БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Найдено 1 определение
БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ
англ. budgetary mechanism) – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. Б.м. используется для целенаправл. воздействия на экономику через формы организации бюдж. отношений, методы мобилизации бюдж. средств, условия и принципы их расходования и через величину бюдж. средств, мобилизуемых и используемых гос-вом, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономич. содержания разных групп бюдж. отношений в структуре Б.м. выделяют три звена: механизм мобилизации ден. средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюдж. средств путем их предоставления юридич. и физич. лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финанс. ресурсов. В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюдж. расходов, доходов и поступлений. Так, элементами звена мобилизации ден. средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль орг-ций, налог на доходы физич. лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим гос-ву, и др.); звена предоставления бюдж. средств – конкретные виды бюдж. расходов [на содержание аппарата управления, на федер. (регион., муницип.) целевые программы, на погашение гос. (муницип.) долга и т.д.]; звена межбюджетного распределения и перераспределения финанс. ресурсов – формы поступления средств в процессе межбюдж. распределения и перераспределения финанс. ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.). Функционируют звенья Б.м. с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюдж. ресурсов. Способы исчисления бюдж. доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюдж. финансирования, различного рода санкции и т.п. – это части Б.м., предопределяющие возможности количеств. и качеств. воздействия бюджета на экономику. При этом количеств. влияние характеризуется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюдж. средств. В зависимости от того, сколько и где изымается ден. средств в распоряжение гос-ва, куда и в каких объемах направляются бюдж. ассигнования, формируются возможности расширения обществ. произ-ва, повышения его технич. оснащенности, роста квалификации кадров, улучшения социально-культурного обслуживания населения и т.д. Качеств. воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды доходов и расходов бюджета на экономич. интересы хозяйствующих субъектов. Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей Б.м. позволяет ускорять или замедлять социально-экономич. процессы, инициировать достижение желаемых результатов. В структуре Б.м. могут выделяться также отд. блоки, что обусловлено функцион. особенностями управления бюдж. отношениями. При функционально-управленч. подходе к Б.м. в его составе выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования; исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д. Каждому из блоков свойственны специфич. методы (способы, приемы), с помощью к-рых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюдж. планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюдж. средств на уровне федерации, регионов, муницип. образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются не только для оперативного управления бюдж. отношениями, но и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муницип. образованиях. Адресность бюдж. показателей, отражающих через конкретные статьи доходов и расходов многообразные связи бюджета с отраслями экономики, служит основой для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях обществ. произ-ва. Через бюдж. показатели можно следить за экономич. и соц. процессами, расценивая отклонения фактич. данных от ранее запланир. как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений. На построение Б.м. существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Напр., в федеративных гос-вах в зависимости от уровня управления бюдж. процессами в Б.м. выделяют три звена функционирования: федер. бюджет; региональные бюджеты; местные бюджеты. Содержание звеньев, частей и блоков Б.м. на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловл. (и предопредел.) совокупностью бюджетных прав, закрепл. за федеральными, региональными и муницип. органами и отраж. в бюджетном законодательстве. Б.м. является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики гос-ва, регионов, муницип. образований. С его помощью гос. и муницип. органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в осн. направлениях финансовой и бюджетной политики на соответств. период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставл. ходом экономич. и соц. развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и Б.м. Особенно большие изменения происходят при смене общественно-экономических формаций и методов хозяйствования. Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования сопровождался коренной перестройкой всего Б.м., к-рый во всех его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты: прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов; бульшую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д. Совершенствование Б.м. продолжается в соответствии с «Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.». Реализация намеченных в Программе мер будет способствовать постепенному превращению российского бюджета в один из главных инструментов государства при осуществлении экономических и социальных преобразований

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
416.08 кб

Применение механизма бюджетных правил в России

Мусаев Расул Абдуллаевич, Малахов Антон Андреевич
В статье анализируются принципы работы бюджетных правил в России. Проводится сравнение с лучшей практикой применениябюджетных правил.
Читать PDF
112.52 кб

Совершенствование бюджетного механизма финансирования АПК

Тогузова Индира Заурбековна, Урумова Заира Сулеймановна
За последнее десятилетие финансовая политика государства в отношении сельскохозяйственного комплекса значительно изменилась.
Читать PDF
465.71 кб

Бюджетно-правовые механизмы реализации социальной политики

Афонина Екатерина Владимировна
Анализируется практика и перспективы применения бюджетно-правовых инструментов государственного управления в период преодоления кризисных явлений в экономике.
Читать PDF
370.55 кб

Развитие налогово-бюджетного механизма региональной политики

Козлов Н. И.
Рассмотрены проблемы соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти, раскрыты противоречия вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов.
Читать PDF
373.47 кб

Страховые механизмы в обеспечении экономии бюджетных средств

Хоминич Ирина Петровна
Статья посвящена страхованию как источнику экономии средств федерального бюджета. Рассмотрены тенденции нарастания катастрофических рисков и частно-государственные страховые программы.
Читать PDF
124.60 кб

Развитие механизма бюджетного обеспечения сельского хозяйства

Барышников Н. Г., Самыгин Д. Ю.
Читать PDF
4.14 мб

Бюджетные механизмы стабилизационной финансовой политики России

Дьяченко М.В.
В статье рассмотрена эволюция стабилизационной финансовой политики России на основе использования бюджетных механизмов Стабилизационного фонда РФ, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Читать PDF
198.78 кб

Бюджетный механизм обеспечения развития социальной инфраструктуры

Величко А. В.
В статье рассмотрена модель бюджетного механизма обеспечения развития социальной инфраструктуры и определены приоритетные задачи и направления бюджетного финансирования социальной сферы.
Читать PDF
210.18 кб

Инструменты и механизмы легализации (отмывания) бюджетных средств

Янишевский А.Б.
Рассмотрены инструменты и механизмы легализации (отмывания) бюджетных средств, преступления в сфере бюджетного финансирования.
Читать PDF
339.82 кб

Модели и механизмы бюджетного управления поставками на предприятии

Гришанов Дмитрий Геннадиевич
Читать PDF
154.03 кб

Перспективы развития механизма субсидирования бюджетных учреждений

Васюнина М.Л.
В статье отмечается, что важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений.
Читать PDF
340.66 кб

Развитие бюджетного механизма региональной инвестиционной политики

Плахова Л.В.
При разработке стратегии развития региона оптимальное разграничение налогов, отвечающее интересам каждого из бюджетов, играет ключевую роль.
Читать PDF
514.75 кб

Кредитные и бюджетные механизмы финансирования инвестиций в России

Иванов В.В.
В статье анализируются причины снижения инвестиционной активности в российской экономике.
Читать PDF
309.38 кб

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Смирнов Евгений Николаевич, Болотин Денис Валерьевич
Предметом исследования в данной статье является денежно-кредитная политика Европейского союза (ЕС), нацелена на преодоление дефицитов бюджетов стран -членов ЕС.
Читать PDF
4.11 мб

Развитие механизма бюджетного выравнивания на субфедеральном уровне

Артемьева С.С., Макейкина С.М.