Галиани Фердинандо

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГАЛИАНИ Фердинандо
(2. 12, 1728 - 30, 9. 1789), итальянский экономист, философ, гос. деятель, аббат. Богословское образование получил в Неаполе и Риме. С 1759 секретарь неаполитанского посольства в Париже, затем посол. Был знаком с франц. энциклопедистами, физиократами, В 1777 мин. королевских земель. Первая экономич. работа Г, - «Трактат о монете» («Deila moneta», Napoli, 1750), в к-рой он выдвинул противоречивую концепцию стоимости. С одной стороны, стоимость товаров Г. пытался объяснить их полезностью, а стоимость денег - особенностями природы благородных металлов. Поэтому Г. считается одним из предшественников австрийской школы. С другой стороны, он утверждал, что только труд придаёт вещам стоимость, что богатство - это отношение между людьми. К, Маркс отмечал, что Г. в более или менее удачных догадках подходил к правильному анализу товара, Г. принадлежит ряд высказываний но теории денег: об идеальной форме, в к-рой деньги функционируют в качестве меры стоимости (он выделяет два вида денег - идеальные, употребляемые для определения цен и заключения контрактов, и реальные, используемые для фактич. обмена), о процессе отделения ден. номинала от обычных весовых названий в результате фальсификации монет, о необходимости качественной однородности (как по составу, структуре, так и по внеш. форме) ден, материала и т. д. Его «Беседы о торговле зерном» (1770, рус. пер, 1891) - значительное для своего времени произведение, посвящ, практич, и теоретич. вопросам междунар. торговли. В вопросах торговли с.-х, товарами Г, отстаивал политику ограничения их вывоза, что, по его мнению, должно было способствовать снижению цен на них, а это, в свою очередь, привело бы к удешевлению рабочей силы и повышению прибылей буржуазии. Г. выступал с критикой физиократия, теории и политики «свободной торговли»,
Соч. : Sulla perfetta conservazione del grano, Napoli, 1754.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Галиани Фердинандо
Galiani Ferdinando (1727 — 1787)
img border="0" width="174" height="218" src="/upload/content/1579766831_5.files/image018.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/galiani.jpg">
Галиани был ведущим критиком физиократов и главным сторонником субъективной теории ценности в XVIII веке. Родившись в Неаполитанском королевстве в Италии, он получил классическое образование, принял священный сан, но поступил на государственную службу и провел почти десять лет жизни во Франции в качестве секретаря неаполитанского посольства в Париже. Остаток своих дней он прожил в Неаполе, где по поручению короля руководил рядом государственных учреждений. Он писал на разнообразные темы и поддерживал корреспонденцию с ведущими мыслителями того времени: Дидро, Вольтером, Тюрго и особенно Джамбатиста Вико, великим итальянским историком и философом истории. Именно от Вико он перенял и на всю жизнь сохранил отрицательное отношение к картезианскому рационализму, стремившемуся выводить (исключительно на основе способности к разумению и нескольких априорных постулатов) вечные истины, действительные для любого времени и места. В противоположность этому Галиани указывал, что общество непрерывно эволюционирует, что делает возможным получение лишь исторически относительных истин.
В возрасте 24 лет Галиани выпустил замечательную книгу «О деньгах» (Della Moneta, 1751), задуманную как часть более общего политического трактата, так никогда им и не написанного. Помимо некоторых примечательных глав, посвященных теории денег, явно обязанных штудированию экономических трактатов Локка, в ней есть блестящие страницы, где рассматривается теория ценности в связи с полезностью (надо признать, только в виде наброска) с указаниями на убывание предельной полезности и даже на эластичность спроса по цене. Галиани исходил из противоречия между полезностью и редкостью, субъективным отношением между человеческими предпочтениями и доступностью внешних благ, которое служило ядром теории ценности со времен Аристотеля. Это противоречие лежало в основе теорий многих его предшественников, но Галиани сделал шаг вперед в концептуальном отношении, определив полезность как «способность товара сделать нас счастливыми», то есть как элемент, относящийся к нашим изменчивым предпочтениям, а не к товарам самим по себе. Тюрго разделял мнение Галиани о субъективной природе ценности и с похвалой отзывался о его книге. Несколькими десятилетиями ранее Ло также проповедовал учение о субъективной ценности, и аналогичную теорию защищал во Франции Этьен Кондильяк (1714— 80) в год выхода в свет «Богатства народов» (1776). Никто из этих четырех авторов не превратил теорию ценности в связи с полезностью в развернутую теорию цены, в особенности не сумев продемонстрировать ее приложимость к разнообразным случаям, относящимся к поведению цен. И когда Адам Смит разделил потребительскую ценность и меновую ценность и признал первую (отражающую скорее потребность для организма, чем субъективное предпочтение) необходимой, но не достаточной причиной ценности товара, он успешно отсрочил введение в обиход субъективной теории ценности на столетие. Неудивительно, что работа Галиани «О деньгах» так по существу и не была переведена на английский язык, ибо и сегодня имеется перевод лишь избранных отрывков.
Через двадцать лет после книги «О деньгах» Галиани блеснул как критик доктрин Кенэ и школы физиократов в работе «Диалоги о хлебной торговле» (Dialogues sur ln Nommerce des Bles, 1770).
Объектом его атаки явилась вера физиократов в свободу хлебной торговли, но не столько в принципе, сколько в контексте исторических обстоятельств, как политика, невыгодная для современной ему Франции. Отрицание им прямолинейного догматизма физиократов, в особенности их веры в существование универсально применимых принципов, выдает влияние Вико более чем все написанное им прежде.

Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.