Баланс Народного Хозяйства

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
система экономических показателей, характеризующая в сводном виде основные пропорции и соотношения во всем народном хозяйстве.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

Баланс народного хозяйства
наиболее общая взаимосвязанная система экономических показателей, характеризующая уровень развития экономики, масштабы и темпы воспроизводства, территориальные и отраслевые пропорции.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
система экономических таблиц и показателей, характеризующих основные пропорции, масштабы, темпы и результаты расширенного воспроизводства и взаимосвязанных по методологии и методике разработки.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
система таблиц с экономическими показателями, характеризующими в планируемом (или отчетном) периоде уровень развития экономики, масштабы и темпы расширенного воспроизводства, а также важнейшие общегосударственные пропорции. С помощью Б. н. х. обеспечивается единство и взаимосвязь всех разделов и показателей Государственного плана, планирование важнейших структурных пропорций. Это соотношение между фондом потребления и фондом накопления национального дохода, между объемами производства средств производства и предметов потребления, фондом возмещения и национальным доходом в целом, между денежными доходами (платежеспособным спросом населения) и их обеспечением товарами и платными услугами.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Баланс народного хозяйства
система экономических показателей, отражающих уровень развития экономики, масштабы, темпы и основные народнохозяйственные пропорции социалистического расширенного воспроизводства. Плановые балансы разрабатываются Госпланом СССР и Госпланами союзных республик.
Баланс народного хозяйства состоит из нескольких разделов. В их числе баланс общественного продукта, материальные балансы по важнейшим видам продукции, баланс трудовых ресурсов, денежных доходов и расходов населения, государственный бюджет и многие другие. В частности, составление материальных балансов (самая многочисленная группа балансов) позволяет увязать потребности страны, например, в нефти, угле, стали с возможностями индустрии, произвести требуемое количество каждого из видов продукции.

Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985

Баланс народного хозяйства
система балансовых таблиц, отражающих основные экономические показатели, темпы и пропорции воспроизводства в условиях нерыночной экономики. Баланс народного хозяйства имеет следующие разделы: баланс воспроизводства общественного продукта и национального дохода; баланс труда; баланс национального богатства. Включает показатели баланса производства, потребления и накопления валового общественного продукта (сводный материальный баланс), баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода (сводный финансовый баланс); баланса обращения общественного продукта; межотраслевого баланса производства и распределения продукции и услуг; баланса населения (демографический баланс); баланса трудовых ресурсов; ба ланса квалифицированных кадров рабочих и специалистов; баланса основных фондов; баланса капитальных вложений; межотраслевых балансов труда и основных фондов; баланса финансовых ресурсов государства; баланса денежных доходов и расходов населения.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник

БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
набор взаимосвязанных экономических таблиц, характеризующих процесс и результаты общественного воспроизводства, в условиях плановой нерыночной экономики. Основные таблицы баланса народного хозяйства следующие: баланс производства, потребления и накопления общественного продукта (сводный материальный баланс); баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода (сводный финансовый баланс); баланс трудовых ресурсов; баланс основных фондов народного хозяйства; межотраслевой баланс производства и распределения продукции, а также балансы денежных доходов и расходов населения, капитальных вложений, национального богатства и др. В балансе народного хозяйства экономика подразделяется на две сферы: сферу материального производства (производственную), создающую материальные блага, и непроизводственную, потребляющую материальные блага. Создаваемая в сфере материального производства продукция по стоимости подразделяется на перенесенную стоимость (фонд возмещения) и вновь созданную стоимость (национальный доход). По натурально - вещественной форме созданная в производственной сфере продукция подразделяется на средства производства и предметы потребления. Итоговый результат развития народного хозяйства страны в системе баланса народного хозяйства, называемой также системой материального производства, определяется величиной национального дохода, создаваемого в отраслях материального производства. Баланс народного хозяйства позволяет в принятой в нем системе характеризовать основные показатели и пропорции экономики, осуществлять плановые и прогнозные расчеты их изменения, анализировать взаимосвязи между отраслями в статике и динамике.

Источник: Экономический словарь

БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
система экономических показателей, характеризующая в сводном виде основные пропорции и соотношения во всем народном хозяйстве. Баланс народного хозяйства охватывает все моменты социалистического расширенного воспроизводства — производство, распределение, обращение, потребление — в их единстве и взаимосвязи. Он используется социалистическим государством как орудие учета и планирования социалистического производства. Баланс народного хозяйства включает в себя следующие основные таблицы баланса: 1) Сводная таблица, в которой дается характеристика процесса расширенного социалистического воспроизводства в целом. 2) Баланс производства и распределения совокупного общественного продукта, который отражает основные материальные пропорции расширенного социалистического воспроизводства. В нем показаны: объем общественного продукта и его конечное распределение на фонд возмещения потребленных средств производства и национальный доход; распределение национального дохода на фонд накопления и резервов и фонд личного потребления; соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления; удельный вес социальных секторов в производстве и использовании общественного продукта. Все эти основные пропорции в плановом балансе сопоставляются с отчетными балансами за прошедшие годы с помощью сопоставимых цен, что позволяет установить динамику общественного продукта и национального дохода, а также динамику структурных изменений. 3) Финансовый баланс народного хозяйства, отражающий основные финансовые пропорции. В нем показаны: производство и первичное распределение общественного продукта и национального дохода в отраслях материального производства; поступления денежных средств в финансовую систему от государственных и кооперативных организаций и от населения; получение организациями и населением денежных средств от финансовой системы; конечные реализуемые доходы организаций и населения. Анализ финансового баланса народного хозяйства, а также его увязка с балансом общественного продукта (по основным итоговым цифрам) необходимы для наиболее целесообразного использования стоимостных показателей народнохозяйственного плана в целях наилучшего решения хозяйственно-политических задач того или иного периода. 4) Сводный баланс труда, который выражает основные пропорции в распределении и использовании трудовых ресурсов. Наряду с этими балансами баланс народного хозяйства включает в себя также баланс национального богатства, баланс основных фондов и некоторые синтетические показатели: численность и состав населения, рост народного благосостояния, основные показатели технического прогресса, производительность общественного труда, производство продукции на душу населения, основные сдвиги в размещении производства, индексы цен, развитие зкономических связей с иностранными государствами, сопоставление важнейших показателей с данными по другим странам. Большую роль в составлении баланса народного хозяйства играют балансы материальные (см.).

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
система наиболее общих экономич. показателей, характеризующих уровень развития экономики, масштабы, темпы и осн. нар.-хоз. пропорции расширенного воспроиз-ва. Плановые балансы нар. х-ва разрабатываются Госпланом СССР и Госпланами союзных республик с учётом отчётных балансов нар. х-ва СССР и союзных республик, составляемых ЦСУ СССР и статистич. органами союзных республик.
Б. н. х. СССР - наиболее всеобъемлющий и синтетич. инструмент планирования социалистич. воспроиз-ва в целом, его важнейших связей, темпов, пропорций, подразделений и сторон, науч. анализа итогов социалистич. воспроиз-ва, состояния и тенденций развития нар. х-ва (см. Балансовый метод в статистике), составления гос. единого нар.-хоз. плана развития социалистич. экономики на предстоящий год и более длит. перспективу и контроля за его выполнением (см. Балансовый метод в планировании). Он представляет собою систему наиболее обобщённых разделов воспроиз-ва в виде гл. таблиц (трёх или четырёх) и соответствующей им системы показателей (баланса произ-ва обществ. продукта и его использования; баланса трудовых ресурсов, их распределения и использования; баланса произ-ва нац. дохода, его распределения, перераспределения и использования и сводной таблицы баланса). Наряду с этим баланс нар. х-ва включает множество разветвлённых, конкретизирующих его отд. балансов, играющих важную самостоят. роль при разработке крупных экономич. проблем и разделов нар.-хоз. плана. Достаточно отметить, что вся разветвлённая система натуральных, материальных балансов (см. Балансы материальные), охватывающих более 500 видов продукции и сырья, примыкает к балансу совокупного обществ. продукта, образуя с ним единое целое. Конкретизацией баланса обществ. продукта является баланс межотраслевых связей произ-ва и распределения продукции, который приобретает большое значение в углублённом экономич. анализе и планировании межотраслевых пропорций в нар. х-ве и пром-сти (см. Баланс межотраслевой). Точно так же очень важную и самостоят. роль в планировании розничного товарооборота и ден. обращения играет баланс денежных доходов и расходов населения и др. стоимостные балансы. Вся эта разветвлённая совокупность балансов взаимосвязана с Б. н. х. СССР, является дальнейшей его конкретизацией применительно к разным задачам планирования и различным сторонам процесса воспроиз-ва. Вместе с тем, после того как план составлен, данные Б. н. х. СССР выступают как наиболее обобщённый сводный раздел самого нар.-хоз. плана, позволяющий в строго науч. форме обозреть и понять особенности важнейших связей, пропорций и темпов развития нар. х-ва, как они складываются и предусматриваются в нар.-хоз. плане на предстоящий период и как обеспечивается внутр. сбалансированность нар.хоз. плана в целом и его важнейших разделов.
Науч. основой всего построения баланса нар. х-ва является теория социалистич. воспроиз-ва. Осн. положения этой теории были разработаны К. Марксом и В. И. Лениным. В ходе социалистич. строительства марксистско-ленинская теория воспроиз-ва получила дальнейшее развитие и была конкретизирована применительно к особенностям строительства социалистич. общества в СССР и др. странах социализма, обогатилась новыми положениями, основанными на учёте новой обстановки и условий развития социалистич. экономики. Марксистский подход к построению баланса нар. х-ва выразился в след. важных положениях: 1) в признании во всей системе построения этого баланса сферы материального произ-ва как основы историч. развития общества и социалистич. воспроиз-ва, отсюда вытекает необходимость учёта услуг материального произ-ва и вместе с тем исключения из него непроизводств. сферы услуг; 2) в рассмотрении обществ. материального произ-ва в социально-классовом разрезе, с расчленением его на различные социально-экономич. формы х-ва, в к-рых совершается процесс материального произ-ва, обусловленный существованием различных форм собственности (предприятия гос., кооперативные, колхозные, личное подсобное х-во колхозников, рабочих и служащих и индивидуальные х-ва крестьян и ремесленников); 3) в признании объективной необходимости сохранения товарно-ден. отношений и закона стоимости при социализме, их функционирования в системе экономич. законов социализма. Отсюда вытекает необходимость учёта движения совокупного общественного продукта в натуре, по натурально-вещественному его составу и по стоимости в ден. форме и учёта своеобразия их функционирования; 4) в необходимости для социалистич. общества затрат на укрепление обороны, пока существует опасность агрессии империалистич. стран против социалистич. и дружественных им стран. Первые 3 положения находят развёрнутое и прямое выражение во всей системе построения Б. н. х. СССР; 4-е положение также учитывается, но получает косвенное выражение в конечном использовании обществ. продукта и нац. дохода, поскольку оно воздействует на соотношение между накоплением и потреблением в нац. доходе страны. Существ. значение для характеристики процесса конечного использования обществ. продукта и нац. дохода при социализме имеет принципиальная схема К. Маркса, разработанная в «Критике Готской программы» (1875). В. И. Ленин воспроизвёл её в своей работе «Государство и революция» (1917) и глубоко раскрыл её значение для понимания того, как будет «хозяйствовать социалистическое общество». В этих работах были впервые определены и обоснованы необходимые фонды воспроиз-ва для социалистич. общества. Правильность этой схемы подтвердилась на практике социалистич. экономики. Её реализация потребовала учёта существования в социалистич. экономике товарно-ден. отношений и двух форм социалистич. собственности. Все фонды, на к-рые в социалистич. обществе распадается обществ. продукт и нац. доход, приобретают стоимостную, товарно-ден. форму, к-рая опосредствует планомерно протекающий процесс социалистич. расширенного воспроиз-ва.
Впервые в мировой практике ЦСУ СССР разработан отчётный баланс нар. х-ва за 1923/24 хоз. год. Материалы этого баланса, опубликованные в 1926, не получили, однако, большого применения из-за ряда недостатков, в частности баланс не содержал деления на социальные секторы и классы. Сказалась ограниченность статистич. материалов. Тем не менее этот баланс знаменовал собой важную веху в разработке Б. н. х. СССР. Ценной является содержащаяся в отчётном балансе за 1923/24 характеристика межотраслевых производств. связей в пром-сти.
Первым и гл. разделом Б. н. х. СССР является баланс совокупного обществ. продукта и его использования (см. Баланс общественного продукта). Показатели первого раздела выражают движение обществ. продукта в материально-вещественном виде на стадии произ-ва и конечное использование его на фонды потребления и накопления, включая резервы и прочие расходы. В нём содержатся показатели, характеризующие продукцию всех отраслей материального произ-ва, производимую в стране (за отчётный и плановый периоды), что выражает обществ. разделение труда, к-рое получает также отражение и в территориальном разрезе баланса (в виде произ-ва по экономич. р-нам и республикам). Учитываются и существующие в стране социально-экономич. формы х-ва.
Произ-во обществ. продукта разделяется на два осн. экономич. подразделения - на произ-во средств произ-ва (I) и произ-во предметов потребления (II). I подразделение, в свою очередь, делится на произ-во средств произ-ва для потребностей самого I подразделения (I1) и потребностей II подразделения (I2). Произведённая продукция не всегда совпадает по своему назначению с фактически использованной, поскольку по своей натуральной форме она может быть использована двояко: для дальнейшего расширения произ-ва и для увеличения потребления населения (зерно для посева и в качестве корма скоту и в виде муки для личного потребления, металл для произ-ва машин для I1 и I2 и бытовых телевизоров, холодильников, легковых автомобилей и т. п.). Следовательно, деление произ-ва на I и II подразделения представляет известные трудности и должно всегда корректироваться данными по конечному фактич. использованию. Это, как показала практика, наилучшим образом достигается при помощи материалов межотраслевого баланса. Т. о., не всегда планирование своевременно располагает необходимыми данными о правильном расчленении обществ. продукта на I и II подразделения и иногда взамен этих данных оперирует только расчленением пром. продукции на группы «А» (средства произ-ва) и «Б» (предметы потребления). Несмотря на то, что продукция пром-сти преобладает в произ-ве обществ. продукта и нац. дохода, необходимость расчленения совокупного обществ. продукта в масштабе всего нар. х-ва сохраняется. Использование обществ. продукта прежде всего предусматривает образование фонда возмещения и определение ресурсов нац. дохода. Последние распадаются на фонд непроизводств. потребления и фонд накопления. Фонд непроизводств. потребления складывается из след. элементов: предметов потребления, поступающих в результате реализации их населению и учреждениям через гос. и кооп. торговлю; предметов потребления, поступающих населению через колхозный рынок, от кустарей и ремесленников; посредством коммунальных услуг: газа, электричества, воды, отопления; нетоварного потребления продукции личного подсобного х-ва населения и продукции, полученной от колхозов и гос. с.-х. предприятий. Кроме того, в состав этого фонда входят такие элементы, как объём износа обобществлённого и индивидуального жилищного фонда и материальные издержки учреждений и предприятий непроизводств. сферы. Эта сфера не создаёт нац. дохода, а использует его для выполнения своей полезной обществ. функции. Т. к. доля оплаты труда непроизводств. сферы уже содержится в общем фонде непроизводств. потребления, то во избежание повторного счёта в этой области должны учитываться дополнительно лишь материальные издержки этих учреждений и предприятий. Остальная часть нац. дохода используется обществом для накопления и покрытия прочих гос. потребностей. Источником фонда накопления является прибавочный продукт социалистич. общества, который образует фонд накопления. Последний формируется в балансе из след. элементов: а) прироста осн. производств. фондов и оборотных средств; б) прироста осн. непроизводств. фондов; в) прироста резервов и прочих затрат. Основанием при расчёте этого фонда служит оценка стоимости всех фондов на начало и конец планового периода, намечаемые объёмы и структура капитальных вложений в производств. и непроизводств. сферы, а также данные об изменении на плановый период резервов, их структуры и прочих затрат. Составляется спец. баланс основных фондов. Расчёты в действующих ценах показывают, что примерно 3/4 Нац. дохода используется на цели потребления населения в различных его формах, а 1/4 образует фонд накопления. Это соотношение в различные периоды и отд. годы не остаётся неизменным и, как правило, имеет тенденцию к росту доли фонда накопления. Однако, несмотря на это, соотношение имеет относительно устойчивый характер. Экспериментальные расчёты в ценах, приближающихся к стоимости (на них не влияют специфич. отклонения цен от стоимости, посредством к-рых осуществляется планомерное перераспределение нац. дохода в соответствии с хоз.-политич. нуждами гос-ва и ген. курсом экономич. политики), показывают, что уд. вес накопления в нац. доходе оказывается выше, чем в текущих ценах. При всём большом науч. и практич. интересе этих расчётов для углублённого экономич. анализа и планирования баланс нар. х-ва составляется лишь в действующих ценах, в к-рых реально совершается процесс движения совокупного общественного продукта, его производство и реализация и социалистическое воспроиз-во. Однако эти экспериментальные расчёты дают важный материал для обоснования более рационального уровня и соотношения цен, отвечающих потребностям совершенствования планирования нар. х-ва на совр. этапе и для решения задачи повышения эффективности обществ. произ-ва, в частности повышения эффективности производств. накопления в нац. доходе. Повышение эффективности позволяет одновременно с обеспечением высоких и устойчивых темпов развития экономики добиваться неуклонного повышения доли фонда потребления и непроизводств. накопления в нац. доходе страны.
Второй раздел Б. н. х. СССР - сводный баланс трудовых ресурсов и их использования. Посредством этого баланса осуществляется и поддерживается планомерное распределение и перераспределение рабочей силы между отраслями нар. х-ва, экономич. р-нами, республиками и внутри них, как в сфере обществ. материального произ-ва, так и в непроизводств. сфере. Распределение осуществляется в соответствии с потребностями роста нар. х-ва на основе технич. прогресса и всестороннего физич. и духовного развития народа и его благосостояния. Тем самым обеспечивается одна из важнейших задач социалистич. общества - полная занятость всего трудоспособного населения на основе непрерывно растущего общественного произ-ва и в наибольшей степени удовлетворяются потребности населения. В этом балансе находят отражение учёт трудовых ресурсов страны на основе демография, данных о состоянии и естественном приросте населения и его распределении по отраслям сферы материального произ-ва, р-нам, республикам, городу и селу, социальным формам х-ва, отраслям непроизводств. сферы (наука, просвещение, здравоохранение, культурно-бытовое обслуживание, управление и оборона). На основании планов произ-ва, роста производительности труда определяется потребность в дополнит, рабочей силе всех отраслей нар. х-ва и особенно колхозов и выявляются источники её покрытия: молодёжь, к-рая вступает в трудоспособный возраст и не продолжает обучения с отрывом от произ-ва; лица, высвобождающиеся из домашнего и личного подсобного х-ва, а также из материального произ-ва в результате технич. прогресса и роста производительности общественного труда.
Определяются потребность в квалифицированной рабочей силе и источники её покрытия. Разрабатываются мероприятия по переподготовке рабочих и перераспределению их между предприятиями, стройками, отраслями и р-нами, по подготовке квалифицированных кадров в системе высших и средних спец. уч. заведений и их распределению. К сводному балансу трудовых ресурсов и их использования примыкают мн. балансовые расчёты, имеющие самостоятельное значение. Производятся балансовые расчёты потребности обществ. х-ва колхозов в рабочей силе для с. х-ва и др. отраслей колхозного произ-ва, балансовые расчёты молодёжи, оканчивающей средние общеобразоват. школы, и молодёжи, не получившей среднего образования, балансовые расчёты трудовых ресурсов малых и средних городов (с населением до 100 тыс. жителей) и мероприятия по их использованию и др.
Данные баланса трудовых ресурсов, будучи сопоставлены с данными баланса совокупного общественного продукта, дают возможность раскрывать складывающиеся внутр. связи между ними по обеспечению необходимых масштабов и темпов произ-ва обществ. продукта и нац. дохода, важнейшие нар.-хоз. пропорции воспроиз-ва. Люди, работники (трудовые ресурсы) - главная производит. сила общества. В процессе планирования нар. х-ва баланс трудовых ресурсов, увязанный с показателями баланса совокупного обществ. продукта, позволяет обеспечить наиболее рациональное использование трудовых ресурсов общества в нар. х-ве с учётом растущей фондовооружённости труда и роста его производительности. Тем самым формируется одна из предпосылок повышения эффективности обществ. произ-ва. Баланс трудовых ресурсов является в системе баланса нар. х-ва связующим звеном между балансом обществ. продукта и балансом нац. дохода.
Движение обществ. продукта на стадии произ-ва и конечного использования получает своё выражение не только по натурально-вещественному составу, но и по стоимости в балансе национального дохода и движении доходов всех категорий населения и доходов социалистич. предприятий - гос. и кооперативно-колхозных, а также доходов от личного подсобного х-ва населения, В соответствующей системе показателей баланса нац. дохода выражается первичное распределение нац. дохода на доходы социалистических предприятий и населения, занятого в сфере материального производства.
Сумма первичных доходов населения и социалистич. предприятий должна соответствовать общей величине нац. дохода страны. Перераспределение нац. дохода обусловлено прежде всего существованием непроизводственной сферы, к-рая играет очень важную и всё более возрастающую роль в жизни социалистич. общества, обеспечивая всестороннее физич. и духовное развитие трудящихся (нар. образование, здравоохранение ит. д.). Она осуществляет свои функции, получая и используя нац. доход страны в порядке его планомерного перераспределения. Перераспределение нац. дохода является объективной необходимостью для форсирования темпов роста экономики, ускорения индустриализации и выравнивания общего уровня экономич. развития отдельных союзных республик и подъёма уровня жизни в соответствии с принципами ленинской нац. политики. Перераспределение нац. дохода может охватывать различные отрасли произ-ва, напр. осуществляется в пользу пром-сти для обеспечения преимущественного её роста, а внутри неё - в пользу группы «А» (произ-ва средств произ-ва). На совр. этапе заметно усиливается перераспределение нац. дохода в пользу с. х-ва для форсирования его подъёма. Оно может охватывать также различные социальные секторы (государственный и кооперативно-колхозный), классы и отдельные социальные группы внутри них. Наконец, перераспределение национального дохода может быть обусловлено необходимостью регулировать соотношение между накоплением и потреблением в пользу первого или второго. Причём в качестве рычагов перераспределения выступают плановые цены, гос. налоги, отчисления от прибылей, кредитная система. Финансово-кредитная система и её институты регулярно осуществляют планомерное перераспределение нац. дохода и доходов населения и предприятий. Перераспределение может происходить также в форме оплаты населением различных услуг нематериальной сферы произ-ва. (Нек-рые сов. экономисты необоснованно отрицают существование при социализме перераспределит. отношений, включая последние в общий поток отношений распределения). Перераспределит, отношения играли и играют большую роль как объективно необходимые для социализма отношения и как активный инструмент экономич. политики гос-ва, в особенности по линии капитальных вложений.
К балансу нац. дохода примыкает ряд др. самостоят. стоимостных балансов. Особенно важную роль играют такие балансы, как баланс денежных доходов и расходов населения и государственный бюджет (финанс. баланс доходов и расходов гос-ва). На практике эти балансы выступают как более или менее самостоят. балансы. Они используются при разработке планов: обществ. произ-ва, капитальных вложений, плана по труду, плана розничного товарооборота и потребления населения и финанс. плана. Однако все они являются отд. сторонами единого Б. н. х, СССР. В этом выражается единство процесса социалистич. воспроиз-ва в целом, который и является действит. объектом планирования нар. х-ва. Вполне естественно поэтому стремление выразить это единство в построении сводной таблицы баланса нар, х-ва.
Сводная таблица Б.н.х. СССР представляет собой дальнейшее обобщение всех трёх разделов баланса, их синтез. Построение её должно обеспечить увязку осн. факторов, обусловливающих движение совокупного обществ. продукта и нац. дохода (по отраслям, секторам, экономич. подразделениям) на стадии произ-ва, обмена, распределения, перераспределения и конечного использования и достижение единства Осн. показателей баланса в натурально-вещественном и стоимостном аспектах и, следовательно, чтобы основные связи, пропорции, темпы и масштабы важнейших элементов воспроиз-ва могли быть приведены к этому единству.
Для более углублённого экономич. анализа отд. важных проблем воспроиз-ва данные баланса в фактич, ценах должны сопоставляться с нормативным расчётом произ-ва обществ. продукта и нац. дохода по стоимости. Для этого должна быть построена самостоят. таблица баланса нар. х-ва по ценам, приближающимся к стоимости. В этой таблице должны быть выражены перераспределит. отношения в целом на различных стадиях движения обществ. продукта и национального дохода, т. е. не только по линии бюджетно-кредитных каналов и оплаты услуг населением, но также через механизм цен.
Б. н. х. СССР может быть использован на всех стадиях планирования нар. х-ва. На практике его широко используют прежде всего на стадии, когда в осн. чертах план развития нар. х-ва уже составлен, и приходится проверять его сбалансированность, увязывать между собою в одно целое, в единый гос. план нар. х-ва отд. его части, разделы, самостоятельно разработанные планы.
Посредством баланса выявляются и корректируются важнейшие внутр. связи, нар.-хоз. пропорции воспроиз-ва, особенно соотношение между накоплением и потреблением, пропорции в развитии групп «А» и «Б» в пром-сти, и проверяется обоснованность предусматриваемых общих темпов развития. В практике планирования роль и значение этого баланса расширились. Он стал играть важную роль и на предварит, стадии составления плана развития нар. х-ва, когда вырабатываются осн. направления плана на основе принятых хоз.-политич. директив, в процессе формирования к-рых также учитываются балансовые разработки. Составление баланса нар. х-ва на этой стадии производится по очень ограниченному кругу наиболее обобщающих показателей, по параметрам, к-рые имеют решающее значение для роста над. дохода, характеристики структуры обществ. продукта, соотношения накопления и потребления, объёма и структуры капитальных вложений, темпов роста производительности труда, снижения себестоимости, роста доходов населения и розничного товарооборота. Это и есть предварительный баланс нар. х-ва (его иногда называли провизорным балансом). Отдельные показатели развития нар. х-ва получают балансовую увязку и могут быть составлены в виде различных вариантов в зависимости от изменения соотношения между накоплением и потреблением в над. доходе страны, темпов роста производительности обществ. труда, эффективности общественного произ-ва, объёмов капитальных вложений и роста благосостояния народа.
Предварит, баланс нар. х-ва помогает наметить и обосновать важнейшие направления в развитии нар. х-ва, выявить наилучший вариант решения очередных хоз.политич. задач плана с позиций воспроиз-ва в целом. Разработка важнейших показателей очередного нар.хоз. плана не исчерпывается составлением этого баланса нар. х-ва в предплановый период. Наряду с ним возрастает роль межотраслевого баланса произ-ва и распределения обществ. продукта, который представляет собой важную дальнейшую конкретизацию баланса обществ. продукта и делает возможным широкое внедрение в практику планирования математич. методов расчётов с использованием современных ЭВМ. Это помогает экономистам использовать в планировании новую экономическую информацию и предоставляет новые возможности разработки большого количества вариантов народнохозяйственного плана и быстрого предварительного отбора и обоснования наилучшего из них.
В предплановый период применяется метод разработки долгосрочного прогнозирования развития нар. х-ва путём составления соответствующих динамич. экономико-математич. моделей. Он основан на изучении и учёте конкретных результатов и механизма действия экономич. законов социализма, определившихся закономерностей и тенденций развития важнейших отраслей, темпов, структурных изменений, различных пропорций воспроиз-ва, науч. прогнозов основных направлений технич. прогресса с целью обоснования долгосрочного нар.-хоз. прогноза развития, соответствующего хоз.-политич. задачам строительства коммунистич. общества.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Похожие термины: