Филип Генри Уикстид

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Филип Генри Уикстид
1844-1927)
Уикстид родился в октябре 1844 в Лидсе, где его отец служил священником унитарианской церкви. Он умер в возрасте 83 лет, в марте 1927 г. в Чилдрей, в Беркшире. Он посещал Ruthin среднюю школу в Северном Уэльсе, а затем школу при лондонском университете в Лондоне. Окончив школу, он учился в университетском колледже в Лондоне (1861-64) и в Manchester New College в Gordon Square. В 1967 г. он получает степень магистра с золотой медалью за особые успехи в изучении классической литературы. Затем Уикстид становится священником унитарианской церкви сначала в Таунтоне, в Сомерсете (1867-69), и затем в Дукинфилде, на востоке от Манчестера (1870-74), и, наконец, в Литтле Портлэнд Стрит Чепел, в Лондоне (1874-97). В 1897 г. он оставляет священническую должность и начинает зарабатывать на жизнь писательским и преподавательским трудом. С 1887 по 1918 Уикстид был самым активным университетским лектором. Он вел занятия по Уордсворту, Данте, греческой трагедии, Аристотелю и Фоме Аквинскому, а также по экономической теории. С этого времени и до конца жизни он работал в университете.
Его интеллектуальная деятельность выходила далеко за пределы чтения лекций. Он обладал большими способностями к изучению языков. Так, например, будучи священником в Дукинфилде он изучил голландский язык в связи со срочной необходимостью перевести Библию для молодых людей (шесть томов). Также всего за несколько дней до смерти он вместе Ф. М. Корнфордом он закончил работу над переводом Физики Аристотеля. И все-таки наибольшей известности он достиг как переводчик, истолкователь и интерпретатор Данте. Изучением его произведений, включавшим работу по переводу и истолкованию, он занимался в течение сорока лет. Вместе с богословскими и философскими интересами это изучение Данте привело его к Фоме Аквинскому, результатом чего стали работы Dante and Aquinas (1913) и Reactions between Dogma and Philosophy, illustrated from the Works of S. Thomas Aquinas ("Взаимосвязь между вероучением и философией на примере работ св. Фомы Аквинского"). Эта работа, посвященная изучению взглядов св. Фомы, написанная бывшим унитарианским священником, получила благоприятные отзывы в Blackfriars Review, и, по всей видимости, знаменовала собой перемену в его мировоззрении и интеллектуальных занятиях в сторону католичества. Его умственные интересы не были связаны исключительно с прошлым. Например, Уикстид публично выступил в защиту поэзии и драмы Ибсена в то время, когда произведения этого писателя были объектом очень враждебного отношения в Англии. Следует упомянуть и многочисленные статьи Уикстида в Inquirer, унитарианской газете, за почти полвека, которые связаны не только с богословскими и литературными проблемами, но также и с многими экономическими и политическими вопросами.
Вначале Уикстид находился под влиянием Комте и Расина, но первый прямой контакт с политической экономией у него принял форму чтения Progress and Poverty Генри Джорджа и переписки с ним в 1882-83 гг, а также и того, что в 1883 г. он стал основателем Союза по земельной реформе, с целью поддержки которой в 1883-85 гг. он ездил с циклом лекций по Англии и Шотландии (и спустя долгое время он продолжал поддерживать определенные формы национализации земли). По-видимому, не раньше 1882 г. Уикстид начал изучать Джевонса и, благодаря этому стал "единственным учеником Джевонса". Однако к началу 1884 г. он начал играть активную роль в популяризации теории Джевонса в экономическом кружке, чем он занимался до 1888 г. или 1889 г. (после кружка был экономический клуб и Британская экономическая ассоциация, а затем Королевское экономическое общество). Уикстид стал близким другом Джорджа Бернарда Шоу и Грэхема Уолласа и хорошо знал о фабиановых и прочих аспектах "социальных движений" 1880-х и 1890-х, но он был скорее проницательным и сочувствующим обозревателем, чем прямым участником этих движений. Однако в 1891 г. он становится членом-основателем движения "Трудовая Церковь", поддерживать которую он продолжал даже после того, как более ранние ее основатели отошли от нее.
Уикстид написал три книги по экономической теории. Первая, The Alphabet of Economic Science, Part I. Elements of the Theory of Value or Worth, была опубликована в 1888 г.; вторая, An Essay on the Co-ordination of the Laws of Distribution, была опубликована в 1894 г. и третья работа, The Common Sense of Political Economy, которая впервые была опубликована в 1910 г.; второе издание в двух томах вышло в 1933 г. под редакцией Л. Роббинса и содержало различные статьи и обзоры Уикстида.
Среди прочих работ Уикстида по экономической теории наиболее важными, по всей вероятности, являются его критика Das Kapital, опубликованная в социалистическом журнале To-Day в 1884 г. статья о Theory of Political Economy (1889) Джевонса, различные статьи для первого (1894) и второго (1925) изданий Palgraves Dictionary of Political Economy и статья Scope and Method of Political Economy (1914), которая сложилась на основе его президентского обращения к секции F Британской ассоциации развития науки, с которым он выступил в 1913 г. (все эти статьи были включены в роббинсовское издание его Common Sense).

Источник: Биографический словарь: зарубежные экономисты

Уикстид Филип Генри
Wicksteed Philip Henry (1844 — 1927)
img border="0" width="182" height="250" src="/upload/content/1579766831_5.files/image079.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/uikstid.jpg">
Если согласиться, что у Джевонса были последователи, то первым из них следует признать Филипа Уикстида. Он родился в Лидсе в 1844 г., получил классическое и богословское образование в лондонском Юниверсити-колледже и манчестерском Новом колледже. Последовав по стопам отца, он стал священником унитарианской церкви. Будучи специалистом в области литературы и философии, он перевел «Физику» Аристотеля и «Божественную комедию» Данте. К экономике он обратился довольно поздно под влиянием кампании, развернутой в 1879 г. Генри Джорджем. Джевонса уже не было в живых, когда в 1882 г. Уикстид прочитал его труд «Теория политической экономии» (Theory of Political Economy, 1871). Спустя два года он стал первым английским экономистом, критиковавшим марксистскую экономику с позиций предельной полезности. Бернард Шоу ответил ему, но после встречной реплики Уикстида изменил свои взгляды и объявил себя «убежденным джевонсианцем». Однако, несмотря на критику марксизма, в течение всей жизни Уикстид сохранял симпатию к социалистическим идеалам, хотя и скептически относился к теориям социалистов. Кроме того, Уикстид, подобно многим экономистам XIX века, так и не смог отказаться от веры в национализацию земли.
Его первой публикацией была работа «Алфавит экономической науки» (The Alphabet of Economic Science, 1888), краткий учебник новой экономики, который внес большой вклад в популяризацию прилагательного «маржинальный» (предельный) и термина «маржинальный (предельный) анализ». Но только работа «Очерк о координации законов распределения» (An Essay on the Coordination of the Laws of Distribution, 1894) принесла ему признание среди профессиональных экономистов. Законы распределения в классической экономике состояли из совершенно отдельных и довольно разнящихся между собой объяснений доходов каждого из трех основных классов — крупных землевладельцев, капиталистов и рабочих — основанных на особых свойствах принадлежащих им факторов производства. Новая экономика стремилась найти согласованное объяснение вклада всех факторов с точки зрения прироста выпуска продукции, который обеспечивается маржинальной (предельной) единицей каждого из факторов. Эта теория предельной производительности уже появлялась в трудах большого числа экономистов в конце 1880-х и начале 1890-х гг., особенно в трудах Эджуорта, Джона Бейтса Кларка и Маршалла, но, тем не менее, оставалась полной загадок. Теория дифференциальной ренты, предложенная Рикардо, оказалась разновидностью теории предельной производительности, в которой переменные единицы составных «порций» капитала и труда применялись к фиксированному количеству земли, а рента образовывалась как остаток, который начислялся интрамаржинальным (не предельным) землевладельцам. Но если теперь мы применим переменные единицы земли к фиксированному количеству капитала и труда, получится ли рента как предельный продукт земли такой же, как и интрамаржинальная рента в работе Рикардо, оставляя процент и заработные платы в качестве остатка?
Разумеется, Уикстид ответил на этот вопрос утвердительно: рикардианская теория представляет собой просто частный случай более общей теории предельной производительности. В то же время он поставил другой вопрос, который в течение десяти лет или более будоражил теорию предельной производительности: если каждый из факторов производства получает вознаграждение в соответствии с ценностью своего предельного продукта, будет ли сумма этих вознаграждений по предельной производительности в точности равна рыночной цене продукции, не оставляя никакого остатка? И снова Уикстид отвечает утвердительно и пытается продемонстрировать, что только совершенная конкуренция может гарантировать выполнение теоремы о цене продукта как результате суммирования или исчерпания предельных продуктов факторов. Он пришел к выводу, что совершенная конкуренция совместима только с постоянными затратами или постоянной отдачей от масштаба, при которых изменение количеств факторов всегда приводит к одинаковым изменениям в объеме выпуска, и в этом случае действительно справедливо, что общий продукт будет совершенно исчерпан вознаграждениями факторов в соответствии с предельной производительностью. Но ему так и не удалось точно выразить эту идею: он даже не заметил, что постоянная отдача от масштаба подразумевает, что лежащая в основе производственная функция, по определению математиков, является «однородной первой степени». Известную математическую теорему, а именно теорему однородных функций Эйлера, можно использовать для простого, но изящного доказательства теоремы о сложении. Но не Уикстид, а рецензент его книги А.У. Флюкс (1867-1942) заметил эту связь и привел доказательство. Сам Уикстид фактически изъял теорему о сложении в более поздних трудах в ответ на критику, которая была столь же запутанной, как и его собственное изложение теоремы. Потребовались годы, чтобы выявить все неправильные толкования, которые накопились к тому времени.
Наиболее долго сохраняющим актуальность вкладом Уикстида стала его прекрасная и красноречиво написанная работа «Здравый смысл политической экономии» (Common Sense of Political Economy, 1910), которая была еще одной попыткой создания учебника, но на этот раз уже в крупном масштабе. Отчасти книга была попыткой продемонстрировать, что экономика есть нечто более значительное, чем просто научная дисциплина: это теория рационального выбора во всех областях жизнедеятельности человека или то, что современные австрийские экономисты называют «праксеологией». Работа «Здравый смысл политической экономии» также содержит целый ряд уникальных особенностей, таких как обширное применение концепции альтернативных затрат, в соответствии с которой стоимость любого товара равна ценности того, чем приходится жертвовать ради приобретения этого товара, и именно поэтому Уикстид настаивал, что рассмотрение затрат производства как отдельного элемента детерминации цены в дополнение к спросу вводит в заблуждение: кривые предложения на самом деле являются «обратными кривыми спроса». По этим и ряду других причин книга Уикстид а по духу ближе к Менгеру и другим представителям австрийской школы, чем к Маршаллу и Кембриджской школе.

Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.