Бюджетный набор

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Бюджетный набор
перечень товаров и услуг, характеризующий объем (в расчете на семью или на душу населения) и структуру потребления. Применяется для расчетов бюджетного индекса.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

БЮДЖЕТНЫЙ НАБОР
(в России 20-х годов) – включал 15 видов продуктов питания и 9 товаров первой необходимости. В условиях того времени стоимость Б. н. служила денежной единицей: одна десятая стоимости такого набора носила название условный бюджетный рубль, т. е. весь набор стоил 10 бюджетных рублей. В эти годы на заработную плату семьи из двух человек с одним работающим можно было ежемесячно купить от 1,18 до 2,04 таких Б. н. Для сравнения в 1913 г. на среднюю заработную плату рабочих крупной промышленности в расчете на двух членов семьи можно было купить ежемесячно 2,49 таких же Б. н.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Бюджетный набор
перечень товаров и услуг, характеризующий объем (в расчете на семью или на душу населения) и структуру потребления. Применяется для расчетов бюджетного индекса и для характеристики уровня жизни семей. Бюджетный набор складывается из продуктов питания, промышленных товаров и услуг. Наиболее обосновано рассчитывается набор продуктов питания, где критерием служат физиологические нормы потребления. Составление наборов промышленных товаров и услуг (которые претерпевают значительные изменения) намного сложнее и менее обосновано. Известны типы бюджетного набора: прожиточный минимум, бюджет достатка и нормативный (конструктивный) бюджет. При помощи таких бюджетных наборов устанавливаются различные уровни этом случае во многом зависит от индивидуальных вкусов исследователей. Второй метод основан главным образом на изучении закономерностей фактических бюджетов и лишь отчасти — на экспертных оценках. Нормативные расчеты охватывают около 75—80 % статей бюджетного набора.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

БЮДЖЕТНЫЙ НАБОР
набор товаров и услуг, который призван отображать размеры и структуру потребления различных групп населения. Данные бюджетного набора используются для исчисления прожиточного минимума (см.), для характеристики жизненного уровня. В качестве наиболее достоверной исходной базы для определения бюджетного набора могут служить систематически проводимые бюджетные обследования. В СССР эти обследования проводятся ЦСУ. В капиталистических странах отбор семей для обследования производится обычно тенденциозно. Так, в США при бюджетном обследовании в 1934—1936 гг., наиболее крупном бюджетном обследовании в капиталистических странах, среди отобранных для обследования семей удельный вес неквалифицированных рабочих, т. е. рабочих с наиболее низкой заработной платой, был в 2,5 раза ниже удельного веса этих рабочих в общем числе рабочих в США. И наоборот, был значительно преувеличен удельный вес квалифицированных рабочих, получающих относительно высокую заработную плату. Среди отобранных семей вовсе не были представлены безработные. Нередко общее число семей, отобранных для бюджетных обследований, проводимых в капиталистических странах, является столь незначительным, что сведения, полученные при их обследовании, не могут служить базой для определения бюджетного набора трудящихся. В капиталистических странах интервалы между бюджетными обследованиями нередко измеряются десятилетиями. Столь длительные интервалы между бюджетными обследованиями приводят к тому, что составленные на их основе данные о бюджетном наборе не отражают существенных изменений, происшедших за этот период в потреблении соответствующих групп трудящихся, и не дают правильного представления о действительном материальном положении трудящихся в капиталистических странах.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

БЮДЖЕТНЫЙ НАБОР
совокупность материальных благ и услуг, потребляемых через бюджет семьи, характеризующих объём и структуру потребления. Применяется при изучении уровня жизни населения. В состав Б. н. входят продукты питания, ткани, одежда и обувь, мебель и предметы хоз.-бытового обихода, др. товары, а также потребительские услуги культурно-бытового назначения. Стоимость Б. н. определяется по средним розничным ценам на товары и тарифам на услуги. Различают фактич. и нормативные (конструктивные) Б. п. (см. Бюджет потребительский).
Фактические Б. н. отражают сложившийся уровень и структуру потребления и исчисляются на основе данных спец. статистич. обследования (см. Статистика потребления населения). Такой набор раскрывает существующие соотношения в структуре потребления: между товарными и нетоварными расходами, внутри отд. товарных групп и т. д. Анализ фактич. Б. н. в СССР показывает, что структура потребления становится более прогрессивной: сокращается потребление хлебных продуктов, возрастает потребление продуктов, содержащих наиболее ценные питат. вещества (мяса, молока и молочных продуктов, яиц, фруктов и овощей). С ростом доходов систематически увеличивается потребление непродовольств. товаров. Особенно растут расходы на приобретение предметов длит. пользования. Б. н. для отд. социально-демографич. групп населения и р-нов страны позволяют оценивать различия в фактич. потреблении. Используются они также для определения движения цен на осн. товары нар. потребления (см. Индексы).
Нормативные бюджеты рассчитываются с помощью научно обоснованных норм потребления, отражающих физиология, потребности человека в определ. количестве калорий и различных питат. веществ, предполагая такой набор благ, который постоянно должен находиться в пользовании семьи или отд. её членов и учитывать привычные потребности человека на те или иные виды услуг.
Физиология, нормы питания, дифференцированные в зависимости от возраста людей, условий труда и природно-климатич. особенностей р-нов СССР, разрабатываются Ин-том питания АМН СССР. Они предполагают полную эквивалентность энергетич. затрат организма и удовлетворение потребностей человека в определ. наборе питат. веществ с учётом всех биохимия, элементов. Эти нормы могут быть реализованы в различных наборах конкретных пищевых продуктов, неодинаковых по стоимости и учитывающих традиции в потреблении в том или ином р-не страны. Задача определения миним. по стоимости набора продуктов питания (т. н. задача диеты) решается методами линейного программирования. Нормы годового потребления непродовольств. товаров, относящихся к предметам длит. пользования (в отличие от предметов потребления кратковременного или однократного пользования), определяются исходя из научно обоснованных наборов бытового имущества (необходимого потребительского фонда), к-рые постоянно находятся в личном и семейном пользовании. Учитываются также установленные для этих предметов сроки их службы и состояние физич. и морального износа. Такие нормы разрабатываются Н.-и. ин-том торговли и обществ. питания (НИИТОП) и Всесоюзным н.-и. ин-том по изучению спроса населения на товары нар. потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС) совместно с рядом отраслевых ин-тов для различных половозрастных групп населения и климатич. зон страны.
В зависимости от состава потребностей и степени их удовлетворения различаются: миним. Б. н. (т. н. прожиточный минимум), рациональный бюджет и бюджет достатка (оптимальный набор). Минимальный Б. н. отражает уровень потребления, удовлетворяющий осн. насущные потребности человека при миним. стоимости. Он включает удовлетворение не только физиологии. потребностей, но и культурных, социально-бытовых, определяемых история, развитием общества. Уровень и структура этих потребностей зависят от развития производит. сил, изменения материального и культурного уровня жизни в стране, от сложившихся традиций, структуры и интенсивности труда. Миним. набор соответствует такому объёму потребления, который необходим и достаточен для нормального воспроиз-ва рабочей силы, занятой неквалифициров. трудом. Задачи долгосрочных прогнозов и необходимость оценки потребностей общества привели к созданию т. н. рационального бюджета. Он отражает объём и структуру потребления, удовлетворяющую, по существующим в данное время представлениям, разумные общественно необходимые потребности населения. Такой бюджет включает ок. 100 наименований материальных благ и большинство видов услуг. В основу расчётов рационального Б. н. положены научно обоснованные нормы потребления продуктов питания; по тканям, одежде и обуви, по товарам длит. пользования, по прочим непродовольств. товарам и видам услуг. Нормативные расчёты охватывают ок. 75 - 80% бюджета. Рациональный бюджет применяется: 1) при перспективном планировании (является ориентиром для разработки гипотезы потребления, на базе которой выявляется заказ пром-сти); 2) при оценке фактич. потребления (показывает условно степень удовлетворения потребностей); 3) при обосновании планов повышения уровня жизни (характеризует общий размер реальных доходов, необходимых для полного удовлетворения разумных потребностей людей). Рациональный бюджет не связан с возможностями произ-ва и целиком базируется на представлениях науки о потребностях людей. В отличие от него, нормативный бюджет достатка предполагает такой набор потребления, который соответствует макс. удовлетворению потребностей людей при заданных объёмах произ-ва осн. потребительских благ. Поэтому его расчёт связывается с определ. плановым периодом и увязывается с проектировками производства на этот период.
Б. н. определяются в среднем на душу населения, на типичную семью (напр., двое взрослых - оба работают, и двое детей - мальчик 14 лет и девочка 8 лет), на работающего, в разрезе обществ. групп (семьи рабочих, колхозников, пенсионеров, стипендиатов). Для учёта специфики потребления населения в различных р-нах страны Б. н. различают по территориальному признаку. Расчёты нормативных бюджетов достаточно хорошо формализуются и программируются на ЭВМ.
Фактич. Б. н. меняются вместе со сдвигами в фактич. потреблении, нормативные - с изменениями наших потребностей и представлений о них, вызываемых развитием произ-ва, науки и техники, совершенствованием распределит, отношений. В ряде капиталистич. стран исчисляются миним. Б. н., используемые для определения ставок заработной платы при заключении коллективных договоров. Кроме того, Б. н. применяются при вычислении индекса стоимости жизни.
В США в 1920 - 62 нормативный бюджет рабочего и служащего разрабатывался К-том для исследования социальной экономики при Калифорнийском ун-те под назв. «бюджет Геллера», с 1963 его составляет Бюро статистики труда Мин-ва труда (БСТ) (см. Геллера бюджет).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.