БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Найдено 1 определение
БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
ежегодно составляемые сметы (росписи) доходов и расходов государств. Сущность бюджета каждой страны определяется экономич. строем общества, характером его экономич. законов, природой и функциями гос-ва. Бюджеты совр. империалистич. гос-в как в фокусе отражают сущность гос.-монополистич. капитализма. Совр. бурж. гос-во активно вторгается в экономику, воздействуя на различные стороны воспроизводст. процесса. Сосредоточение в руках гос-ва значит. части нац. дохода служит материальной основой для его регулирующей роли в экономике и важнейшим рычагом перераспределения нац. дохода в пользу монополий, к-рым оно обеспечивает (через систему военных заказов, гос. потребления и т.д.) получение монопольно высоких прибылей. Т. о. капиталистич. гос-во, используя систему бюджетного и кредитно-ден. регулирования, оказывает влияние на хоз. конъюнктуру и экономику страны.
Всё большее вмешательство совр. бурж. гос-ва в экономику, в процесс производства, распределения и перераспределения обществ. продукта и нац. дохода, рост воен. расходов повышают роль гос. бюджета в экономике капитализма. Всё большая доля нац. дохода сосредоточивается в руках гос-ва и перераспределяется через гос. бюджет. Так, в нач. 20 в. в осн. капиталистич. странах (США, Великобритании, Франции) гос-во аккумулировало в бюджете всего 5 - 10% нац. дохода, а в 60-е гг. - 30 - 35%. Через систему гос. финансов перераспределяется ок. 40% нац. дохода Франции. В ряде стран через бюджет прямо или косвенно финансируется от 1/3 до г/2 всех инвестиций в осн. капитал. Этим совр. бурж. гос-во отличается от гос-ва периода свободной конкуренции. Бурж. гос-во в поисках путей преодоления кризисов перепроиз-ва пытается через бюджетную систему ввести в х-во элементы планомерности. Эти попытки частичного или косвенного планирования х-ва, в т. ч. и при помощи гос. финансов, не имеют ничего общего с подлинным нар.-хоз. планированием при социализме.
Ряд бурж. экономистов рассматривает гос. бюджет капиталистич. стран как одно из наиболее эффективных средств преодоления трудностей и противоречий капитализма, характеризуя его как «план ведения гос. хозяйства», «важнейший инструмент экономич. планирования», «план финансового хозяйства» и т. д. Мн. бурж. экономисты пытаются доказать, что гос. бюджет является «регулятором экономики» или средством достижения «экономической стабильности» (А. Хансен, Р. Масгрейв, Дж. Кларк, М. Хэсти и др.).
Нек-рые экономисты пытаются доказать благотворное влияние на капиталистич. экономику бюджетного дефицита. Концепция «дефицитного финансирования» Дж. М. Кейнса и его амер. последователей (С. Харрис, А. Хансен, Г. Моултон и др.) основывается на том, что гос-во должно резко увеличить бюджетные расходы на «санирование» (оздоровление) частных компаний, обществ. работы, оплату гос. заказов монополиям, не считаться с наличием бюджетного дефицита и связанного с ним роста гос. налогов. Авторы концепции «дефицитного финансирования» считают, что бюджетные дефициты и инфляция при всех условиях якобы стимулируют экономич. рост. Аналогичную роль отводят гос. бюджету и представители теории «встроенного бюджетного стабилизатора», «экономического роста» и др.
Несмотря на то, что в условиях совр. капитализма регулирующее воздействие бюджета значительно больше, чем в прошлом, бурж. гос-во не в состоянии осуществлять плановое руководство экономикой и тем более при помощи гос. бюджета, т. к. основой произ-ва остаётся капиталистич. собственность. Методология сторонников регулирования капитализма через бюджет построена на приписывании решающего значения сфере обращения и распределения (где функционируют финансы) по сравнению со сферой произ-ва. Это типичный пример меновой концепции, стремление доказать, что через гос. финансы можно планомерно руководить всей капиталистич. экономикой. Бурж. гос-во, несмотря на его возросшее влияние на экономику через бюджет, не может существенно изменить ход капиталистич. цикла и тем более разрешить противоречия капиталистич. экономики, так как сами бюджетные отношения выражают капиталистич. экономич. отношения.
Методы исчисления доходов и расходов, используемые при составлении гос. бюджета. В практике капиталистич. гос-в обычно применяются три метода: автоматический, статистический и метод непосредств. оценок. Наиболее распространённый метод бюджетного исчисления - метод непосредственных оценок - применяется в США, Великобритании, ФРГ, Франции и др. Сущность его заключается в том, что размеры бюджетных назначений на предстоящий год устанавливаются Мин-вом финансов данной страны на основе изучения динамики показателей хоз.конъюнктуры. Эти бюджетные предположения зависят часто от субъективных оценок того или иного чиновника. Если искусств, преувеличение доходов и приуменьшение расходов создаёт видимость бюджетного благополучия, то приуменьшение доходов и преувеличение расходов искусственно увеличивает размер бюджетного дефицита. Подобные манипуляции с бюджетом В. И. Ленин называл «... официальным финансовым фокусничеством» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 257). Распространению метода непосредств. оценок способствовал ряд объективных предпосылок, связанных с развитием системы экономич. информации, накоплением определённого опыта составления бюджета, а также со всё расширяющимся применением электронно-вычислит. техники в практике определения вероятных доходов и расходов бюджета.
В эпоху домонополистич. капитализма для бюджетных исчислений использовался т. н. автоматич. метод, при к-ром в бюджет предстоящего года включались суммы исполнения бюджета по отд. статьям за прошедший год с учётом имевшихся законодат. изменений (установление новых налогов, изменение налоговых ставок и т. п.). В сер. 19 в. во Франции получил распространение статистич. метод (метод мажораций или минораций). Он предполагает включение в бюджет сумм, выведенных на основании цифр исполнения бюджета предшествующего года с поправочным коэфф., который устанавливается исходя из среднего процента прироста (мажорация) или уменьшения (минорация) доходов и расходов за неск. лет.
В совр. условиях автоматич. метод применяется лишь для исчисления отд., второстепенных статей гос. бюджета. Метод мажораций (минораций) также используется весьма ограниченно. Практически ни один из указанных методов никогда не использовался изолированно, в чистом виде. Все эти методы комбинируются и дополняют друг друга, характеризуя крайне ориентировочный объём исчисляемого бюджета, но они не могут преодолеть стихийный циклич. характер капиталистич. экономики и не раскрывают объективных основ определения уровня требуемых гос-вом средств, состояния доходных источников.
Буржуазия, стремясь к власти, выдвинула требование единства, полноты и гласности бюджета, т. е. отказа от множественности бюджетов и перехода к единому бюджету с унифицированной классификационной схемой доходов и расходов, отражения в бюджете всех финанс. операций, всех доходов и расходов. Однако с приходом к власти буржуазия отказалась от этих требований. На рубеже 19 - 20 вв. принцип единства бюджета нарушала практика деления бюджетов на обыкновенные и чрезвычайные (экстраординарные). Последние проводились в особом порядке без парламентского контроля, не публиковались, что давало возможность замаскировать истинное положение финансов страны. Существование на совр. этапе большого числа внебюджетных фондов, спец. счетов, т. н. ассоциированных бюджетов и т. д. также приводит к нарушению принципа единства бюджета. Все эти счета и фонды находятся в полном распоряжении пр-ва и законодат. органами не утверждаются.
Расходы государственных бюджетов капиталистических стран. Состав расходов Б. г. к. с. определяется эксплуататорской природой бурж. гос-ва как аппарата поддержания господства буржуазии и финансирования монополий. В связи с этим осн. назначение бюджетных расходов - обеспечение финанс. ресурсами потребностей бурж. гос-ва для выполнения его функций по охране частнокапиталистич. собственности и капиталистич. строя, подавления классовой борьбы трудящихся и нац.-освободит. движения, активного содействия экспансии монополистич. капитала.
Статьи расходной части гос. бюджета можно классифицировать след. образом: 1) воен. расходы; 2) расходы по гос. долгу; 3) расходы по финансированию экономики; 4) расходы на содержание гос. аппарата; расходы, связанные с пропагандой бурж. идеологии; расходы на различного рода социальные и культурные мероприятия.
Основной статьёй расходов бюджета в капиталистич. странах являются военные расходы, являющиеся гл. видом непроизводит. затрат. Для совр. периода характерен рост воен. расходов, что свидетельствует о милитаризации экономики империалистич. гос-в. В период 1-й мировой войны 1914 - 18 воен. расходы Великобритании поглощали ок. 2/5, а в Германии св. 2/5 нац. дохода. Во время 2-й мировой войны 1939 - 1945 воен. расходы США составляли св. 50% нац. дохода и в 1,5 - 2 раза превышали обычные доходы бюджета. После окончания 2-й мировой войны воен. расходы сократились лишь на короткое время, после чего милитаризация экономики империалистич. гос-в возобновилась и всё большая часть нац. дохода стала расходоваться на финансирование гонки вооружений. Помимо официально публикуемых (значительно преуменьшенных) цифр воен. расходов, большие суммы ассигнуются на воен. цели по всякого рода секретным фондам, особым сметам, маскируются в сметах гражд. ведомств и т. п. Корпорациям, занятым воен. произ-вом, гос-во оказывает прямую финанс. помощь в виде различного рода субсидий, предоставляет им всевозможные налоговые льготы, заключает контракты на выгодных для капиталистов условиях, предоставляет льготные кредиты, снабжает по относительно низким ценам дефицитным оборудованием и сырьём по системе приоритетов (т. н. преимущественное снабжение) и т. д. В США по сравнению с довоен. периодом прямые военные расходы возросли почти в 80 раз. Доля прямых воен. расходов в 60-е гг. составляла ок. 56% всех расходов федерального бюджета США, а если учесть и «скрытые» воен. расходы, - то значительно больше. Разбухание воен. расходов, к-рые в 1970/71 финанс. году составили 77,7 млрд. долл., связано с агрессивным внешнеполитич. курсом США и сопровождается ограничением ассигнований на различные социальные программы.
Второе место в бюджете капиталистич. стран занимают расходы по государственному долгу. По своей экономии. природе и целевому назначению эти расходы относятся к косвенным воен. затратам. Напр., в США огромные ассигнования на агрессию во Вьетнаме, гонка вооружений, создание многочисл. воен. баз на чужой территории, выдача субсидий и финансирование экспорта гос. капитала и т. д. привели к тому, что федеральный долг США возрос с 252 млрд. долл. в 1948 до 400 млрд. долл. к осени 1971. Поскольку при капитализме основным источником аккумулирования средств, необходимых для уплаты процентов и погашения осн. суммы займов, служат налоги, рост гос. долга неизбежно влечёт за собой и возрастание налогового бремени. «Так как государственные долги опираются на государственные доходы, за счет которых должны покрываться годовые проценты и т. п. платежи, то современная налоговая система стала необходимым дополнением системы государственных займов. Займы позволяют правительству покрывать чрезвычайные расходы таким образом, что налогоплательщик не чувствует сразу всей тяжести последних, но те же займы требуют, в конце концов, повышения налогов» (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 766). Ввиду того что осн. держателями займов являются крупные банковские, страховые, пром. и др. компании, происходит перекачка части нац. дохода в пользу монополий путём выплаты процентов по гос. долгу через гос. бюджет. Сумма гос. долга в США, выплаченного по процентам, возросла с 6,4 млрд. долл. в 1954/55 до 19,6 млрд. долл. в 1970/71 бюджетном году (см. также Государственные займы).
Значит. часть средств расходов гос. бюджета составляют расходы по финансированию экономики. За счёт бюджетных средств гос-во активно воздействует на ход капиталистич. накопления, стимулирует повышение доли прибавочной стоимости, идущей в накопление, финансирует как национализированные предприятия и отрасли х-ва, так и частные компании и т. д. Гос. финансирование экономики получило широкое распространение в ряде крупных капиталистич. стран после 2-й мировой войны. Напр во Франции, ФРГ и Японии обновление Осн. капитала происходило гл. обр. за счёт бюджетных средств.
Крупные расходы связаны со строительством гос. предприятий, выплатой компенсаций бывшим собственникам национализиров. предприятий, К гос. расходам относятся также предоставление кредитов иностр, гос-вам, выдача субсидий фермерам с целью сокращения посевных площадей (напр в США) и др. Растущая роль расходов бюджетов капиталистич. гос-в по обеспечению расширенного воспроиз-ва частнокапиталистич. собственности на средства произ-ва сказывается и в росте бюджетных расходов на создание инфраструктуры - строительство дорог, мостов, портов, аэродромов, газопроводов и др. подобных объектов. Особенность строительства этих объектов в том, что они имеют высокую капиталоёмкость и малую рентабельность и поэтому их невыгодно развивать на базе частнокапиталистич. собственности. Часть расходов по финансированию развития и поддержания инфраструктуры осуществляют местные бюджеты,
В эпоху империализма резко увеличиваются также расходы на содержание гос. аппарат а - чиновников, полиции, суда и т. д, В то же время средства, выделяемые для социально-культурных нужд (образование, здравоохранение и т. д,), явно недостаточны по сравнению с фактич, потребностями, Даже в такой крупнейшей капиталистич. стране, как США, средства, ассигнуемые на здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение, относительно невелики, И это несмотря на то, что в эпоху гос.-монополистич. капитализма бурж. гос-во вынуждено под влиянием классовой борьбы и растущих требований трудящихся, а также в силу научно-технич, революции несколько увеличить расходы на социально-культурные цели, мн. статьи расходной части гос. бюджета, в т. ч. расходы на образование и здравоохранение, также включают т. н. скрытые ассигнования на воен. цели. Это расходы на воен. обучение молодёжи, на воен. н.-и. центры и ин-ты и т. п.
В табл. 1 и 2 приведены данные, характеризующие структуру расходов гос. бюджетов США и Великобритании.
Доходы государственных бюджетов капиталистических стран. Подавляющая часть всех доходов гос. бюджетов капиталистических стран формируется за счёт налогов. Так, в гос. бюджете Франции на 1971 налоговые поступления составляли 91,5% всех бюджетных доходов, в США 98%, в Великобритании 96,7%. Без налогов невозможно существование капиталистического гос-ва; они составляют его экономич. основу, как указывал К, Маркс, Налоги при капитализме изымаются в форме подоходного налога с населения, налогов на прибыли корпораций, акцизов и таможенных пошлин, налогов с наследства и дарений и т. д. (см. Налоги), Это означает, что ресурсы бюджетов капиталистич. стран формируются в основном путём принудит. перераспределения доходов населения посредством налогов.

На долю неналоговых доходов (поступления от гос. х-в, имущества и т. п.) приходится от 4 до 9%. Хотя налоговый пресс все более усиливается, однако налогов не хватает для покрытия всё возрастающих расходов бурж. гос-ва, что вызывает хронич. дефицит гос. бюджетов.

В табл. 3 и 4 приведены данные о доходах гос. бюджета США и Великобритании.

Неустойчивость бюджета капиталистич. стран. Бюджетные дефициты. Для периода домонополистич, капитализма (эпоха свободной конкуренции) характерна тенденция к сбалансированию бюджетов, т. е, к установлению равновесия в бюджете (уравновешивание отношений между гос. доходами и расходами). В тот период гос. бюджеты таких стран, как Великобритания, США, отличались относит. устойчивостью. Это объяснялось сравнительно небольшим уд. весом непроизводит. воен. расходов и относительно высокими темпами экономич. роста. Во Франции, Италии и царской России на протяжении всего 19 в. бюджеты почти постоянно оставались несбалансированными. Характерной особенностью совр. Б. г. к. с. является их систематич. дефицитность, поскольку темпы роста бюджетных (в особенности военных) расходов намного опережают поступления средств в бюджет. За период с 1949 по 1971 гос. бюджет США был дефицитен 18 раз. В Великобритании с 1950 бюджет был бездефицитным только дважды. Для покрытия дефицитов бюджета широко используются повышение налоговых ставок и введение новых налогов, займы и эмиссия бум. денег, что приводит к резкому обесценению нац. валют (доллара, фунта стерлингов и др.). Осн. причина образования бюджетных дефицитов в развитых капиталистич. странах - милитаризация экономики.

Теоретики бурж. политич. экономии считают, что гос-во при помощи бюджета должно оказывать помощь капиталистам, и потому они выступают за всемерное увеличение расходов, рассматривают дефицит как нормальное состояние гос. бюджета. В социальном смысле эта теория оправдывает рост гос. долга, налогов, всей своей тяжестью падающих на плечи трудящихся.
Бюджетная классификация. Бюджетная классификация (группировка) отражает социально-экономич. природу гос. бюджета. В капиталистич. странах применяется сложная и излишне детализированная система классификации расходов и доходов бюджета с целью скрыть источники бюджетных средств и каналы их направления, затруднить и сделать невозможным парламентский контроль за гос. финансами, замаскировать финанс. махинации. По словам К. Маркса, бурж. пр-ва практикуют «... подозрительные фокусы в группировке цифр, в подсчетах...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 7, с. 81). Эти слова сохраняют своё значение и в совр. условиях.
В капиталистич. странах обычно проводится ведомственная, предметно-целевая и смешанная бюджетная классификация. При ведомственной классификации расходы бюджета распределяются по адм. признаку. В этом случае фактич. распределение гос. расходов значительно искажается, т. к. подобная группировка не даёт возможности определить, на какие цели расходуются ресурсы гос. бюджета. Поскольку по смете одного и того же ведомства могут проходить совершенно разные расходы, создаётся возможность скрыть общую сумму расходов по той или иной статье. Этот принцип применяется в большинстве капиталистич. стран. При предметно-целевой классификации расходы бюджета определяются по их целевому назначению (на вооружение, выплату процентов по гос. долгу, строительство и т. д.). Недостаток такой классификации состоит в том, что она не в полной мере отражает, на какие же цели гос-во расходует средства, т. к. однородные в социально-экономич. отношении расходы не объединяются. Смешанная классификация (широко применяется, напр., в Великобритании) сочетает ведомственный и предметно-целевой принцип. Доходы классифицируются по источникам, либо по видам, а также по адм. учреждениям.
Бюджетное устройство. Бюджетное устройство в капиталистич. странах характеризует установленные законом взаимоотношения между отд. звеньями бюджетной системы (гос. бюджет, местные бюджеты). Форма этих взаимоотношений такова, что местные органы находятся в постоянной финанс. зависимости от центр. пр-ва. В руках центр. органов власти концентрируются все осн. доходные источники, а местным бюджетам передаются второстепенные доходы. Поскольку второстепенными доходами расходная часть нижестоящих бюджетов, как правило, не обеспечивается, применяется система отчислений (пособий) в пользу местных бюджетов. Эти пособия предоставляются в форме дотаций, т. е. прямых ассигнований с целью покрытия дефицита без целевого назначения, и в форме субвенций - дотаций с определ. целевым назначением. Автономия местных бюджетов при капитализме носит формальный характер, является своего рода ширмой для маскировки господства буржуазии над местными финансами. Компетенция органов местного самоуправления в области бюджета крайне ограничена. В США, напр., поскольку бюджеты штатов и местных органов власти сводятся с дефицитом, они получают из федерального бюджета пособия в форме субвенций, к-рые, однако, не покрывают полностью расходов местных бюджетов. Для улучшения своего финанс. состояния местные власти идут на повышение местных налогов и тарифов на коммунально-бытовые услуги, ограничивая одновременно ассигнования на здравоохранение, просвещение и др. социально-культурные мероприятия. См. также Бюджетная система капиталистических стран.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.