ЦЕНОВАЯ СИСТЕМА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЦЕНОВАЯ СИСТЕМА (РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ)
устройство экономики, в которой основные решения относительно того, что производить, как производить и как распределять продукцию (доходы), принимаются на основе взаимодействия покупателей и продавцов на рынках продуктов и факторов.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

ЦЕНОВАЯ СИСТЕМА
устройство экономики, в которой основные решения относительно того, что производить, как производить и как распределять продукцию (доходы), принимаются на основе взаимодействия покупателей и продавцов на рынках продуктов и факторов. В экономике частного предпринимательства или в смешанной экономике, в которой ведущим является частный сектор, текущий уровень выпуска и потребления продуктов обусловлен экономическим результатом возможностью получения прибыли. Например, если на рынке гороха действует доминирующий монопольный производитель, то, столкнувшись с увеличением спроса, он может решить не увеличивать предложение гороха, а извлечь выгоду из возросшего спроса посредством увеличения цен. Следовательно, в длительном периоде монополист получит сверхприбыль, а новые факторы в производство вовлечены не будут.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ЦЕНОВАЯ СИСТЕМА
единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.
По сфере обслуживания национальной экономики цены делятся на: цены оптовые на продукцию промышленности; цены закупочные на продукцию сельского хозяйства; тарифы транспорта; цены на потребительские товары; тарифы на услуги; цены внешнеторговые; цены экспортные; цены импортные.
По степени участия государства в ценообразовании цены делятся на: цены рыночные; цены свободные; цены монопольные; цены демпинговые; цены регулируемые; цены фиксированные; цены предельные.
По стадиям ценообразования можно выделить: цены оптовые изготовителя; цены оптовые отпускные; цены оптовые закупки; цены розничные.
По транспортной составляющей в цене цены делятся на: цены франко-склад поставщика; цены франко-станция отправления; цены франко-вагон станция отправления; цены франко-вагон станция назначения; цены франко-склад потребителя.
По характеру ценовой информации цены делятся на: цены фактических сделок; цены аукционные; цены биржевые; цены справочные; Ценовые индексы; ценовой индивидуальный индекс; ценовой сводный индекс.

Источник: Экономика фирмы. Словарь-справочник.Инфра-М. 2000

ЦЕНОВАЯ СИСТЕМА
или РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ (price system or market mechanism) — устройство экономики, в которой основные решения относительно того, что производить, как производить и как распределять продукцию (доходы), принимаются на основе взаимодействия покупателей и продавцов на рынках продуктов и факторов (см. рис. 135).

В ЭКОНОМИКЕ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ИЛИ В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ, в которой ведущим является частный сектор, текущий уровень выпуска и потребления продуктов является результатом того, что различные решения потребителей и фирм проявляются через ценовую систему, так как они реализуются путём взаимодействия на рынках. Фирма является ключевым элементом рыночной системы, действующим на рынках продуктов, на которых она продаёт продукты, и на рынках факторов, где она покупает или нанимает ресурсы. Ценовая система охватывает оба типа рынков и действует таким образом, что обеспечивает размещение ресурсов в соответствии с потребительским спросом.
Предположим, например, что цены на морковь и горох первоначально были таковы, что уравновешивали спрос и предложение на эти продукты, но затем спрос на морковь упал, а на горох вырос, как это показано на рис. 135. Увеличившийся спрос на горох при оставшемся неизменным уровне предложения в коротком периоде приведёт к избыточному спросу на горох, продаваемый по существующим ценам, и цена гороха, ставшего дефицитным среди потребителей, возрастёт. Уменьшившийся спрос на морковь при неизменном предложении в коротком периоде приведёт к избыточному предложению моркови при существующей цене, и цена моркови снизится, так как производители будут стремиться распродать морковь.
Подобные изменения цен приведут к изменению прибыли производителей моркови и гороха. Так как спрос и цены на рынке гороха возрастут, производители гороха будут получать повышенную прибыль, в то время как прибыль производителей моркови снизится за счёт уменьшения спроса и цен на морковь. С течением времени производители гороха произведут инвестиции в дополнительную землю и оборудование и привлекут дополнительную рабочую силу для увеличения производства; кроме того, на рынок выступят новые фирмы—производители гороха, привлечённые высоким уровнем прибыли. В результате увеличившегося предложения цены на горох снизятся, фирмы-производители получат НОРМАЛЬНУЮ ПРИБЫЛЬ, и, таким образом, для новых фирм уже не будет существовать значительных стимулов для вступления на рынок гороха. На рынке же моркови, напротив, падение спроса и цен приведёт к уменьшению доходов производителей моркови, и менее эффективные производители будут вытеснены с рынка из-за того, что они будут нести убытки. Другие же производители снизят выпуск моркови. Снижение предложения моркови будет продолжаться до тех пор, пока оно не достигнет уровня снизившегося спроса и фирмы, оставшиеся на рынке моркови, будут получать нормальную прибыль.
Изменения, происходящие на рынке продуктов, будут сказываться на состоянии рынка факторов, как это показано на рис. 1356. Для увеличения предложения гороха в его производство должны быть дополнительно вовлечены природные, людские и капитальные ресурсы, что может быть достигнуто лишь при условии, что за использование этих ресурсов будет выплачиваться доход, больший чем где бы то ни было еще. Возросший спрос на горох приведёт к увеличению спроса на факторы производства, нужные для выращивания, что, в свою очередь, увеличит доход владельцев этих факторов. Отрасль, производящая морковь, напротив, будет высвобождать ресурсы, так как некоторые фирмы будут покидать рынок, что приведёт к уменьшению доходов факторов производства, так как спрос на них падает. Вышеописанные силы и формируют распределение дохода между производителями гороха и моркови.
Этот пример наглядно демонстрирует, как ценовая система приводит к изменению размещения ресурсов в ответ на «сигналы», данные потребителями в виде изменения спроса на продукты, что влияет и на изменение спроса на факторы производства. Однако автономные изменения цен на затрачиваемые факторы могут сами по себе воздействовать на товарные цены и структуру потребительского спроса. Предположим, например, что производство моркови является относительно трудоёмким процессом, в то время как выращивание и сбор гороха в значительной степени автоматизированы. Следовательно, резкий рост ставок заработной платы будет воздействовать на эти две отрасли производства по-разному, производственные затраты и цена на морковь значительно возрастут, а производственные затраты и цены на горох изменятся мало. Так как морковь становится дороже, а цены на горох остаются на прежнем уровне, потребители будут покупать большее количество более дешёвого гороха и меньшее количество подорожавшей моркови. Следовательно, объём выпуска и уровень занятости в отрасли, производящей морковь, будут снижаться, в то время как объём производства гороха возрастёт, и можно предположить, что произойдёт изменение размещения ресурсов между этими отраслями. С другой стороны, так как фирма стремится производить морковь с минимальными затратами, комбинируя факторы производства как можно более эффективно, то, столкнувшись с увеличением ставок заработной платы, она может выбрать тот метод производства, который требует применения меньшего количества относительно дорогого труда рабочих и большего количества относительно дешевого капитала. Таким образом, весьма вероятно, что увеличение ставок заработной платы приведёт к повышению автоматизации производства моркови, что снизит спрос на рабочую силу в этой отрасли.
Ценовая система может обеспечить тонкий механизм автоматического изменения размещения ресурсов. Однако эта система вовсе не является совершенным средством распределения ресурсов, как это может показаться. Во-первых, реакция предложения на изменение потребительского спроса в рамках ценовой системы может быть медленной и болезненной, так как менее удачливые фирмы не покидают рынок быстро, а какоето время еще действуют, неся убытки. Во-вторых, ресурсы не всегда являются настолько подвижными профессионально и географически, как это предполагает модель, особенно если работники нуждаются в специальном обучении для приобретения необходимой квалификации. В-третьих, ценовая система не может обеспечить производство определённых КОЛЛЕКТИВНЫХ БЛАГ (например, обороны), так как для этих благ не существует рынков. В-четвёртых, ценовая система учитывает только частные затраты производителей на производство и сбыт продуктов, игнорируя общественные затраты, порождаемые ВНЕШНИМИ ЭФФЕКТАМИ (в частности, загрязнением окружающей среды). Наконец, эффективное функционирование ценовой системы зависит от структурных характеристик рынков продуктов и факторов. В вышеприведённом примере ценовая система успешно действовала в условиях СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ на рынках продуктов и факторов. Если же рынок характеризуется наличием монополии или олигополии и высокими БАРЬЕРАМИ ВХОДА И БАРЬЕРАМИ ВЫХОДА, фирмы Не МОГУТ свободно входить на рынок и покидать его в ответ на изменение возможностей получения прибыли. Например, если на рынке гороха действует доминирующий монопольный производитель, то, столкнувшись с увеличением спроса, он может решить не увеличивать предложение гороха, а извлечь выгоду из возросшего спроса посредством увеличения цен. Следовательно, в длительном периоде монополист получит сверхприбыль, а новые факторы в производство вовлечены не будут.
См. ЦЕНТРАЛИЗОВАННО ПЛАНИРУЕМАЯ ЭКОНОМИКА, ТЕОРИЯ РЫНКОВ, СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
129.41 кб

Актуальные проблемы ценовой системы аэропортов

Липатова Марина Евгеньевна
В статье рассмотрены основные текущие проблемы по системе аэропортовых сборов и тарифов, установленной в гражданской авиации для обеспечения расчетов за услуги, предоставленные воздушным судам российских и иностранных авиакомпаний
Читать PDF
7.27 мб

Ценовые отношения в системе молочного производства

Л. И. Зинина
Читать PDF
205.31 кб

Скидки в системе ценовых методов стимулирования продаж

Зиновьева Н.М., Семенченко Т.В.
В статье представлены результаты исследования в области разработки и внедрения политики скидок.
Читать PDF
172.81 кб

Развитие системы принципов и методов управления формированием ценовых отношений в АПК

Рыманова Л.А.
Читать PDF
1,022.73 кб

Система скидок как инструмент гибкой ценовой политики в условиях дефицита оборотных средств

Лобанова Татьяна Михайловна, Боровикова Ольга Валерьевна
Представлена методика формирования системы скидок в условиях острого дефицита оборотныхсредств.
Читать PDF
6.05 мб

Система ценообразования и ценового регулирования АПК: анализ проблем и механизм совершенствования

В.Г. Гусаков
Читать PDF
2.97 мб

Ценовая политика на финансово-кредитных рынках в условиях системно неустойчивой открытой экономики

Каурова Н.Н.
В статье предпринимается попытка раскрыть основные диспропорции и противоречия процесса ценообразования на финансово-кредитном рынке, обосновать необходимость формирования государственной политики цен и привести основы дизайна эфф
Читать PDF
175.84 кб

Ценовая дискриминация как метод формирования цен на газ в изолированных от ЕСГ системах газоснабжени

Антонов Виктор Геннадьевич
Проанализирована добыча природного газа и газификация регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Разработано дерево принятия решений при выборе метода ценового регулирования деятельности естественной монополии.
Читать PDF
254.96 кб

Внедрение системы референтного ценообразования для совершенствования ценового регулирования на росси

Орлов А. С.
Читать PDF
318.60 кб

Оптимальная цена промышленного товара и ее прогнозирование в системе ценового управления на предприя

Корж М.В.
Побудовано модель управління ціноутворюючим процесом через використання збалансованої системи показників. Розроблено і запропоновано механізм встановлення оптимального рівня ціни на промислову продукцію масового виробництва.
Читать PDF
3.38 мб

Анализ систем ценообразования и ценового регулирования стоимости лекарственных препаратов в зарубежн

Мусина Нурия Загитовна, Федяева Влада Константиновна, Ивахненко Оксана Игоревна, Хачатрян Георгий Рубенович, Герасимова Ксения Владимировна
В статье представлен анализ применяемых в зарубежных странах методов ценообразования и ценового регулирования стоимости лекарственных препаратов.
Читать PDF
308.70 кб

Государственная ценовая политика как фактор экономической безопасности в системе мер по стимулирован

Гельвановский М.И., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Биляк С.А.
Рассматривается проблема разработки и реализации в Российской Федерации государственной ценовой политики для нейтрализации новых угроз экономической безопасности.

Похожие термины:

  • Basing point price system. Ценовая система базисных пунктов

    Способ ценообразования на товары, которые имеют большой объем и высокую стоимость перевозки. Цена на такие товары, как цемент, зависит от месторасположения потребителя: чем ближе он к базисному пу