Бернштейн Эдуард
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
представитель немецкой социал-демократии, экономические работы которого посвящены ревизии марксизма. Ревизию экономической теории марксизма Бернштейн начал в трудовой теории стоимости. В противовес «абстрактно» трудовой стоимости Бернштейн выдвинул понятие «экономической стоимости», представляющее синтез трудовой теории стоимости и учения о предельной полезности. Логическим продолжением ревизии трудовой теории стоимости и прибавочной стоимости явился пересмотр марксовой концепции заработной платы. Бернштейн трактовал ее как явление сферы обращения, результат распределения «совокупных доходов общества». Доказывая несостоятельность марксистского всеобщего закона капиталистического накопления, Бернштейн, ссылаясь на факты развития акционерной формы капитала и рост числа мелких акционеров, трактовал эти явления как свидетельство «децентрализации» и «демократизации» капитала. Свои выводы о смягчении противоречий капитализма Бернштейн подкреплял ссылками на возможность преодоления анархии производства и связанных с ней экономических кризисов. Эта возможность связывалась с образованием трестов и картелей, широким использованием кредитной системы, улучшением форм связи и информации, расширением мирового рынка. Основные работы: «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1901), «Очерки из теории и истории социализма» (1902).
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.
img border="0" width="158" height="234" src="/upload/content/1579766831_5.files/image007.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/bernstein.jpg">
Эдуард Бернштейн нанес марксизму такой удар, от которого тот, возможно, так полностью и не оправился: личный друг Фридриха Энгельса, alter ego Маркса и ведущий теоретик Социал-демократической партии Германии (СДПГ), первой массовой политической партии, опирающейся на марксистскую доктрину, Бернштейн своей книгой «Эволюционный социализм: критика и доказательство» (Evolutionary Socialism: A Criticism and Affirmation, 1899) поставил под вопрос сами основы видения социализма Марксом.
Пораженный растущими несоответствиями между марксистской доктриной и экономическим развитием Западной Европы, он использовал статистические данные, чтобы показать, как капитализм скорее дифференцирует, чем поляризует общественные классы, а затем перешел от этого разоблачения отдельных предсказаний Маркса к атаке на всю теорию экономического детерминизма, взлелеянную в марксистской философии истории.
Измена Бернштейна была быстро осуждена Карлом Каутским (1854-1938), редактором теоретического журнала СДП Die Neue Zeit; Бернштейн ему ответил, Каутский снова отреагировал, и война с ревизионизмом началась. СДП официально осудила взгляды Бернштейна на своем ежегодном партийном съезде в 1903 г., но гниль уже появилась: с тех пор СДП постоянно раздиралась на части смертельной «раковой опухолью» ревизионизма.
Бернштейн родился в Берлине в 1850 году и оставил школу в возрасте 16 лет, чтобы работать сначала учеником, затем банковским служащим. Он вступил в СДП вскоре после своего двадцатилетия и начал карьеру в партийной журналистике. Когда Бисмарк запретил социалистические издания в 1878 году, Бернштейн был вынужден уехать за рубеж, сначала в Швейцарию, а затем в Англию. В Лондоне он познакомился с Энгельсом и всеми видными представителями нового Фабианского общества (основанного в 1883 году), продолжая писать для немецких газет и журналов. Законы против социализма в Германии были отменены в 1890 году, но Бернштейн получил разрешение вернуться в Германию лишь в 1901 г., через два года после публикации «Эволюционного социализма». После своего возвращения в Германию он дополнил свою более раннюю книгу еще одной, «Возможен ли научный социализм?» (Wie ist wissenschaftlicher Socialismus moglich?; How is Scientific Socialism Possible?, 1901), которая стала, возможно, еще более популярной в немецко-говорящих странах, чем «Эволюционный социализм». В ней он полностью порвал с марксистской догмой о неизбежности прихода социализма и доказывал это целиком из этических оснований: социализм не является предопределенным, но все же должен одержать верх над капитализмом как более высокая стадия развития человеческого общества.
СДП выжила в период нацизма и снова появилась на поверхности в качестве основной немецкой политической партии после Второй мировой войны. В 1959 году она приняла так называемый Бад-Гёдесбергский манифест принципов, отрекаясь от проводившейся долгое время пропаганды марксизма, но все же провозглашая себя сторонницей социализма через ящик для голосования. Другими словами, через 60 лет СДП наконец-то признала идеи Эдуарда Бернштейна.
Источник: 100 великих экономистов до Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.
Б. отрицал диалектич. метод и материалистич. учение, особенно учение об историч. материализме. В области политич. экономии он подвергал критике теорию стоимости К. Маркса, поддерживал бурж. авторов, предлагавших соединить теорию трудовой стоимости и теорию предельной полезности, заявлял, что в анализе стоимости нужно учитывать два момента: труд, затраченный на произ-во товара, и его предельную полезность. «О теории стоимости, - писал В. И. Ленин, - надо только сказать, что, кроме намеков и воздыханий, весьма туманных, по Бем-Баверку, ревизионисты не дали тут решительно ничего и не оставили поэтому никаких следов в развитии научной мысли» (там же, с. 22). Б. отрицал всеобщий закон капиталистич. накопления, утверждая, что при капитализме процесс концентрации произ-ва в пром-сти замедляется, а в с. х-ве отсутствует, что монополии устраняют анархию произ-ва и ведут к постепенному исчезновению экономич. кризисов, что с развитием акц. компаний собственность на капитал переходит в руки всё большего числа лиц и происходит т. н. демократизация капитала, превращение акц. предприятий в собственность народа. Антимарксистская, реформистская теория Б. была подхвачена и до сих пор используется др. противниками социализма. В годы 1-й мировой войны 1914 - 18 Б. - центрист. В 1917 вместе с К. Каутским участвовал в создании «Независимой с.-д. партии», но уже в 1919 открыто перешёл на сторону правых. К междунар. коммунистич. движению и к Сов. России относился крайне враждебно. Идеи Б. подверглись критике со стороны А. Бебеля и Р. Люксембург. Г. В. Плеханов настойчиво боролся против Б. в междунар. рабочем движении. Им написано много боевых статей с острой критикой ревизионизма Б., к-рого он требовал исключить из с.-д. партии. В. И. Ленин вёл решит, борьбу с бернштейнианством, вскрыл его социальные корни, указав на связь между бернштейнианством и особенностями империалистич. эпохи (проникновение империалистич. идеологии в рабочий класс через создаваемую капиталистами прослойку «рабочей аристократии»).
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.
Эдуард Бернштейн вошел в историю экономической мысли в результате своей попытки подвергнуть пересмотру некоторые положения марксизма. Он положил начало течению бернштейнианства или ревизионизма (название, данное не Бернштейном и ему не нравившееся), против которого яростно боролись марксисты во главе с Лениным.
Бернштейн доказывал необходимость обновления марксизма с учетом нового исторического опыта, четкого различения социализма как теории и как политической доктрины. В статьях "Проблемы социализма" (1896-1898) и книге "Проблемы социализма и задачи социал-демократии"(1899) Бернштейн предложил программу ревизии учения Маркса. Тезис, выдвинутый им и ставший афоризмом: "Движение - все, конечная цель - ничто". С точки зрения Бернштейна, учение Маркса в целом ряде пунктов оказалось научно несостоятельным. Такими пунктами Бернштейн считает учение Маркса о прогрессирующем обнищании пролетариата с развитием капитализма, о концентрации капитала вообще и, в особенности, в земледелии, о революционном восстании масс.
По мнению Бернштейна, с дальнейшим развитием капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, а положение рабочего класса путем государственных реформ все более улучшается. Постепенно происходит мирное врастание в социализм, причем орудием преобразования буржуазного общества Бернштейн объявляет парламент, в котором пролетариат должен стараться достигнуть большинства.
Бернштейн считал, что в усложнившемся по своей структуре обществе в принципе возможно лишь постепенное преобразование экономических и политических институтов. Требования демократии, солидарности, самоопределения выполняются поэтапно, в процессе такого преобразования. Любая попытка насильственно, механически прервать эту постепенность чревата кризисом, разрушительные последствия которого непредсказуемы. В марксистском социализме присутствует, по его оценке, "чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития, обнаруживавшего... лишь первые ростки" (Э. Бернштейн. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. СПб., 1899, с. 30). История не подтвердила убежденность Маркса и Энгельса в том, что политический переворот, захват власти пролетариатом является необходимым и достаточным условием переустройства экономики на социалистических принципах. Следовательно, перед их учениками и последователями стоит задача по "восстановлению единства между теорией и практикой и внесения единства в теорию" (там же, с. 25).
В работе "Возможен ли научный социализм?" (1901) Бернштейн формулирует свои представления о путях теоретического обновления марксизма. Социализм рассматривается Бернштейном с 3 сторон: как теория - принципы, по которым идет общественное развитие (имеет своей целью познание); как доктрина - теория борьбы классов (имеет своей целью защиту классовых интересов), и как движение - "интерпретация теории с точки зрения достижения определенной цели (превращения капиталистического строя в коллективное регулируемое и управляемое хозяйство)". Теорией является социология - наука, которая позволяет выявить закономерности общественного развития. Но нельзя подменять науку (теорию) доктриной, то есть провозглашать цели классовой борьбы идеальными целями развития общества. Социология является наукой, которая не может определить, что произойдет в будущем. Она может уяснить тенденции. Но строить прогнозы развития, и тем более подчинять им в качестве целей политическое движение - это не дело теории и науки. И если это происходит - то это надо расценивать как вредное явление. "Любое положение социалистической доктрины, возведшей себя в сан науки, будет рассматриваться как неизменный постулат в цепи ее логических доказательств. А при наличии тесной связи между теорией и практикой, к которой стремится социализм, это может в ряде случаев повредить практическому движению.". Ученый приходит к выводу, что социализм как единство теории и практики вообще не может быть обоснован научно, да он и не нуждается в этом: собственно социалистической политическая программа может стать лишь при наличии в ней определенных морально-правовых установок. А поскольку наука должна быть свободна от ценностных суждений, то социализм научен лишь постольку, поскольку гарантирует свободу критики чисто научных элементов своей программы
Критика Бернштейна сосредоточивается на тех положениях социалистического, и прежде всего марксистского, учения, на тех принципах политической практики рабочего движения, которые не сработали, превратились в догму. Однако ревизия Бернштейном отдельных положений учения Маркса и Энгельса была воспринята большинством его современников как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа - как альтернативная идеям марксистского социализма.
Сам Бернштейн неоднозначно характеризовал свое отношение к марксизму. По его словам, это теоретический синтез "философии истории, политической экономии капитализма и теории классовой борьбы пролетариата, синтез, обновленный последними исследованиями реалий общественного развития. В своих основных понятиях это учение оказалось опровергнутым. Но то, что составляет его глубинный смысл и содержание, подтверждено исторической практикой" (Е. Bernstein. Der Sozialismus einst und jetzt. Bonn - Bad Godesberg. 1975, S. 181). Несомненной заслугой марксизма Бернштейн считает то, что в нем соединились в единое целое "социализм как духовно-теоретическая деятельность и социализм как борьба угнетенных масс за свое освобождение" (там же , с 181- 182).
Ревизионизм в той форме, какую ему придал Бернштейн, явился следствием неизбежной дилеммы, перед которой оказалась массовая политическая партия, исходившая первоначально в своих теоретических установках из радикального отрицания существующего общественного строя, но вскоре, в силу объективной экономической и политической ситуации, переориентировавшаяся на реформизм. Разрыв между теоретической установкой на революцию и практикой реформ социал-демократического движения на рубеже 19-20 вв и зафиксировал Бернштейн.
Интеллектуальная честность - главная черта мышления Бернштейна. Он первый из учеников, соратников и последователей Маркса и Энгельса, поставил вопрос о статусе и действенности марксистского социализма в новой исторической ситуации.
Основные работы:
Бернштейн Э., "Условия возможности социализма и задач социал-демократии", Спб, 1899
Бернштейн Э., "Очерки истории и теории социализма", Спб,1902