БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНАЯ
использование государственных доходов и расходов для воздействия на макроэкономические условия развития национальной экономики.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

Бюджетная политика
политика изменения государственных расходов и доходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей национальной экономики  

Источник: Учебно-методическое пособие по курсу "Государственное регулирование рыночной экономики"

ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНАЯ
программа действий государства, определяющая цели и направления развития бюджетных отношений на перспективу. Преследует как чисто финансовые (рост доходов бюджета, повышение эффективности расходов бюджета, минимизация бюджетного дефицита и т. п.), так и общеэкономические (обеспечение влияния через бюджетные инструменты на социально-экономические процессы) цели.

Источник: Актуальный словарь современной экономики

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Содержание Б.п. многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временнoго аспектов. Будучи частью финансовой политики государства Б.п. является ядром экономич. политики и как таковая выступает средством осуществления экономич. и соц. политики государства. Разработка Б.п. должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временнoм этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи Б.п., определяемые исходя из осн. направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Четко сформулированные цели и задачи Б.п., адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно. И наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени. Научно обоснованная концепция развития бюджета на ближайшее время и отдаленную перспективу в сочетании с осн. направлениями использования бюджетных отношений и конкретными путями их реализации позволяет органично соединить потенциальные свойства бюджета как экономической категории с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Функциональный аспект Б.п. включает: политику в области доходов бюджета (фискальную), политику в области расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политику в области межбюджетных отношений. Временнoй аспект Б.п. состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде; при этом совокупность бюджетных мер тактич. характера должна укладываться в рамки принятой бюджетной стратегии и ни в коем случае не противоречить ей во избежание отрицат. последствий как в бюджетной сфере, так и в целом в экономике. В наст. время во всех странах наблюдается тесное переплетение тактических задач со стратегич. направлениями развития бюджетных отношений; и не случайно вопросы бюджетного прогнозирования и перспективного бюджетного планирования приобрели в соврем. условиях огромное значение. Б.п. осуществляется как на государственном, так и муниципальном уровне (при федеративном устройстве государства – на федеральном, субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях). Без самостоятельной, продуманной и результативной Б.п. не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образования. Основу Б.п. составляют стратегич. направления экономич. и соц. политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономич. и соц. задач. В условиях рынка Б.п. – главный рычаг определения осн. направлений экономич. воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности Б.п. при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них – научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Б.п. не может быть эффективной, если четко не определены осн. ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы гл. цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответств. расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность Б.п. во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке Б.п. участвуют законодат. (представительные) и исполнит. органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, историч. традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке Б.п. принадлежит Президенту РФ, к-рый определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры Б.п., к-рые должны соответствовать общим целям и задачам экономич. и соц. политики государства. К примеру, в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу» содержались осн. ориентиры бюджетной стратегии, направленной на осуществление глобальной налоговой реформы, реализацию Программы экономии государственных расходов и оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам страны, оздоровление бюджета и обеспечение его бездефицитности, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, совершенствование межбюджетных отношений и создание эффективной системы управления государственными финансами. В рамках этих стратегич. целей в Бюджетном послании Президента РФ были намечены первоочередные задачи Б.п. на 2001, ее приоритетные направления. Среди них: принятие налоговых законов, призванных изменить налоговую систему страны, в т.ч. введение единой 13%-ной ставки подоходного налога; проведение инвентаризации и оценки эффективности всех бюджетных расходов и обязательств; сокращение тех государственных обязательств (т.н. «нефинансируемых мандатов»), к-рые не могут быть профинансированы в 2001; концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов; четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней и переход на принципиально иную, чем прежде, систему оказания финансовой помощи регионам; завершение реструктуризации государственного долга; завершение формирования казначейской системы исполнения федерального бюджета и ускорение процесса перевода региональных и местных бюджетов на казначейское их исполнение; обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, переход к управлению государственными активами на новых принципах. Многие из этих приоритетных задач уже решены или решаются. В связи с этим на 2002 определены и конкретизированы те задачи, к-рые должны найти свою реализацию в федеральном бюджете на 2002 и последующий период. Среди них четко выделены 6 крупных направлений бюджетных мероприятий – в области доходов, расходов, межбюджетных отношений, управления государственным долгом, совершенствования казначейских технологий, управления государственными финансами, в каждом из к-рых первоочередные задачи конкретизированы и четко определены. Так, в области бюджетных доходов в 2002 предстоит дальше развивать налоговую реформу, принимая соответств. главы Налогового кодекса и трансформируя налоговую систему в направлении более рационального ее построения, исключения из нее налогов и сборов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, расширения рентных принципов в отношении налоговых платежей за пользование недрами и т.п. Продолжая прежнюю линию в отношении бюджетных расходов, Правительство РФ должно добиваться того, чтобы расходная часть федерального бюджета стала активным инструментом решения важнейших соц. и экономич. задач. С этой целью в 2002 и последующие годы необходимо внедрить в практику бюджетной работы индикаторы результативности затрат государственных средств. Кроме того, в предстоящие годы должна быть изменена система бюджетного финансирования образоват. услуг, проведена пенсионная реформа, изменен механизм финансирования затрат в жилищно-коммун. хозяйстве и т.д. В области межбюджетных отношений будет продолжена политика на установление четкого разграничения расходных и доходных полномочий между разными уровнями власти. Это позволит добиться (при условии обеспечения адекватности бюджетных доходов расходным полномочиям на каждом уровне бюджетной системы) реальной финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований, повысить их заинтересованность и ответственность за эффективное управление бюджетными потоками, обеспечить государственную финансовую поддержку экономическому развитию территорий, провести структурные реформы. Для соврем. России одной из наиболее болезненных и чреватых негативными последствиями является проблема обслуживания государственного долга в связи с накоплением критической его величины. Вот почему сегодня Б.п. в области управления государственным долгом преследует цель – создать единую систему управления внутренним и внешним долгом, к-рая включала бы в себя всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Такая система должна обеспечить соответствие уровня гос. долга и его структуры экономич. возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств. Очень важно для России то, что сегодня признана неэффективной практика привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов и решено в будущем отказаться от таких кредитов, а также кредитов междунар. финансовых организаций на оказание консультационных услуг. В 2002 и последующие годы будет продолжена, как намечено Б.п. России, работа по расширению сферы и совершенствованию казначейских технологий. Важную роль в этом должен сыграть единый счет Федерального казначейства, призванный давать оперативную информацию о доходах и расходах федерального бюджета, сократить срок прохождения бюджетных средств от плательщиков налогов до бюджетополучателей, снизить потребность федерального бюджета в заемных средствах. Среди первоочередных задач, решение к-рых перейдет и на последующие годы, поставлена и задача доработки отд. положений Бюджетного кодекса РФ. Инструментами реализации Б.п. выступают бюджетное право (см. Правовые основы бюджетной системы) и бюджетный механизм. Однако для полной реализации Б.п. и обеспечения ее высокой результативности необходимо, чтобы нормативно-правовая база функционирования бюджета была адекватна условиям развития страны, а бюджетный механизм слаженно и эффективно работал

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.12 мб

Бюджетная политика государства

Сажина М.А.
Читать PDF
777.23 кб

Контуры новой бюджетной политики

Ильин В.В.
Предмет. Предлагаемая статья посвящена анализу и оценке основных факторов экономического роста России в последнее десятилетие, качества макроэкономических прогнозов, фискальной прозрачности и источников бюджетного риска.
Читать PDF
2.10 мб

СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Забнина Галина Геннадьевна, Сорокин И.И.
В статье рассмотрены особенности бюджетной политики и бюджетного планирования на примере Белгородской области.
Читать PDF
1.51 мб

Укрепление бюджетной политики России

Захарова Дарья , Гаст Шарлин Адам
Предлагаемая Вашему вниманию статья является переводом рабочего документа Международного валютного фонда и посвящена проблеме совершенствования бюджетной политики России.
Читать PDF
130.84 кб

Учетная политика бюджетных учреждений

Бескоровайная С. А.
В статье рассказано о нормативно-правовом регулировании учетной политики, порядке и общих принципах ее формирования бюджетными учреждениями.
Читать PDF
1.29 мб

США: новые контуры бюджетной политики

Лебедева Людмила Федоровна, Емельянов Сергей Владимирович
Приход к власти в США президента Д. Трампа может изменить бюджетные приоритеты, в том числе в сфере финансирования исследований и разработок.
Читать PDF
149.12 кб

Учетная политика в бюджетном учреждении

Гарнов И. Ю.
Формирование единых принципов организации бухгалтерского учета необходимое условие деятельности любой организации.
Читать PDF
143.97 кб

Парадоксы российской бюджетной политики

Запорожан Анатолий Яковлевич
Статья посвящена анализу бюджетной политики Правительства РФ по обеспечению макроэкономической стабильности. Обеспечение макроэкономической стабильности в России в 2000-е гг.
Читать PDF
2.08 мб

Эффективность бюджетной политики государства

М.А. Сажина
Читать PDF
613.63 кб

Бюджетно-налоговая политика доходов в России

Ибрагимова Камила Сайпулаховна
Анализируется причина перехода в 2000 году от прогрессивной к плоской ставке налогообложения доходов физических лиц в России и её сохранения в перспективе
Читать PDF
1.55 мб

Бюджетно-налоговая политика Приморского края

Власенко М.Г.
Бюджетно-налоговая политика является неотъемлемой составляющей экономической политики в целом. Для эффективного развития экономики важно поддерживать сбалансированность бюджетно-налоговой политики.
Читать PDF
365.26 кб

ТЕНДЕНЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Пирогова Татьяна Викторовна
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам формирования и реализации бюджетной политики Алтайского края.
Читать PDF
13.07 мб

Методы формирования бюджетной политики региона

Рыжаков Е.Д.
В настоящее время одной из основных экономических и политических задач, стоящих перед Россией, является совершенствование системы межбюджетных отношений между всеми уровнями государственной власти и управления.
Читать PDF
355.14 кб

Бюджетная политика на этапе выхода из рецессии

Сенчагов В.К.
В статье проводится сопоставление прогноза и законодательно утвержденного варианта Федерального бюджета Российской Федерации на 2016 г.
Читать PDF
195.57 кб

Структура учетной политики бюджетных учреждений

Глущенко А. В., Набойщикова Т. Ю.
В статье обоснована необходимость внедрения интегрированной системы учета в бюджетных учреждениях, включающей управленческий, налоговый и бухгалтерский учет.

Похожие термины:

  • Налогово-бюджетная политика

    Решения федерального правительства относительно объема денежных средств, которые оно расходует и собирает в виде налогов с целью достижения полной занятости и свободной от инфляции экономики.
  • Финансово-бюджетная политика

    Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фиск
  • Фискальная/бюджетная политика

    Использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия. Бюджетная политика активно использовалась для поддержания занятости в послевоенные годы; однако монетари
  • бюджетная фискальная политика

    Обычно означает использование налогообложения и государственных расходов (government expenditure) для регулирования совокупного уровня экономической активности. Если уровень безработицы (unemployment) рассмат
  • ФИСКАЛЬНАЯ/НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

    (fiscal policy) Использование налогообложения и государственных расходов в целях оказания воздействия на экономику. Налогово-бюджетная политика реализуется путем изменения налоговых ставок или опред
  • Фискальная финансово-бюджетная политика

    изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного национального продукта.
  • Налогово-бюджетная (фискальная) политика

    (fiscal policy) — совокупность решений о величине государственных расходов и собираемых налогов.
  • СТИМУЛИРУЮЩАЯ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

    (easy fiscal policy) Политика сокращения налогов, увеличения государственных расходов и спокойного отношения к росту бюджетного дефицита и государственного долга. Подобную политику, вероятно, следует пр
  • ПОЛИТИКА НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ

    изменения государственных закупок или чистых налогов, вызванные переменой экономических условий при неизменности законов, регулирующих налоги и закупки.
  • ЖЕСТКАЯ ФИСКАЛЬНАЯ/ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

    (tight fiscal policy) Фискальная/налогово-бюджетная политика, направленная на ограничение эффективного спроса. Она может включать в себя высокие налоговые ставки или низкие государственные расходы. В обо
  • Fiscal policy. Фискальная/бюджетная/налоговая политика

    Регулирование экономической деятельности в стране при помощи налогов. Министерство финансов Великобритании использует различные рычаги регулирования совокупного спроса и государственных расх