг — это цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры.
Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.
Свободная цена — рыночная цена, складывающаяся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Например, на российском компьютерном рынке в условиях множества конкурирующих между собой продавцов и покупателей реально складываются свободные цены на вычислительную технику.
Монопольно высокая (низкая) цена — это рыночная цена, складывающаяся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Так, в Период либерализации цен некоторые крупные российские коммерческие структуры (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС) в условиях естественного монопольного положения на рынке устанавливали цены на свою продукцию значительно выше среднего уровня. Монопольные цены используются для извлечения дополнительной прибыли.
Демпинговая цена — это рыночная цена, сознательно заниженная одним или несколькими субъектами ценообразования в сопоставлении со сложившимся рыночным уровнем Цен. Используется как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. Критерии определения демпинговых цен различны. Однако, как правило, к ним относят цены ниже издержек производства.
Регулируемая цена — это цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.
Фиксированная цена — это регулируемая цена твердо установленной величины. Фиксированные цены устанавливаются на природный газ, электро- и теплоэнергию, перевозку грузов железнодорожным транспортом и другие товары и услуги.
Предельная цена — это регулируемая цена, ограниченная нижним или верхним пределом — предельными размерами снабженческо-сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.
К государственным методам регулирования цен относятся также предварительное уведомление об изменении цен, их декларирование.

Источник: Экономика фирмы. Словарь-справочник.Инфра-М. 2000