ЦЕНЫ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В НИХ ИНФОРМАЦИИ

Найдено 1 определение
ЦЕНЫ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В НИХ ИНФОРМАЦИИ
Такая дифференциация основана на учете специфики информации.
Цены фактических сделок содержат информацию о реальных ценах купли-продажи товаров (услуг) на рынке. Они фиксируются в специальных коммерческих документах-контрактах и счетах и отражают реальные условия сделки — количество и качество товара, сроки и условия поставки, условия платежа, гарантии и т.д., которые согласуются между реальными продавцами и покупателями. Цены фактических сделок в большинстве случаев выступают в качестве надежного индикатора реального состояния того или иного рынка товаров и услуг.
Однако получение информации по этим ценам затруднено из-за того, что они составляют коммерческую тайну фирм. Кроме того, весьма затруднен анализ этих цен из- за их значительной дифференциации в зависимости от специфики реальных сделок.
По способу установления цены фактических сделок подразделяются на твердые, с последующей фиксацией, подвижные (скользящие) цены.
Твердые цены фактических сделок устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия. Как правило, они используются в сделках, предусматривающих немедленную поставку товаров или их поставку в течение короткого срока. Существенное влияние на использование этих цен оказывает устойчивость конъюнктуры рынка.
Цены фактических сделок с последующей фиксацией используются в процессе исполнения контракта, в котором указаны момент и принцип фиксации, например фиксирование цены перед поставкой каждой партии товара, перед началом каждого календарного года и т.д.
Подвижные (скользящие) цены фактических сделок определяются в момент заключения контракта, но при этом делается оговорка о ее пересмотре в период исполнения контракта при изменении согласованных элементов цены или параметров конъюнктуры рынка. Подвижные цены применяются в основном в долгосрочных контрактах на поставку товаров и при неустойчивости конъюнктуры рынка этих товаров.
Аукционные цены информируют участников рынка о возможностях покупки или продажи товара на аукционе. Аукционные торги начинаются с объявления номера партии товара (лота) и стартовой цены. В качестве начальной цены может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Уровень стартовой цены содержит информацию о стоимости и качестве товара, соотношении сил продавцов и покупателей, технике проведения торгов. Чем чаще проводятся аукционные торги, тем меньше ценовые разрывы. Это объясняется незначительными изменениями в издержках производства и конъюнктуре рынка во времени. Обычно фактическая реализация товара на аукционе производится по максимальной цене, предложенной покупателем. Аукционные цены играют ключевую роль на рынках пушно-меховых изделий, драгоценных камней, антиквариата.
Биржевые цены содержат информацию о результатах биржевых торгов; сообщают в основном о состоянии спроса и предложения на данный товар. Обычно товары на биржах продаются и покупаются без их предъявления и осмотра. Заключение сделок происходит на основе типовых биржевых контрактов, жестко регламентирующих качество и сроки поставки. Цены биржевой торговли распространяются в основном на массовые сырьевые и продовольственные товары. К ним относятся зерновые и масличные культуры, цветные металлы, лесное сырье, пищевкусовые товары и т.д.
Справочные цены информируют покупателей об условиях продажи товара (услуг) производителем (продавцом). Они отражают в основном интересы продавца, носят ориентировочный характер и могут заметно отклоняться от цен фактических сделок. Для поставщиков справочные цены являются базой для определения цен предложения, а для покупателей — ориентиром для согласовывания цены сделки. Разница между справочными ценами и ценами реальных сделок составляет 7—30% в зависимости от особенностей контракта и состояния конъюнктуры рынка. Справочные цены публикуются объединениями производителей, информационными агентствами и бюро, консультационными и брокерскими фирмами в широко распространенных источниках. Сведения по справочным ценам можно получить без каких-либо затруднений.
По форме представления справочные цены подразделяются на цены предложения и цены прейскурантов (каталогов, проспектов).
Цены предложения устанавливаются производителями без согласования с потребителями, однако при их установлении учитываются основные условия сделки и конъюнктура рынка. В некоторых случаях цены предложений устанавливаются на основе цен конкурентов. Расчет их может быть произведен также с учетом экономического эффекта, получаемого покупателем при приобретении нового товара вместо старого. При определении цен предложения важно знать особенности потребления продукции в той или иной стране, так как одни и те же потребительские свойства товара могут по-разному оцениваться потребителями. Информация по ценам предложения часто высылается по запросам конкретных покупателей.
Цены прейскурантов (каталогов, проспектов) публикуются фирмами-производителями (часто с краткой характеристикой технико-экономических параметров изделий). Так же как и цены предложений, они являются базой для согласования цен при заключении сделок.
Ценовые индексы — это информационные показатели динамики цен за определенный период.
Индивидуальный ценовой индекс информирует о динамике цен отдельных товаров (услуг) и рассчитывается как отношение цены отчетного периода к цене периода, принятого за базу для сравнения.
Сводный индекс цен содержит информацию о динамике цен группы товаров (услуг). Он определяется как отношение стоимости группы товаров, проданных в отчетном периоде, исчисленной в фактических ценах, и стоимости группы товаров, исчисленной в ценах базисного периода.

Источник: Экономика фирмы. Словарь-справочник.Инфра-М. 2000