Бюджетный федерализм

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бюджетный федерализм
система трансфертов (дотаций), на основе которой федеральное правительство делится своими доходами с правительствами субъектов федерации и местными органами власти; разделение доходов и функций между отдельными звеньями финансовой системы  

Источник: Учебно-методическое пособие по курсу "Государственное регулирование рыночной экономики"

ФЕДЕРАЛИЗМ БЮДЖЕТНЫЙ
форма организации бюджетных отношений, позволяющая органично сочетать фискальные интересы федерации с интересами ее субъектов; разграничивать бюджетные полномочия, бюджетные расходы и доходы; распределять и перераспределять бюджетные ресурсы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации, выравнивая бюджетную обеспеченность территорий, оказавшихся в раз ных социально-экономических, географических, климатических и пр. условиях.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в мировой экономической литературе не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений.
Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Для Российской Федерации с ее огромной территорией, географической протяженностью, федеративным характером государственного устройства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.

Источник: Экономический словарь

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
англ. budget federalism) – способ построения бюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы – федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, – обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов. К осн. принципам Б.ф. относятся: единство общегос. интересов и интересов населения, проживающего на тер. субъектов федерации и входящих в них муницип. образований, по бюджетным вопросам; сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики гос-ва; сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении доходов в процессе бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы; высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюдж. обеспеченность на базе налогового потенциала соответств. территории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения; активное участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики гос-ва, включая межбюджетные отношения. К федеративным гос-вам, где в той или иной степени реализуется Б.ф., относятся: Швейцария, Германия, США, Канада, Российская Федерация, Австрия, Бельгия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Австралия. РФ входит в число асимметричных федераций. Принцип равенства прав субъектов РФ, зафиксир. в Конституции РФ, не исключает различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся историч., социально-экономич. и политич. условиям функционирования субъектов РФ. Это предопределяет объективное требование – учитывать их в межбюджетных отношениях. Однако при всех различиях в межбюдж. отношениях, складывающихся между отд. субъектами РФ с федер. центром, они не должны противоречить интересам др. субъектов РФ и Российской Федерации в целом. Поэтому асимметричность федерации не означает отклонения от принципов федерализма. Для классических федераций характерен высокий уровень автономии отд. государственно-территориальных образований. Такая автономия не противоречит, а, наоборот, отвечает задаче обеспечения целостности страны. В то же время для сохранения единства федеративного гос-ва высокая степень автономии субъектов федерации и соответственно их бюджетов должна иметь определ. пределы, иначе может последовать распад федерации. Не является отступлением от принципов федерализма разная степень автономии субъектов федерации, если она вызвана объективными причинами. Так, в Канаде особый статус получила провинция Квебек. В Австралии особые налоговые привилегии (спец. налоговый режим) предоставлены Северной Территории – с ней федеральный центр заключил спец. бюджетное соглашение. В США особые привилегии в разграничении налогов получил штат Аляска, когда возникла необходимость выровнять его социальноэкономическое развитие до среднего по стране уровня (после того как поставл. задача была решена, попытки федерального центра устранить предоставл. Аляске привилегии оказались безуспешными, т.к. это не было заранее обусловлено договором). Для федерации договорные отношения имеют важное значение: единство федеративного гос-ва обеспечивается не силой, а взаимовыгодой. (Особый статус имеют и нек-рые административно-территориальные образования в унитарных гос-вах: Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, Страна Басков и Каталония в Испании и др.). В связи с тем, что в Конституции РФ предусмотрено большое число предметов совместного ведения (их 40 согласно ст. 72), правовое регулирование по ним, включая и распределение бюдж. ресурсов, может осуществляться на договорной основе и через федеральные законы

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.05 мб

Бюджетный федерализм в России

Морозов Олег Викторович
Социально-экономические, институциональные, управленческие и исто рические особенности федеративного устройства Российской Федерации при вели к формированию сложной модели бюджетного федерализма.
Читать PDF
113.31 кб

Основные черты бюджетного федерализма

Рутковская Наталья Сергеевна
В статье рассматриваются сущность бюджетного федерализма и его модели в мировой практике.
Читать PDF
296.46 кб

Модели бюджетно-налогового федерализма

Каткова В. С.
В статье описана модель бюджетно-налогового федерализма в Российской Федерации. Пред ставлено авторское видение дефиниции бюджетно-налогового федерализма.
Читать PDF
185.94 кб

Бюджетный федерализм: состояние кризиса

Швецов Юрий Геннадьевич
Рассматриваются вопросы кризисного состояния системы бюджетного регулирования в России и перспектив его преодоления.
Читать PDF
129.54 кб

Бюджетный федерализм: понятие и сущность

Савиных Татьяна Сергеевна
Раскрывается сущность бюджетного федерализма. Формируется его определение. Даются разные подходы к бюджетному федерализму. Характеризуется система принципов бюджетного федерализма.
Читать PDF
280.03 кб

Проблемы бюджетного федерализма в России

Матвеева Екатерина Николаевна
в статье анализируются основные проблемы бюджетного федерализма, основной из которых становится достижение вертикальной и горизонтальной сбалансированности.
Читать PDF
1.74 мб

Тупик российского бюджетного федерализма

Швецов Ю.Г.
Предмет. Во всем мире основополагающим принципом бюджетного федерализма является децентрализация бюджетной системы, позволяющая максимально полно учесть интересы проживающего на той или иной территории населения.
Читать PDF
1.46 мб

Тупик российского бюджетного федерализма

Юрий Геннадьевич Швецов
Предмет. Во всем мире основополагающим принципом бюджетного федерализма является децентрализация бюджетной системы, позволяющая максимально полно учесть интересы проживающего на той или иной территории населения.
Читать PDF
902.34 кб

К вопросу о моделях бюджетного федерализма

Кононова Е.Н., Попова М.С., Проскуряков С.В.
In the article approaches to the understanding of essence and models of budgetary federalism are analyzed, bases of various classifications of types of budgetary systems are revealed, features of Russian model of budgetary federal
Читать PDF
279.60 кб

Особенности бюджетного федерализма в России

Казаков Владимир Владимирович, Савиных Татьяна Сергеевна
Рассматриваются особенности развития бюджетного федерализма в России и его противоречия, проанализированы факторы, влияющие на финансовые потребности регионов.
Читать PDF
246.22 кб

Теоретические основы бюджетного федерализма

Шмакова Светлана Александровна
В статье анализируются различные подходы к толкованию содержания бюджетного федерализма, в том числе как одного из основных составляющих элементов принципа федерализма.
Читать PDF
102.82 кб

Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения

Арыкбаев Равиль Каримович, Набиев Рамазан Абдулмуминович
Раскрыта сущность бюджетного федерализма, показаны различные подходы к выравниванию бюджетных систем. Рассмотрены децентрализованная и кооперативная модели бюджетного федерализма.
Читать PDF
910.53 кб

О состоянии российского бюджетного федерализма

Швецов Юрий Геннадьевич
В статье рассматриваются вопросы кризисного состояния системы бюджетного регулирования в России и перспективы его преодоления.
Читать PDF
218.39 кб

Бюджетный федерализм в России: сценарии развития

Казаков В. В.
Обсуждаются проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации и возможные сценарии его развития с учетом международного опыта и проецированием его в российскую действительность.
Читать PDF
167.12 кб

Бюджетный федерализм в России и мировой практике

Докальская В.К.
Изучение вопросов развития бюджетного федерализма в РФ, как связующего звена всей системы социально-экономических преобразований, положенных в основу стратегии развития страны на период до 2010 г.