Бюджетная система Российской Федерации

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЮДЖЕТНАЯ
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты.

Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это определение Б.с. РФ, данное в Бюджетном кодексе РФ, исходит из расширенной трактовки бюджетной системы, к-рая подразделяется на три уровня и включает: на 1-м уровне – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; на 2-м уровне – бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; на 3-м – местные бюджеты. Поскольку 89 субъектов Федерации имеют разный государственно-правовой статус, то 2-й уровень Б.с. РФ представлен 5 разл. видами региональных бюджетов; среди них: 21 бюджет республик в составе России, 6 бюджетов краев, 49 бюджетов областей, 1 бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов, 2 бюджета городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. 3-й уровень Б.с. РФ тоже представлен разными видами бюджетов. В зависимости от видов муницип. образований, на территории к-рых функционируют соответств. местные бюджеты, своей численностью выделяются районные, городские, сельские и поселковые бюджеты; но среди местных бюджетов могут быть и др. их виды, например, бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Общая численность местных бюджетов сегодня составляет около 30 тыс. – по числу муниципальных образований, созданных на территории Российской Федерации. В наст. время Б.с. РФ отражает нек-рые особенности переходного периода, а потому нуждается в дальнейшем совершенствовании. Напр., в ней пока не урегулированы полностью взаимоотношения между бюджетами в тех субъектах Федерации, к-рые представлены разными видами территориальных образований – областями и входящими в них автономными округами. На уровне местных бюджетов еще сохраняется известная иерархия между разными их видами, приводящая к тому, что у сельских и поселковых бюджетов в значит. числе субъектов РФ пока что складываются взаимоотношения с районными бюджетами (т.е. тоже с местными), а не с бюджетами субъектов РФ. Между тем в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995) прямо зафиксировано положение, что «подчиненность одного муниципального образования другому не допускается», а следовательно, бюджеты всех муницип. образований должны иметь равный правовой статус. Одноуровневая модель местного самоуправления обусловливает два возможных пути дальнейшей реорганизации бюджетных взаимосвязей: либо довести государственный уровень управления до районов, восстановив отношения органов районной власти с сельскими и поселковыми органами местного самоуправления; либо сделать самостоятельными муниципальными образованиями непосредственно районы, а села, поселки и т.п. поселения преобразовать в структурные подразделения района с финансированием их расходов по сметам населенных пунктов. При реализации первого пути в Бюджетном кодексе РФ должна быть установлена возможность формирования в субъектах Федерации местных бюджетов разных типов, определена сфера их расходных полномочий, отвечающая предметам ведения органов местного самоуправления, введены единые принципы формирования доходов местных бюджетов разных типов и выравнивания бюджетной обеспеченности муницип. образований. Б.с. РФ, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, строится на 3 принципах: самостоятельность бюджетов; разграничение доходов и расходов между уровнями Б.с. РФ, равенство бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом. (Указанные в ст. 28 Бюджетного кодекса РФ другие принципы не относятся к построению Б.с. РФ, а характеризуют либо бюджетный процесс, либо механизм бюджетного финансирования.) Для построения Б.с. РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет принцип самостоятельности бюджетов. Он означает, что в каждом бюджете должны быть собственные источники доходов; что на любом уровне бюджетной системы органы гос. власти и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств и осуществлять самостоятельно бюджетный процесс; что недопустимо изымать в бюджет вышестоящего уровня доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения нижестоящего бюджета, а также экономию по расходам нижестоящего бюджета, и т.д. Однако правовые нормы, заложенные в действующем Бюджетном кодексе РФ, пока что не способствуют последовательной реализации на практике этого принципа, более того, они препятствуют реальной (а не декларируемой) самостоятельности. Принцип самостоятельности бюджетов не может быть обеспечен без четкого и последовательного воплощения др. принципа – разграничения расходов и доходов между уровнями Б.с. РФ. Процесс разграничения расходов и доходов между бюджетами до конца еще не доведен, поскольку остаются достаточно большими в бюджетах всех уровней расходы, совместно финансируемые из разных бюджетов, а доходы региональных и местных бюджетов формируются в основном за счет средств бюджетного регулирования, а не собств. источников доходов. Для реализации принципа разграничения доходов и расходов огромное значение имеет выработка критериев разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ и видами бюджетов. На смену «советским» критериям, действовавшим в быв. СССР до 1991, должны прийти современные российские критерии. В качестве таких критериев в области разграничения доходов называют фискальную значимость соответств. источника дохода и его экономич. роль в развитии производства товаров и услуг на конкретной территории. Для законодательного отнесения расходов на то или иное звено бюджетной системы могли бы использоваться такие критерии: адекватности бюджетных расходов интересам, удовлетворяемым за счет этих расходов; отнесения расходов на тот уровень бюджетной системы, где от них может быть получена наивысшая эффективность. Очень важен для построения Б.с. РФ принцип равенства бюджетов субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом; он выражает одну из сторон бюджетного федерализма даже в условиях существования асимметричной федерации. Этот принцип логически вытекает из зафиксированного в п. 4 ст. 5 Конституции РФ положения о равенстве прав всех субъектов Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти. Однако механизм реализации принципа равенства бюджетов, зафиксированный в Бюджетном кодексе РФ (ст. 132), не вполне адекватен требованиям нынешнего этапа бюджетной реформы, т.к. предполагает «установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ». Между тем реализация принципа равенства бюджетов требует использования единых методологич. подходов (а не единых нормативов отчислений) к определению размеров финансовой помощи, оказываемой субъектам Федерации из федерального бюджета. Важным шагом по пути совершенствования взаимоотношений между бюджетами разных уровней явились концепция реформирования межбюджетных отношений, разработанная на период 2001–2010, и «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.». Целью принятой 15 авг. 2001 Программы является такое совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации, к-рое позволит органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления проводить самостоят. налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разного уровня. В соответствии с этой целью осн. задачами Программы являются: а) упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ; б) четкое разграничение расходных полномочий между органами власти разного уровня и сокращение «нефинансируемых мандатов»; в) четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней; г) формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финанс. поддержки региональных и местных бюджетов; д) повышение качества управления гос. и муницип. финансами на региональном и местном уровне. Решение этих задач требует проведения соответств. организац. мер, совершенствования правовой базы, регламентирующей бюджетное устройство Российской Федерации, разработки Методических указаний по претворению в жизнь намеченных Программой мер

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
506.70 кб

Учёт поступлений в бюджетную систему Российской Федерации

Мазурова Л. П.
Читать PDF
344.25 кб

Бюджетная система Российской Федерации на этапе реформирования

Путихин Ю. Е., Шеховцева Е. В.
Читать PDF
22.10 мб

Системность в налоговом и бюджетном праве Российской Федерации

Болтинова О.В.
Статья посвящена такому важному качеству права, как системность. Системность права возрастает по мере усложнения и дифференциации общественных отношений и расширения сферы их правового регулирования.
Читать PDF
3.38 мб

Организационные принципы бюджетной системы Российской Федерации

Сабитова Н.М.
В статье отмечается, что с развитием бюджетной системы Российской Федерации принципы ее организации менялись, дополнялись и уточнялись.
Читать PDF
315.58 кб

К вопросу о едином портале бюджетной системы Российской Федерации

Шеховцева Е.В.
В статье рассмотрены основные нормативно-правовые аспекты создания единого портала бюджетной системы Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и системы «Электронный бюджет».
Читать PDF
2.27 мб

Анализ рисков потери доходов бюджетной системы российской Федерации

Косов М.Е.
В статье приведены различные варианты анализа рисков потери доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Читать PDF
180.43 кб

Место регионального бюджета в бюджетной системе Российской Федерации

Израилов Аслан Исаевич
Читать PDF
3.15 мб

Состояние и тенденции асимметрии бюджетной системы Российской Федерации

Р.Ю. Рыбакова
Читать PDF
4.32 мб

О проблемах несбалансированности в бюджетной системе Российской Федерации

Соколова А.А.
В статье проводится оценка развития бюджетной системы и степени ее децентрализации по расходам и доходам, изучаются мотивы несбалансированности федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Читать PDF
719.92 кб

Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации

Пинчукова О.Н., Шенаева Т.А.
Данная статья посвящена местным бюджетам, их роли и значению в бюджетной системе страны. Авторы раскрывают различные понятия, а именно «финансовая система», «бюджет», «бюджетная система», «местный бюджет».
Читать PDF
2.82 мб

Совершенствование системы бюджетного финансирования в Российской Федерации

Н.Н. Парасоцкая
Читать PDF
1.82 мб

Оценка косвенного налогообложения в бюджетной системе российской Федерации

Есаян А.А., Чумаченко К.В.
В настоящей статье рассматриваются ключевые аспекты и проблемы действующей системы косвенного налогообложения в Российской Федерации, анализируется их удельный вес в общем объёме налоговых поступлений бюджетной системы.
Читать PDF
577.66 кб

Резервы роста доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Аландаров Р.А.
В связи с растущими объемами расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проблема поиска новых резервов формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов на разных уровнях управления (федеральном, регио
Читать PDF
196.14 кб

Система управления рисками бюджетного процесса субъекта Российской Федерации

Коробко С. А.
В данной статье представлен алгоритм построения системы управления рисками бюджетного процесса субъекта Российской Федерации. Данный алгоритм разработан и апробирован на конкретном регионе Ростовская область.
Читать PDF
224.58 кб

Организация системы бюджетного контроля на уровне субъекта Российской Федерации

Алексеева Елена Сергеевна
Статья посвящена проблемам организации бюджетного контроля, в частности децентрализованным органам контроля на уровне субъекта Российской Федерации.