Бентам Иеремия

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Бентам Иеремия

Английский философ, основоположник философской школы утилитаризма. Бентам полагал, что личный интерес является единственным стимулом, управляющим действиями человека, а основной заботой человека является стремление к счастью. Задача государства - сделать всех членов общества максимально счастливыми.

Источник: Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика

Бентам Иеремия
(1748— 1832),английский философ, социолог и юрист. Родоначальник этики утилитарианизма — одного из направлений философии. Окончил Оксфордский университет. Член Академии нравственных и политических наук в Париже с 1802 г. В своих философских трактатах защищал идею свободной торговли и неограниченной конкуренции, что обеспечивало бы, по его мнению, справедливость и равенство в обществе.

Источник: Глоссарий. Биографический указатель экономистов. Проект seinst.ru

Иеремия Бентам
Английский социолог, был убежденным сторонником количественных методов исследований. Он стремился распространить на социальную область экспериментальный метод естественных наук. Хотя он и не был первым философским радикалом-утилитаристом, его имя наиболее известно среди них. Его схемы перестройки общества основываются на «принципе наибольшего счастья», согласно которому должны быть предприняты те действия, которые ведут к достижению «наибольшей суммы счастья» в обществе. Считается, что работы Бентама способствовали проведению в Великобритании крупных социальных реформ в первой половине XIX в,

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

Бентам (Bentham) Иеремия (1748-1832)

английский экономист, социолог, философ, родоначальник одного из направлений в английской философии — этики утилитаризма. Основные произведения: «Отрывок об управлении» (1776), «Введение в основание нравственности и законодательства» (1879), «Деонтология, или наука о морали» (1834). Будучи идеологом средней буржуазии эпохи промышленного переворота в Великобритании, считал естественным и идеальным английский капитализм; Бентам защищал идею свободной торговли и ничем не стесненной конкуренции. Сфера законодательства должна ограничиваться в основном имущественными отношениями. Общественный капитал рассматривался им как величина постоянная. Переменный капитал, именуемый им рабочим фондом, выступал в его рассуждениях обособленной частью общественного богатства, зависящий от сил природы, отсюда бесперспективность борьбы рабочих за улучшение своего существования.

Источник: Бизнес-словарь

БЕНТАМ Иеремия
(15.2.1748 - 6.6.1832), английский бурж. социолог, философ, юрист, родоначальник одного из направлений в англ. философии - этики утилитаризма. Окончил Оксфордский ун-т. В 1802 избран членом Академии нравственных и политич. наук в Париже. Осн. произведения: «Отрывок об управлении» («Fragment on government», 1776), опубликованный анонимно, «Введение в основание нравственности и законодательства» («Ап introduction to the principles of morals and legislation», 1879), «Деонтология, или наука о морали» («Deonthology or the science of morality», v. 1 - 2, 1834). Будучи идеологом средней буржуазии эпохи пром. переворота в Великобритании, восхвалял трезвый бурж. рассудок и считал естественным и идеальным англ. капитализм. Б. защищал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость и равенство. Сфера законодательства должна ограничиваться в основном имущественными отношениями. обществ. капитал рассматривался им как величина постоянная. Переменный капитал, именуемый им рабочим фондом, выступал в его рассуждениях обособленной частью обществ. богатства, зависящей от сил природы. Отсюда бесперспективность борьбы рабочих за улучшение своего существования. Средством борьбы с бедностью он считал бережливость и филантропию. Б. выдвинул принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов», заключающий в себе призыв к достижению личного эгоистического преуспевания, будто бы механически увеличивающего общую сумму счастья.
К. Маркс, показывая бурж. характер идей Б., его апологетику частной собственности, подчинение всех существующих отношений отношению полезности, именовал его «...гением буржуазной глупости» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 624, прим.).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Бентам Иеремия
Bentham Jeremy (1748 — 1832)
img border="0" width="140" height="198" src="/upload/content/1579766831_5.files/image004.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/bentham.jpg">
Иеремия (Джереми) Бентам является одним из тех экстраординарных эксцентриков, которых всегда порождала интеллектуальная английская среда. Для большинства студентов в области общественных наук он является философом, основателем «утилитаризма» — а именно, веры в то, что каждое отдельное действие может подчиняться «расчетам счастья», количественному сравнению удовольствия и страданий; более того, он считал, что подобные сравнения могут быть суммированы среди отдельных людей в целях оценки общественного действия и каждое общественное действие должно оцениваться в терминах «наибольшего счастья для наибольшего количества людей». К сожалению, никто не может объяснить, как подобного рода грубый анализ затрат и выгод должен осуществляться в каждом отдельном случае, в результате чего подобные «расчеты счастья» стали вскоре упоминаться не иначе как со смехом и издевательским оттенком. Однако сам Бентам никогда не предполагал, что эти расчеты удовольствия и страданий могут быть более чем рабочей гипотезой для судей и законодателей; это был своеобразный призыв к прагматизму занять место доктрины «естественного права», которая главенствовала в дни жизни самого Бентама.
Кроме того, это был всего лишь один из элементов в программе законодательных и правовых реформ Бентама; другим и гораздо более важным элементом были его невероятно подробные схемы улучшения управления судами, тюрьмами, больницами и школами, расписанные вплоть до вида зданий, распорядка работы судей, начальников тюрем, врачей и учителей, и конкретного плана оплаты их труда. Когда он говорил о реформировании законов о бедности, Законов о фабриках или городской полиции, он предлагал точный план для организации новой службы и подробное описание административных шагов, необходимых для реализации предложенной реформы. Другими словами, он был «отцом» того, что сегодня называется общественным правом, а иногда наукой об управлении. Большинство из его идей были изложены на тысячах неопубликованных страниц в целях распространения среди немногочисленной группы его последователей и ключевых фигур, обладающих политическим влиянием. На протяжении своей жизни он действительно печатался очень мало, главным образом это были «Фрагмент о правительстве» (A Fragment on Government, 1776), «Введение в принципы морали и законодательства» (Ап Introduction to the Principles of Moral and Legislation,1780) и «Основы судебного доказательства» (Rationale of Judicial Evidence, 1827) под редакцией Джона Стюарта Милля*. Собрание его «Трудов» (Works) в 11 томах было опубликовано вскоре после его смерти, но даже оно содержало в себе меньше четверти его совокупного письменного наследия. (Последнее собрание сочинений «Труды и переписка Джереми Бентама» (Works and Correspondence of Jeremy Bentham), выпускаемое издательством Oxford University Press, планируется в 36 томах и вполне может стать более объемным). Короче говоря, он был одним из тех мыслителей, чье влияние не зависело от публикаций, а определялось личными связями. И это влияние было неоспоримым: почти все значительные английские административные реформы в гражданском и уголовном законодательстве в первой половине XIX века были реализованы благодаря работе энергичных учеников Бентама.
Среди его учеников были такие хорошо известные экономисты как Рикардо, Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль. Тем не менее, влияние Бентама на экономические идеи трудно оценить. Во время своей жизни он опубликовал несколько высоко эффективных экономических памфлетов, таких как «В защиту ростовщичества» (Defense of Usury, 1790) и «Предложение без границ» (Supply Without Burthen, 1795), и ряд своих незавершенных экономических рукописей, ходивших среди друзей и сторонников. Все же его экономические идеи, как и многое другое, были так далеко впереди своего времени или, по меньшей мере, так не в духе того времени, что, несомненно, именно поэтому они оказали такое большое влияние на его сторонников. Например, он показал поразительную осведомленность о проблеме неполного использования ресурсов, и при защите денежной экспансии в целях обеспечения полной занятости он использовал ряд концепций, которые обладают родственным сходством с предложениями Дж.М. Кейнса, такими как тезаврация, вынужденные сбережения и равенство сбережений и инвестиций. Более того, он постепенно перешел от ранней фазы экстремального следования политике тори — отрицания того, что хотя бы денежный рынок должен регулироваться государством, — к столь же экстремальному следованию политике партии вигов — защите гарантированной занятости, минимальной заработной платы и многочисленных социальных льгот. Наконец, его размышления об измерении полезности, межличностных сравнениях полезности и принципе уменьшающейся предельной полезности, практически неизвестные его современникам, создали стимул для последующих поколений, и в случае с Джевонсом вдохновили его разработать теорию ценности, основанную на полезности.
Бентам получил образование в Вестминстерской школе, Лондон, и Королевском колледже в Оксфорде. После завершения образования в возрасте 18 лет, он читал курс права в Линкольнз-инн, Лондон (инн — школа подготовки барристеров — прим. перев.) Однако он никогда не практиковал как юрист, а воспользовался доходом от наследства, чтобы посвятить свою жизнь реформе английского общего права. Все его экономические работы были написаны за 18 лет — между 1786 и 1804 годами, после чего он все больше обращался к общим вопросам парламентской реформы, продолжая одновременно заниматься специфическими юридическими вопросами, включая написание целых конституций для новых государств в испаноговорящем мире. Он умер в возрасте 84 лет, прожив достаточно долго для того, чтобы увидеть некоторые их своих политических идей получившими воплощение в билле о реформе парламентского представительства 1832 года. Проживи он еще два года, он мог бы застать Закон об образовании 1833 г., Фабричный закон 1833 г. и новый Закон о бедности 1834 г. и прибавить их к своим достижениям.
Его завещание содержало большое наследство для Юниверсити-колледжа в Лондоне, института, который он помогал создавать, при условии, что его мумифицированные воском останки постоянно будут выставлены на видном месте. Юниверсити-колледж выполнял это условие больше века. Однако сегодня восковое изображение Бентама выносится только раз в год.

Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.

Иеремия Бентам

Иеремия (Джерами) Бентам (1748-1832) - английский правовед и философ-моралист конца XVIII-начала XIX в., основатель утилитаризма.
Бентам родился в семье юриста и, выбирая профессию, пошел по стопам своего отца. Однако главным интересом Бентама в сфере права стало не рутинное зарабатывание денег знанием существующих законов, а исследование того, на каких принципах должны были бы строиться эти законы. Всю свою жизнь Бентам посвятил исследованию теории права, этики и смежных вопросов.
Наиболее известное сочинение Бентама - Введение в основания нравственности и законодательства (1789). Вытекающие из этих принципов экономические выводы и представляют собой основной интерес для экономистов в творчестве этого английского философа.
Однако среди творческого наследия Бентама есть также и несколько непосредственно экономических работ, наиболее известная из которых - Защита ростовщичества (1787) (была написана в России, где автор провел около двух лет по приглашению брата, служившего в имении князя Потемкина). Другие экономические произведения Бентама, оставшиеся при жизни автора неопубликованными, но сохранившиеся в рукописном виде, вышли из печати только в 1950-х гг.4
Итак, в чем же состоит учение Бентама?
В основе теории Бентама лежит этика, построенная на принципе гедонизма (от греч. наслаждение), связывающем нравственное добро с удовольствием, наслаждением. Эта довольно древняя традиция, восходящая к греческому философу Эпикуру и имеющая таких приверженцев в новое время, как Дж. Локк, К. Гельвецкий, Ч. Беккариа, Ф. Хатчесон.
Уже в первой своей работе Отрывок о правительстве (1776) Бентам примыкает к этой традиции, определяя свои убеждения в виде следующей фундаментальной аксиомы: Мерой правильности является наибольшее счастье наивозможно большего числа членов общества (the greatest happiness of the greatest number).
Точно так же Бентам не был оригинален и в определении способа достижения этой цели. Как и многие философы его времени, Бентам полагал, что принцип наибольшего счастья необходимо осуществлять с помощью соответствующего правильного законодательства. Поэтому свои усилия Бентам направил на разработку таких законов.
При разработке законов нужно исходить из следующих двух принципов. Первый - принцип наибольшего счастья - является нормативным ориентиром при принятии решений. Второй - принцип психологического гедонизма - является позитивным представлением о том, как ведут себя люди (следуют своим эгоистическим целям). Закон должен, таким образом, назначать наказания и награды, чтобы учитывать второй принцип поведения людей, заставлять их поступать в соответствии с первым принципом.
В обоих принципах основным понятием является нечто, обозначаемое словом utility и понимаемое как полезность, счастье, удовольствие, наслаждение и т. д. По Бентаму, человек является тварью, стремящейся к удовольствиям. Как писал Бентам, природа поставила человека под управление двух верховных властителей - страдания (pain) и удовольствия (pleasure). Им одним предоставлено определять, чту мы можем делать, и указывать, чту мы должны делать.5 Эта философия полезности, как основной цели и критерия деятельности людей (как потребителей, работников, предпринимателей), стала одной из основных несущих опор экономической теории в XIX-XX вв.
От слова utility и происходит термин утилитаризм, который был придуман Бентамом для обозначения своей теоретической конструкции и вошел в обиход к 1820-м гг. Сегодня утилитаризмом называют систему взглядов, основанную на сенситивистской психологии, этике гедонизма, классической политической экономии и демократической политике.
Понимание общества Бентамом было близко тому, что в современной науке называется атомизмом: общество есть простая сумма индивидов. Поскольку общество, по его определению, - это фиктивное тело, и никакого общественного интереса не существует. Есть только интересы отдельных людей, а общественный интерес можно представить как сумму этих индивидуальных интересов.
Заметим, что в своем уповании на правильные законы Бентам придерживался точки зрения, отличной от точки зрения главного представителя классической политической экономии Адама Смита. Последний исходил из естественной гармонии интересов и верил, что следование частным эгоистическим интересам само способно обеспечить общественное благо. Бентам же полагал, что свобода поведения совершенно не обязательно должна приводить к гармонии интересов. Задача политической экономии в том и заключается, чтобы, пользуясь вторым принципом (люди стремятся к удовольствиям), попытаться понять, где необходимо вмешательство государства, а где - нет. Как писал Бентам, величайшей задачей... является определение того, во что следует и во что не следует вмешиваться правительству. Именно здесь и только здесь имеет практическое значение знание того, что происходит или будет происходить без вмешательства государства [т. е. позитивной теории. ЭШ].6
Чтобы сделать возможным применение этих принципов к построению законодательства, Бентам попытался придать своей моральной философии четкость и определенность. Отсюда его идея исчисления счастья (felicific calculus), в основе которой лежит своеобразная попытка ранжирования удовольствий и страданий. Фундаментальной аксиомой этой арифметики является предположение об однородности удовольствия и его измеримости. Удовольствия, получаемые разными людьми или одним человеком в разное время, могут различаться между собой по семи характеристикам: интенсивность, продолжительность, определенность, близость по времени, плодотворность (способность данного удовольствия производить новые), чистота (несмешанность с попутными страданиями), распространенность (способность доставлять удовольствие другим людям). Но все удовольствия с разными характеристиками, по мнению Бентама, могут быть пересчитаны в однородное удовольствие (первые варианты теории даже содержали приблизительные шкалы, по которым можно осуществить эту процедуру).
По мысли Бентама, подобный расчет мог бы осуществляться в анализе любого законодательного проекта или решения, затрагивающего интересы разных членов общества. С этой целью он предлагал подсчитывать первичные, вторичные и производные удовольствия и страдания, доставляемые соответствующим законопроектом каждому члену общества, а затем суммировать эти оценки и подводить баланс. При невозможности непосредственно соизмерить различные характеристики удовольствий и страданий Бентам предлагал обращаться к их денежным оценкам. Аналогично этому Бентам уделил внимание разработке Lстраданий, или санкций, которые могут назначаться обществом человеку в качестве наказания за нарушение законов. Здесь можно обнаружить в зародыше концепцию современного анализа затрат и выгод.
Изучая правильные принципы устройства общества, Бентам уделил много внимания самым разным общественным институтам (чиновничьему аппарату, тюрьмам, работным домам, образовательной системе, банковской системе и т. д.). Применяя к созданию этих институтов два принципа, Бентам сформулировал в итоге третий принцип - принцип совмещения обязанностей и интересов (duty and interest junction principle). Этот принцип заключался в том, чтобы каждый человек ставился в такие условия, чтобы выполнение профессиональных обязанностей совпадало бы с его личными интересами. Одним из следствий этого принципа было выступление Бентама против фиксированного жалованья служащих (в том числе профессоров университетов), так как оно не связывает вознаграждение с усилиями.
Что касается других экономических идей Бентама, то, как можно заметить, некоторые из них являлись предвосхищением будущего развития экономической теории. В частности, в рассуждениях Бентама, пусть в неразвитом виде, присутствовал и принцип, который позже стал называться принципом предельной полезности. Так, согласно Бентаму, если индивиду дать некоторую сумму денег, то это принесет ему определенное количество удовольствия. Если же затем дать ему точно такую же сумму денег, то дополнительное удовольствие от нее окажется меньшим, чем от первой суммы. Соответственно Бентам считал, что одна и та же сумма денег, будучи добавленной к доходу бедняка, принесет больше счастья, чем такая же сумма, добавленная к доходу богатого. Отсюда он заключил, что определенное перераспределение доходов между богатыми и бедными способно увеличить суммарное количество счастья в обществе.
В вопросах денежной теории и политики Бентам разошелся с рикардианским пониманием нейтральности денег и, вслед за Г. Торнтоном,7 высказывался за активную денежную политику государства. Именно в этой области некоторые идеи Бентама заметно опередили свое время и даже предвосхитили некоторые кейнсианские мотивы. Это касается и трактовки денежной экспансии в качестве средства обеспечения полной занятости; и осмысления такого экономического явления, как Lпридерживание (изъятие из оборота) части денежной массы; и в особенности постановки вопроса о возможности вынужденных сбережений, или, в его терминологии, Lвынужденной бережливости.
В конкретных вопросах экономической политики Бентам был прагматиком. Если в своей ранней работе о ростовщичестве он с либеральных позиций требовал отмены ограничений на величину ссудного процента, то позднее, в ходе дебатов вокруг хлебных законов, он высказывался за прямое административное ограничение цен на зерно. В ряду предлагавшихся им реформ были меры, предвосхищавшие идею социального страхования.
В начале XIX в. Бентам был широко известен прежде всего как активный сторонник либеральных реформ в области законодательства. Он был критиком смертной казни, отстаивал принцип, что неотвратимость наказания важнее его жестокости, выступал за демократизацию избирательного права, в частности за предоставление права голоса женщинам, критически высказывался о наследственной аристократии и даже монархии. Популярность Бентама выходила далеко за границы Англии. Так, российский император Александр I требовал от своей Комиссии по разработке нового законодательства, чтобы во всех сомнительных случаях она обращалась к Бентаму за советами.
В то же время у Бентама было много оппонентов, а его идеи всегда вызывали ожесточенные споры. Так, русский писатель В. Ф. Одоевский посвятил этой теме специальный памфлет-утопию Город без имени (1839), где изобразил страну Бентамию, с тем чтобы показать нежизнеспособность утилитаристской морали.
Наиболее уязвимые стороны бентамовского утилитаризма связаны с упрощенностью принимаемой им модели человеческого поведения, с так и нерешенной проблемой сделать операциональным исчисление счастья. Кроме того, идея суммирования удовольствий и страданий разных людей изначально наталкивается на принципиальную несопоставимость таких оценок, т. е. проблему межличностного сравнения полезностей.
Еще один теоретический изъян в системе Бентама выявил со своей неизменной проницательностью Б. Рассел: Если каждый человек гонится за собственным удовольствием, то как мы сможем гарантировать, что законодатель будет заботиться об удовольствии человечества в целом?.. Если бы ему [Бентаму] поручили составить свод законов для некоторой страны, он исходил бы при этом из того, что, как он был убежден, является интересами общества. Он не преследовал бы при этом свои собственные интересы или (сознательно) интересы своего класса. Но если бы он понял этот факт, он должен был бы изменить свое психологическое учение.8
Однако все несовершенства утилитаризма являются в то же время... и его заслугами. Ведь все они были осознаны на основе утилитаристского анализа. Поэтому заслуги Бентама перед экономической наукой вряд ли можно переоценить. Бентам оказал значительное влияние на развитие экономической науки. Среди его ближайших последователей были известные экономисты-рикардианцы Дж. Милль и его сын Дж. С. Милль. Позднее идеи утилитаризма сыграли важную роль в распространении идей маржиналистской революции: на них опирались такие ее первопроходцы, как Г. Госсен., У. С. Джевонс, Ф. Эджуорт, А. Пигу и в немалой степени А. Маршалл.
ПРИМЕЧАНИЯ:
4 Jeramy Bentham-s Economic Writings: 3 vol. / Ed. by W. Stark. London, 1952v1954.
5 Bentham J. Introduction to the principles of morals and legislation. [1789]. London, 1970. P. 11. - Рус. пер.: Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства // Избр. соч. СПб., 1867. Т. 1.
6 Bentam J. Manuel of political economy // Jeramy Bentham-s Economie Weitings / Ed. by W. Stark. London, 1952.Vol. 1. P. 224. Цит. по: The New Palgrave dictionary of economics. London etс., 1988. Vol. 1. P. 226.
7 Г. Торнтон (1760-1815) - английский экономист, известный своими исследованиями денежного обращения и банковской системы.
8 Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. Т. 2. С. 260v261.

Источник: Биографический словарь: зарубежные экономисты

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
8.99 мб

Портреты ученых-юристов: иеремия Бентам

Савюк Л.К.
В статье предпринят ретроспективный взгляд на воззрения И. Бентама по вопросам государства, права, нравственности, их исторической обусловленности.
Читать PDF
620.12 кб

Представления Иеремии Бентама о государственном устройстве

Сейдеметова Роза Есеновна
Статья посвящена одному из наиболее популярных английских либеральных государствоведов Иеремии Бентаму. Это один из идеологов английской теории утилитаризма. Автор показывает, что И.
Читать PDF
130.51 кб

Уголовно-правовые воззрения Чезаре Беккариа и Иеремиа Бентама

Герасимова Д. А.
В статье дан сравнительный обзор уголовно-правовых взглядов мыслителей XVIII–XIX вв. Чезаре Беккариа и Иеремиа Бентама.
Читать PDF
640.86 кб

Прагматический парламентаризм Иеремии Бентама и современность: общие вопросы

Кудрявцев Максим Александрович
В статье рассматриваются основные положения парламентской доктрины английского правоведа И. Бентама, изложенные им в трактате «Тактика законодательных собраний» одном из самых известных его трудов.